Черный континент продолжает радовать любителей харациновых рыб своими сюрпризами. В этот раз разговор пойдет о совершенно новой для России рыбке семейства Алестовые, или Африканских тетр, - высокотелом фенакограммусе (Phenacogrammus altus), описанном Буланже в 1899 году.
В аквариумной литературе про эту харацинку нет практически никаких сведений. Только в атласе Каля дается ее фотография и краткая аннотация, в которои написано, что рыбка населяет водоемы экваториальной Африки, достигает длины 6-6,5 см и является большой редкостью для любительских аквариумов, считаясь
очень ценным приобретением. Далее указано, что по характеру поведения она пуглива и осторожна, а содержание ее - удел опытных аквариумистов.
В российской литературе информации 6 высокотелом фенакограммусе нет. В энциклопедии «Экзотические аквариумные рыбы» О.Рыбакова приводится лишь ссылка на этот вид как на ближайшего родственника всем хорошо известной африканской рыбы - конго обыкновенного, или радужного (P.interruptus).
Вот с таким незавидным багажом знаний я и привез в 2001 году из Москвы в Нижний Новгород два десятка молодых альтусов. Длина мальков на то время не превышала 2 см. Формой тела и окраской они очень напоминали оливковых клоунов (Barbus filamentosus): эдакие маловыразительные рыбешки цвета стали с крупной чешуей и большим темным пятном на хвостовом стебле.
Молодь была посажена в 200-литровую емкость вместе с подростками Неmigrammopetersius caudalis, которых я тоже приобрел в ходе этой поездки.
Фото высокотелый фенакограммус
Новички быстро адаптировались к новым условиям. Они получали разнообразные живые корма из природных водоемов и активно перемещались по новой «жилплощади», концентрируясь преимущественно в нижней трети высоты аквариума. Держались рыбы плотной стайкой и при моем приближении мгновенно прятались за большой куст эхинодоруса.
Я не случайно упомянул каудалисов, о содержании и разведении которых подробно писал ранее, так как хочу сопоставить темпы роста и сроки достижения половой зрелости особей этих двух видов.
Так вот, каудалисы были разведены мною уже через 6 месяцев после их приобретения. К этому времени их возраст составил 9-9,5 месяца, а весной 2003 года мною получено третье поколение рыбок.
Альтусы же соизволили порадовать меня только в июне 2003 г., то есть по достижении возраста, близкого к двухлетнему. Причем росли они достаточно быстро, не уступая в этом плане своим собратьям каудалисам, и к году достигли длины 6 см (почти предельной, если верить сведениям, приведенным в атласе Каля). Но, судя по всему, размеры и половое созревание у этого вида слабо взаимосвязаны, так как никакие мои ухищрения в части получения от них потомства успехов не принесли.
Имея достаточный опыт разведения алестовых тетр, я даже запаниковал, не видя очевидной причины таких неудач. Но время расставило все по местам, и июньская посадка рыб на нерест наконец-то привела к желанному результату.
Однако обо всем по порядку.
Подросшие рыбки совершенно избавились от присущей им пугливости (вопреки утверждениям Каля) и, будучи пересаженными в двухметровый аквариум, в котором жили тетры-конго нескольких видов, одними из первых кидались к моей руке и хватали предложенный корм.
Аппетит у высокотелых фенакограммусов отменный. Этот момент надо обязательно учитывать при формировании рациона. Нельзя давать слишком много пищи, так как рыбки переедают и могут погибнуть. К слову, я вообще держу всех без исключения харациновых рыб впроголодь, с одним разгрузочным днем в неделю, зато кормлю своих питомцев по возможности разнообразно. Если сегодня задавался мотыль, то завтра его заменит трубочник, затем последуют коретра, ракообразные (живые или мороженые, в зависимости от времени года) и т.д. Особой любовью у всех алестовых пользуются насекомые. Это вполне закономерно, поскольку именно они составляют основу кормовой базы этих рыб в природных биотопах. Так что, если позволяет время, я балую тетр пойманными на лугу в траве бабочками, мотыльками, мушками, мелкими кузнечиками и прочей живностью. На мой взгляд, рыбы просто «звереют» при подаче такого корма, о чем свидетельствуют их прыжки из воды и мощные буруны на поверхности.
Фото высокотелый фенакограммус
Достигнув установленных природой размеров, альтусы на втором году жизни стали определяться по полу. Половой диморфизм у особей этого вида выражен достаточно четко. Окраска и форма взрослых рыб очень интересны. Их мощное, плотное, высокое тело (по-латыни alms значит «высокий»), покрытое хорошо заметной крупной чешуей, выглядит очень нарядно. Каждая чешуйка обрамлена темной канвой, придающей телу альтуса рельефность. Глаза крупные, с желтым ирисом и черным зрачком. На корневом стебле расположено большое бархатно-черное пятно.
Эти элементы окраски одинаковы для особей обоих полов. Но если у самок все плавники практически бесцветные и лишь лучи хвоста имеют чуть заметную красноватость, то у самцов и парные, и непарные плавники малиново-красноватые. Особенно интересна у самцов окраска и форма анального плавника. Передняя часть его составлена из удлиненных лучей и закруглена в виде полусферы; край плавника в центральной части отогнут к телу, а ближе к хвосту тянется ровной линией, отороченной широкой белой каймой. В целом все это выглядит очень нарядно и необычно. Молочной каймой украшен и задний нижний край спинного плавника.
Особенно привлекательными становятся взрослые самцы в период возбуждения и тем более во время нереста. Тело их приобретает темно-красный отлив, а плавники наливаются кроваво-красными тонами. Рыболовам не раз, наверное, приходилось видеть пойманных в наших российских реках лещей (Abramus brana), чешуя которых при извлечении из воды покрывается как бы кровавыми вкраплениями. Вот что-то подобное наблюдается и у альтусов в периоды нереста или драчливого (игривого) настроения в общем аквариуме.
Пользуясь случаем, хочу заметить, что динамичность высокотелых альтусов, их стремление вовлечь в свои игры соседей по аквариуму носят абсолютно безобидный характер. Увечий они при этом никому не наносят, а просто резвятся в свое удовольствие.
Но вернемся к внешнему виду рыб. Окраска самок в период возрастания их активности тоже усиливается. Она становится более контрастной, хотя, конечно, и не достигает пестроты, свойственной самцам.
Условия содержания альтусов в общих аквариумах достаточно просты. Необходимо лишь придерживаться основных правил, справедливых в отношении большинства харациновых. Прежде всего позаботьтесь о качестве воды: она должна быть чистой, прозрачной, с нейтральной активной реакцией и жесткостью от 1 до 15°. Оптимальная температура воды при содержании - 23-24°С.
При оформлении водоема не забудьте оставить для рыб достаточно свободного пространства для плавания (с учетом величины и подвижности P.altus). Рекомендую стайное содержание рыб (10-15 особей), при этом наиболее ярко проявляются особенности их поведения.
Подмену воды в аквариуме необходимо производить 1-2 раза в две недели небольшими порциями -по 10-15% объема. Свежая вода должна быть предварительно отстояна, поскольку высокотелые фенакограммусы, как, впрочем, и конго других видов, крайне негативно реагируют на растворенный хлор и его соединения. Правда, если до вас уже добралась цивилизация и муниципальная вода обеззараживается не хлором, а озоном, то ее отстаиванием можно пренебречь. Во всех же иных случаях нужно как минимум выдержать воду в отдельном сосуде в течение хотя бы суток или добавлять шлангом прямо из крана очень тонкой струйкой, включив в это время в аквариуме дополнительный фильтр и воздушный компрессор (усиленная циркуляция способствует скорейшему выводу хлора из воды).
Фото ареал обитания
В емкости с альтусами уместна любая аквариумная флора - и мелколистная, и широколистная. Рыбы ее практически не повреждают, поскольку по своей пищевой специализации являются выраженными зоофагами, зато активно используют в качестве нерестового субстрата. Особой их любовью пользуются большие пучки яванского мха или корни кустов таиландского папоротника. Наличие этих растений желательно не только в аквариуме с половозрелыми фенакограммусами, но и в водоеме с подростками, которые пока еще только примеряются к взрослой жизни, осуществляя пробные, «тренировочные» нересты.
Понятно, что получить потомство от альтусов в общем аквариуме невозможно из-за несоответствия параметров воды и большого количества голодных соседей, мечтающих полакомиться периодически появляющейся икрой. Тем не менее надо отметить, что картина нереста в общем аквариуме настолько любопытна, что порой забываешь о том, что неплохо было бы сохранить приплод (потом, правда, жалеешь: «Эх, надо было все-таки отсадить!»). Самец, преследуя самку, старается загнать ее в гущу мха и, прижимаясь к ней сбоку всем телом, делает несколько резких движений. Все - икра посыпалась. В ту же секунду все находившиеся рядом рыбы стремительно набрасываются на взявшиеся невесть откуда «шарики» и моментально уничтожают их. Несчастные производители отплывают в другой угол аквариума, чтобы там продолжить начатое дело, но не тут-то было: соседи вскоре оказываются рядом и все повторяется сначала. Зрелище, безусловно, завораживающее, но с заранее предсказуемым результатом (точнее, его отсутствием). Я же хочу рассказать о том, как все-таки получить от альтусов полноценное потомство.
Как уже упоминалось, сажать на нерест вроде бы взрослых, но еще не созревших рыб бесполезно. Я пробовал менять и объемы нерестовиков, жесткость, и активную реакцию воды - все бесполезно. Посаженные на нерест рыбы забивались в самый темный угол и ни за что не желали оттуда «выходить». Памятуя об их пугливости. я закрывал банку со всех сторон темным картоном, густо засаживал папоротником - все напрасно, не хотели рыбы нереститься.
С половозрелыми же особями, как я уже отмечал, все проходит гораздо легче. Наметив производителей, я выделил для них столитровую банку и залил в нее 70 л мягкой (dGH 1,5°) подкисленной (рН 6,4) отстоянной около месяца воды. В итоге высота водяного столба в нерестовике составила 20 см.
Положил на дно предохранительную сетку и поместил на нее несколько кустов таиландского папоротника, равномерно распределив их по площади дна. Включил компрессор и стал ждать момента начала нереста в общем аквариуме.
Через несколько дней такой случай представился. Отловив мечущую пару, поместил ее в нерестовик и, закрыв лицевую сторону емкости темной картонкой, включил подогрев. За ночь температура воды повысилась до 28°С. Освещение было естественным - из окна на торцевую сторону банки. Дополнительную подсветку не использовал.
Фото Каудалис (Неmigrammopetersius caudalis)
Рыбы вели себя спокойно, оживленно плавали, самец время от времени старался приблизиться к самке и подтолкнуть ее к кусту папоротника. Она на него огрызалась и ухаживаний в первое время не принимала.
Только на третий день начался гон. Он продолжался в течение 3 часов и полностью соответствовал описанному выше нересту в общем аквариуме, за одним исключением: производителям никто не мешал. У этих фенакограммусов нерест, на мой взгляд, больше напоминает размножение барбусов. Он не так красив и элегантен, как нерест радужных и бриллиантовых конго, и, тем не менее по-своему интересен. И это вполне закономерно, все-таки рыбы крупные, сильные, ярко окрашенные, динамичные. Они синхронно подходят к субстрату, а после спаривания на несколько минут расходятся, чтобы спустя некоторое время повторить процесс. В этой круговерти чувствуется какая-то необузданная страсть и сила.
Когда рыбы успокоились, я возвратил их в общий аквариум, вынул из нерестовика растения и предохранительную сетку, взял лампу, заглянул в емкость и... даже как-то опешил. Такого количества икры от впервые нерестившихся производителей- я никак не ожидал, тем более что посаженная на нерест самка не была уж очень полной.
В тех местах, где над сеткой находились кусты папоротника, икра лежала плотными «блинами». Она разбухла до 4 мм в диаметре и была совершенно прозрачной, с желтой точкой в центральной части. По моим прикидкам, всего икринок было порядка полутора тысяч.
Снизив уровень воды до 7 сантиметров, я закрыл банку черной бумагой и оставил до утра. Открыв на следующий день нерестовик, я приготовил пипетку, чтобы выбрать неоплодо-творенную икру. Здесь меня ждала еще одна неожиданность — погибших эмбрионов было ничтожно мало, несколько десятков. И это в первый нерест!
Полсотни икринок я перенес шлангом в небольшую кювету с отстоянной водопроводной водой, наполовину разбавленной дистиллятом. Это давало мне возможность более детально наблюдать за ходом развития эмбрионов.
Я не стал защищать кювету от света — она стояла на подоконнике, а температура воды в ней была комнатной - около 22°С. В не-рестовике же температура поддерживалась на уровне 27°С и круглосуточно работал микрокомпрессор (в кювете никакой аэрации не было).
Как и у других видов конго, развитие эмбриона у альтусов проходит в течение 5-6 дней, причем благодаря прозрачности оболочек икринок отлично видны все стадии метаморфоза зародышей. На третьи сутки, например, эмбрион начинает активно шевелиться, вертясь в разные стороны. Так как икринки лежат очень плотно друг к другу, создается впечатление, что шевелится само дно нерестовика. Незабываемая картина!
На шестые сутки случился дружный массовый расплыв. В кювете это произошло днем позже сказалась низкая температура. Поплывшая личинка серого цвета, длиной порядка 5 мм, с большими черными глазами.
Стартовый корм - прудовая коловратка. В первые дни я задавал ее четыре раза в сутки. Начиная с пятого дня ввел в рацион мальков науплиусов артемии.
На момент написания статьи мальки достигли недельного возраста, поэтому о методике дальнейшего выкармливания молоди сказать пока не могу. Но исходя из прежнего опыта считаю, что в дальнейшем никаких неожиданностей быть не должно.
Желаю любителям-харацинщикам приобрести и постараться развести этих удивительных рыб. Поверьте, они того стоят!