АквариуМИСТИКА И РЕАЛИИ МИРА. ТАИНСТВЕННЫЕ СВЕТЛЯЧКИ.
С.КОЧЕТОВ
Амур -русская Амазонка?
Рассматривая замечательные фотографии, сделанные Такаси Амано во время экспедиции на Рио-Негро, мне показалось, что некоторые снимки я как будто видел раньше - широкая гладь воды, заросли водных растений и маячащие где-то ближе к горизонту горы или холмы. Прошло некоторое время, и вспомнилось сразу несколько моментов из прошлого.
Моя первая экспедиция на Дальний Восток была инициирована статьей Марка Давидовича Махлина, вышедшей в начале семидесятых в немецком журнале «Аквариен-Террариен». Называлась она очень звучно: «Амур - русская Амазонка». В ней рассказывалось, как много интересных для аквариума рыб обитает здесь - косатка, змееголов, китайский окунь, синеперка и, цитирую, «целая плеяда амурских горчаков». В то время я еще не знал, что видовой состав ихтиофауны бассейна Амазонки на порядок богаче, и казалось, -да, действительно, Амур -русский Клондайк для аквариумиста. Примерно в это же время или чуть раньше в Москву в первый раз приехал самый знаменитый аквариумист мира - доктор Герберт Аксельрод.
В середине семидесятых мне посчастливилось познакомиться с ним лично. Как-то в разговоре он коснулся вышеупомянутой статьи Махлина и задал так много вопросов, что я понял: надо лететь. Рассказать Герберту (именно так он просил его называть) и показать всему миру Амур. Но, как выяснилось, все не так-то просто - для вылета в пограничные районы необходимо подготовить и оформить определенные документы и получить соответствующие разрешения (они, кстати, до сих пор хранятся в моем архиве).
Фото доктор Герберт Аксельрод
Однако все трудности были преодолены, и в августе 1977 года состоялось мое очное знакомство с великой русской рекой. Много невиданных рыб и растений было собрано и привезено в Москву. Еще больше было впечатлений, так что и на следующий год экспедиция продолжилась, но, базируясь на накопленном опыте, я уже лучше знал маршрут, был знаком с местными инспекторами рыбнадзора, которые всегда помогали чем могли, и был лучше подготовлен и морально и технически. На всю жизнь запомнились
восхищенные слова одного из московских коллег, когда мы передвигались на моторной лодке по реке Лефу (или, официально, Илистой) в направлении озера Ханка - «Не могу!!! - Амазонка!!!»
Прошло почти тридцать лет - за это время удалось кое-где побывать, кое-что повидать, и старые впечатления стали терять свою остроту, но вот разыскал старый снимок Лефу, сделанный в нескольких сотнях метров от ее впадения в Ханку, очень напоминающий амановские пейзажи, и все опять стало на свои места.
Таинственный свет и кровавые дожди
Это было много лет назад: засидевшись у аквариума далеко за полночь, я вдруг понял, что пора немного размяться. Отложив в сторону фотооборудование, вышел из темного коридора, где стоял аквариум, на кухню попить воды. Вернувшись назад и взглянув на аквариум, я даже вздрогнул - сон и усталость как рукой сняло: у поверхности и в толще воды кружились светящиеся звездочки - ну прямо мини-НЛО. Что такое? Включаю свет, но ничего в воде не видно, выключаю -опять появляются светящиеся объекты.
Мистика какая-то. Чтобы прояснить ситуацию, вновь выключаю свет и вооружаюсь сачком. Несмотря на волнение, сразу поймал несколько звездочек. Оказалось, что и в сачке они продолжают светиться. Скорее бегу на кухню, на свет, посмотреть, что поймал, но вроде бы в сачке ничего нет. Возвращаюсь в темный коридор, даю глазам возможность привыкнуть к темноте и вновь рассматриваю сачок — все-таки в нем что-то светится. Через нейлон сачка помещаю «звездочку» на кончик указательного пальца. Она продолжает работать в роли миниатюрной лампочки. Беру лупу и рассматриваю непонятную «добычу», но толку никакого. Наконец, не сводя глаз со светящегося объекта, медленно выхожу на свет... Разочарованию нет пределов: мое «НЛО» - это всего лишь кусочек мороженой коретры, которой я вечером кормил рыб. Эдакая мини-гнилушка, свечение которой образуют особые генерирующие свет бактерии.
Фото река Илистая
Впоследствии я прочитал, что некоторые светящиеся бактерии, обитающие в пресной воде, начинают светиться в присутствии небольшого количества морской соли. Этим, в частности, объясняется то, что самые яркие, прямо-таки пылающие гнилушки мне приходилось видеть ночью на островах Японского моря.
Морские светящиеся бактерии очень чувствительны к солености воды, ее повышение вдвое может вызвать гибель таких микроорганизмов. Для свечения наиболее благоприятна температура порядка 25-30 градусов, поэтому бактериальное свечение чаще всего наблюдается в тропиках. Видимо, светящиеся бактерии попали в мои аквариумы с дикими тропическими рыбами, а соль я добавляю для снижения стресса - это золотое правило. В природе же встречаются бактерии, которые вызывают свечение даже морского льда.
Светящиеся организмы мешают мореплавателям. Они зачастую создают иллюзию присутствия «ложных мелей», а отблеск света плотной массы планктона в облаках у горизонта не раз вводил в заблуждение штурманов различных кораблей, принимающих их то за огни несуществующего порта, то за прожектор береговой охраны.
Помимо бактерий способностью светиться обладает большинство морских растительных жгутиконосцев. Россиянам наиболее известна черноморская ночесветка (Noctiluca miliaris), великолепное по зрелшцности свечение которой - серебристо-белое, иногда с зеленоватым оттенком -стимулируется ударами волн или даже дождем. Наиболее яркое мерцание морской воды наблюдается в тихую погоду при небольшом прибое. По мнению рыбаков, свечение в Черном море в теплое время года наблюдается тогда, когда вода холоднее воздуха. Очевидно, это объясняется подъемом нижних слоев воды, где концентрация ночесветок существенно выше.
Жгутиконосцы некоторых видов не излучают видимых лучей сами, но способствуют свечению планктонных веслоногих рачков, для которых они являются излюбленной пищей. Крылоногие моллюски Clio тоже светятся только в тех случаях, когда питаются светящимися жгутиконосцами перидинеями.
Светящиеся формы встречаются у многих морских беспозвоночных, в том числе и среди медуз. Когда много таких животных скапливается на воде ночью, кажется, что на поверхности моря на несколько минут зажигаются шары голубого или зеленого цвета. В спокойном состоянии свет излучает лишь внешняя поверхность зонтика,
щупальца (достигающие, кстати, у некоторых видов двухметровой длины), а также пятна и полосы на теле. При сильном же раздражении светится вся медуза. Интересно, что слизь, оставшаяся на руках человека, взявшего медузу, какое-то время продолжает фосфоресцировать.
Иногда подводные скалы сплошь покрыты целыми «лесами» коралловых кустов, которые в темное время бывают буквально объяты пламенем, образованным многочисленными огоньками. Светятся они неровно и прерывисто, меняя цвет от фиолетового до красного. По своей интенсивности такое излучение не уступает свечению планктона. При большом желании любители морского аквариума вполне могут попробовать свои силы в содержании светящихся беспозвоночных. Это, пожалуй, будет самое новое направление в современной аквариумистике.
Аквариум, получивший Гран При конкурса
аранжировки International Aquatic Plants Layout Contest
Сродни свечению и другое интересное явление, которое в древние времена, да и сейчас, вызывает у людей чувство благоговейного ужаса - «кровавые» дожди или снег. Забегая вперед, отмечу, что по своей природе эти явления прекрасно знакомы аквариумистам, но несколько в другом виде.
Средневековые летописи полны сообщений о подобных явлениях. В 1870 г. кровавый дождь прошел над Римом. Ученые воспользовались этим случаем и исследовали красную воду. Оказалось, что каждая капля содержит массу шаровидных одноклеточных жгутиконосцев (Haemato-coccus pluvialis) ярко-красного цвета, который определяется пигментом гематохромом. Наиболее обычны кровавые дожди в тех местах, где возникают смерчи. Стихия всасывает и поднимает в воздух воду прудов и озер вместе со всеми их цветными обитателями, а затем обрушивает на землю.
Появление «кровавого» снега неоднократно наблюдалось на Кавказе, Урале, Камчатке и на некоторых островах в Арктике. Объясняется все просто: 4 вида жгутиконосцев: эвглены кровавая и снежная (Euglena sanguinea, E.nivalis), a также хламидомонады кровавая (Chlamydomonas sanguinea) и снежная (C.nivalis) способны жить даже на таких неподходящих для живых существ местах, как снег и лед. В результате при массовом размножении простейших «застывшая вода» обретает ту окраску, которую имеет цитоплазма этих животных. Известно зеленое, желтое,.голубое и даже черное «цветение» снегов, однако чаще наблюдается красное, вызываемое большим количеством размножившихся эвглен и хламидомонад.
Летом в стоячих водоемах появляется так много зеленых жгутиконосцев, что вода становится зеленой. Концентрация одноклеточных водорослей и жгутиконосцев там столь высока, что пить воду зачастую нельзя из-за отвратительного вкуса. С древних времен в этом отношении славилась долина Нила. Во время весеннего таяния снегов в истоках великой реки вода поднималась и смывала застоявшиеся в долине зеленые воды, постепенно окрашивая Нил вдоль всего русла. То же самое может происходить и в аквариуме при плохом уходе и накоплении в нем биогенных веществ. Превратить же аквариум в водоем с жидкостью, напоминающей кровь, никто еще не пробовал, да и нужно ли?
Конкурс аранжировки-2004 завершился
30 апреля 2004 года, спустя месяц после того, как был прекращен прием заявок на конкурс, судьи подвели итоги. На этот раз в конкурсе принял участие 791 конкурсант из 26 стран мира. Впервые Гран При получил не японский аквариумист. Им оказался гражданин Кореи Ли Ионг Ки с экспозицией под названием «Сосны для родного города Ш». Более подробный отчет о конкурсе - в следующем номере.