Фотографирование аквариума
Аквариумный сайт
Навигация

Живородящие

Лабиринтовые

Сомообразные

Харациновые

Карповые

Цихлиды

Вьюновые

Морские

Растения

Фирмы

Земноводные

Болезни рыб

Видео

Полезные статьи

Экзоты

Террариум

На других сайтах

Рыбоводство и рыболовство

Последние статьи

ЗЕБРОВЫЙ ПОПУАНСКИЙ РАК Cherax papuanus

Казино Вулкан бесплатно

Игровые автоматы Вулкан онлайн

РАДУЖНЫЙ КРАБ Cardisoma armatum Herklots

Статистика

Заметок в базе: 2296
Человек на сайте:11

На других сайтах

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЁЙ В СОЦСЕТЯХ

Фотографирование аквариума

Добавил статью: Сергей

Дата: 2013-11-05

Фотографирование аквариума и аквариумных рыб

ФОТО НА ПАМЯТЬ - 2.
НОВЫЕ ВРЕМЕНА, НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


В.МИЛОСЛАВСКИЙ г.Москва


Что побудило меня вернуться к теме, которая четыре года тому назад уже освещалась на страницах журнала «Аквариум» (см. «Фото на память*, №№ 2-3/2000)?
Во-первых, редакционная почта свидетельствует, что за прошедшие годы те номера стали библиографической редкостью, и в то же время сформировалась плеяда новых активных аквариумистов, задающих все тот же вопрос: как и чем снимать своих питомцев?
Во-вторых, за эти годы кардинальным образом изменился рынок фотоаппаратуры и. соответственно, возможности выбора фотографа.


Ну а в-третьих, начиная с середины лета 2004 г. электронную почту редакции заполонила волна «шедевров», выполненных фотокамерами мобильных телефонов с почти непременным комментарием авторов: «Неплохо бы разместить на обложке вашего журнала»...

изображения минора

Три варианта изображения минора (а-полиграфический, б-стандрат интернета, в-интерполированный)

Индивидуальные разъяснения отнимают массу времени. Вот я и решил одним махом убить всех этих трех «зайцев». Пользуясь случаем, заранее прошу прощения у постоянных читателей за некоторые повторы из прежнего материала, но без этого не обойтись.


Издательская проза

В современной полиграфии общепризнанным стандартом качества изображения является его физическое разрешение 300 пикселей на дюйм (ppi). При такой печати глаз человека не различает отдельных точек, из которых складывается изображение. Тот же стандарт распространяется и на работу печатающих устройств (фотопринтеров), которыми оснащены лаборатории, выполняющие распечатку фотографий с цифровых носителей.
Необходимо учесть, что вышеуказанное разрешение снимка - не абстрактная независимая величина. Она должна быть жестко привязана к геометрическим размерам фотографии. Языком цифр издательский оптимум в данном случае выглядит так: 300 ppi при формате кадра не менее 10x15 см.

 


Подобное разрешение способны давать лишь негатив, слайд или цифровая фотокамера с разрешением матрицы не менее 3 мегапикселей. Большинство же современных мобильников оснащены сравнительно примитивными фотоустройствами с разрешением 640x480 точек, то есть порядка 0,3 мегапикселя. Естественно, с таким фотоаппаратом о качественных снимках и мечтать нечего.


Иногда наши корреспонденты, по той или иной причине лишенные возможности прислать фотографии героев своих статей, рекомендуют нам воспользоваться услугами всемирной информационной сети. К сожалению, такой путь неприемлем. Во-первых, эксплуатируя этот ресурс, издание вступает в конфликт с нормами авторского права. Во-вторых. Интернет использует собственный стандарт разрешения картинок, составляющий 72ppi. Это, с одной стороны, соответствует оптическим параметрам большинства компьютерных мониторов (при воспроизведении на них фотографии ее низкое качество визуально не фиксируется), а с другой - не перегружает сеть. Ведь картинка полиграфического качества «весит» много (ее объем даже в сжатом виде может составить несколько мегабайт) и «грузиться» такой монстр будет очень долго. Интернетовские же картинки должны быть легкими, быстрыми.

фотоаппараты

Фото фотоаппараты слева пленочный справа зеркальный

Мне могут возразить: чего проще -сняли чем попало, получили интересную в сюжетном плане картинку, загрузили ее в какую-нибудь компьютерную программу обработки графики, да и задали там требуемое итоговое разрешение. На первый взгляд, путь действительно отменный, но... Фактическое и математическое (интерполяционное) разрешение - это, как говорится, две большие разницы. Если первое отражает реальное состояние объекта съемки, то второе является всего лишь результатом работы программы типа Photoshop, которая по определенному алгоритму дорисовьюает промежуточные пиксели (точки), дефицит которых возникает при переходе с низкого разрешения на высокое. Чем существеннее разница, тем больше приходится творить машине.


Пример: переводим изображение с разрешением 640x480 пикселей в картинку полиграфического качества (пусть будет 2048x1360 точек). Первая содержит около 300 тысяч точек цвета, вторая должна иметь их почти 3 миллиона. Таким образом, на каждую фактическую точку во втором изображении будет приходиться около десятка придуманных машиной. Итог: размытые края объектов, отсутствие четкой прорисовки деталей, заметные искажения цвета и прочие пакости, которые при печати на качественной бумаге проступают во всей красе. То же самое, кстати, касается и сканеров. В их характеристиках указываются две величины: максимальное физическое и интерполяционное разрешения. Серьезно работать можно только с первым, второе - больше от лукавого.


Цель определяет средства


Критика в мой адрес по поводу той первой статьи сводилась в основном к одному: почему обойдена стороной тема цифровой фотографии?
Дело в том, что в конце прошлого века (а ведь не так уж и давно это было) модельный ряд качественной цифровой техники был весьма скуден, зато стоимость камер внушала благоговейный трепет. Скажем, цена некоторых моделей второй половины 90-х доходила до 20-35 тысяч долларов.
Естественно, в России владели этими раритетами единицы, да и те наверняка являлись профессионалами, не нуждающимися в моих дилетантских советах. Было тогда, конечно, и «мыло» (первые такие цифровики появились в России в 1996 году и тоже дешевизной не отличались), но качество полученных на них снимков удовлетворяло требованиям разве что весьма невзыскательного любителя. Да и вообще в то время цифровой фотоаппарат воспринимался большинством не как рабочий инструмент фотографа, а скорее как дорогая игрушка, наличие которой в арсенале свидетельствовало о том, что ее владелец достаточно состоятелен и не чужд технических новшеств.


Картина стала кардинально меняться лишь в самом конце XX века, когда на рынке стали появляться модели с разрешением матрицы 1,5-2 млн. пикселей. Но и они, по большому счету, были годны лишь для создания скромного семейного фотоальбома.
Всего 2-3 года потребовалось для того, чтобы ситуация на рынке фотоаппаратуры радикально изменилась. Сейчас «цифра» признана, почитаема и любима, что подтверждается, в том числе, и рейтингами продаж. По данным некоторых аналитиков, на каждую проданную в 2004 году качественную пленочную камеру прихо-
дится по 2-4 цифровых. А уж выпускаемых ныне моделей и не перечесть.
К признанным лидерам и узнаваемым аутсайдерам, производящим массовую пленочную и цифровую фотоаппаратуру, присоединился достаточно многочисленный сонм изготовителей-новичков, имена которых пока либо вообще не известны широкой общественности, либо знакомы в основном тем, кто увлекается компьютерными технологиями.

 


Громоздкие и крохотные, изысканные и простенькие, примитивные и навороченные, дорогие и дешевые; заходишь в магазин - глаза разбегаются. На чем же остановить свой выбор?
Все зависит от целей. Для ординарной бытовой съемки и не претендующего на качество виртуального фотоальбома вполне сгодится даже мегапиксельная камера, если же в последующем предполагается любоваться собственными шедеврами со страниц глянцевого журнала, придется поискать модели с разрешением матрицы как минимум в 3-4 раза больше. Но солидность матрицы (сенсора) - это лишь один из сепараторов, ранжирующих камеры на бытовые (начального уровня), продвинутые и универсальные.

фотовспышка при сьемке аквариума

Фото правильное расположение вспышки при съемке

«Мыло» на мыло?

Что представляют собой современные цифровые камеры? Если не вдаваться в детали, можно сказать, что это - более или менее удачный (в зависимости от модели) симбиоз уже отработанных десятилетиями традиционные фотоинженерных решений и современных компьютерных технологий. Наиболее значимо это проявилось в том, что одноразовый носитель информации (фотопленка) заменен на многоразовый (матрица). Конструктивно пленочная и цифровая камеры очень близки. Более того, многие цифровики созданы на базе пленочных фотоаппаратов с практически полным сохранением экстерьера, а частично и «начинки». Такой подход, с одной стороны, удешевляет производство камер, а с другой - облегчает потребителю переход с привычной технологии съемки на новую.


Из этого можно сделать вывод: требования, предъявляемые как к пленочным, так и к цифровым фотокамерам (в том числе и «мыльницам»), которые предполагается использовать для съемки обитателей аквариумов и террариумов, практически аналогичны и определяются специфическими условиями работы. Специфика же эта предполагает съемку подвижных объектов в условиях дефицита света и избытка источников рефлектирующего излучения, в качестве которых выступают стекла аквариума, вода, полированные стенки оборудования, зеркальная чешуя рыб,глянцевая поверхность листьев и пр.

 


Что из этого вытекает? Да то, что использование в наших целях «мыльниц», даже самых совершенных, сопряжено с рядом серьезных, порой неразрешимых проблем. Мало того, что часто съемку приходится проводить в стесненных условиях (с этой точки листик рыбу загораживает, с другой - фильтр в кадр лезет, с третьей вообще не подойти - там шкаф стоит), а тут еще надо исхитриться выбрать позицию, с которой отраженный от жестко встроенной в корпус «мыльницы» вспышки свет не попадет в объектив и, соответственно, не отобразится на пленке или матрице, безнадежно испортив кадр.

 


Тем не менее «мыльница» - тоже фотоаппарат, и снимать рыб ею можно, особенно если речь идет о «цифре». Ведь одним из главных и неоспоримых преимуществ техники такого рода является возможность мгновенно увидеть результат и при необходимости продублировать снимок, оперативно внеся должные коррективы (скажем, сменив позицию или параметры съемки) и не дожидаясь, когда пленка будет «добита» до последнего кадра, отдана в проявку и как минимум обработана, а как максимум - распечатана.

разные виды фотовспышек

Фото разные виды фотовспышек в современных фотоаппаратах

Пригодная для аквафотосъемки цифровая «мыльница», помимо вместительной матрицы, должна обладать качественным (хорошо бы просветленным) стеклянным объективом, желательно с переменным фокусным расстоянием. Дешевые однолинзовые оптические конструкции, выполненные из пластика, - гарантия отсутствия на снимке четкости и цветовой корректности. Зум же, или переменный фокус, дает больше возможностей в компоновке кадра и позволяет в некоторых пределах варьировать дистанцию, с которой производится съемка. Это может быть принципиально важно при попытках запечатлеть осторожных и пугливых обитателей домашнего водоема.

 


Диапазон фокусных расстояний объективов цифровиков-мыльниц заметно отличается от такового у пленочных фотоаппаратов. Это вызвано существенным расхождением площадей кадра пленки и матрицы. Коэффициент пересчета у фирм несколько разнится, но грубо его можно принять равным 5.5 (то есть объектив «цифры» с пределами 5-20 см примерно соответствует пленочному объективу 28-105 см).


У некоторых цифровых компактных камер имеется зум не только оптический, но и (прошу прощения за тавтологию) цифровой. Хуже, когда оптического нет вовсе, а зуммирование осуществляется исключительно математическими средствами, то есть компьютерная начинка камеры лишь имитирует изменение фокусного расстояния объектива (масштаба), соответствующим образом обрабатывая и кадрируя исходное изображение. Для серьезного фотографа такой алгоритм неприемлем, поскольку человек в данном случае практически лишен возможности управлять процессом, а конечный продукт подобной съемки, как правило, оставляет желать много-много лучшего.

 


Чем скромнее минимальная дистанция съемки объектива, тем лучше. Многие современные пленочные «мыльницы» позволяют резко снимать с 30-40 см. Цифровые камеры, так те вообще «разрешают» фотографу работать на дистанции в несколько сантиметров. Если объект вашего интереса мелкие харациновые, живородящие, беспозвоночные - этот аспект очень важен. С полутора метров вы неона на снимке просто не разглядите. К тому же чем ближе фотоаппарат к объекту съемки, тем меньше вероятность рефлективной засветки от вспышки. Крупные планы в этой связи имеют неоспоримые преимущества перед общими.


Чем ближе расположены по отношению друг к другу объектив и вспышка, тем больше вероятность паразитных бликов. В то же время многие производители идут по пути миниатюризации фотоаппаратуры в ущерб ее универсальности и эргономике (не так уж удобно, на мой взгляд, выискивать соответствующие кнопки на фотоаппарате, который легко прячется даже в детской ладони). Правда, в некоторых моделях вспышка во время съемки на специальных полозках поднимается над корпусом камеры, отдаляясь от объектива и уменьшая риск порчи кадра. При прочих равных условиях такой цифровик предпочтительнее аппарата с неподвижной вспышкой.

Фотосъемка  аквариума

Фотосъемка из далека и с близкого расстояния

Крайне желательно, чтобы камера обладала максимально широким спектром пользовательских функций (программ), в ряду которых присутствуют приоритеты выдержки и диафрагмы. Скажем, снимать шустрых барбусов на длинных выдержках (до 1/60 с) бессмысленно - кроме мазни вы ничего не получите. Тут все решают сотые доли секунды, и нужно, чтобы камера при отработке экспозиции отдавала приоритет коротким выдержкам в ущерб диафрагме. Другое дело - раскидистый куст криптокорины. Если вы хотите, чтобы на снимке одинаково четко были прорисованы все листья розетки, без максимально глубокой зоны резко изображаемого пространства не обойтись, а значит, придется ориентировать фотоаппарат на диафрагменное число 11-16 и более. А вот длительные выдержки в данном случае не критичны -растение-то неподвижно (если только его течение не колышет).


Подобных жанровьгх ситуаций в аквариумистике может быть множество. Поэтому чем функционально богаче камера, чем больше у нее ручных настроек, тем выше шанс, что она успешно справится с поставленными перед ней задачами.

 

Для цифровой «мыльницы» важен еще такой аспект, как характеристики монитора. Ведь кадрировка в «цифре» осуществляется, как правило, не через видоискатель, а по показаниям эдакого мини-телевизора. Естественно, чем он больше, ярче и контрастнее, чем больше цветов воспроизводит, тем легче фотографу контролировать ситуацию и тем выше вероятность того, что съемка закончится благополучно.


Наличие у фотоаппарата гнезда для крепления на штативе, «башмака» или разъема для присоединения дополнительной вспышки, резьбы на объективе для насадочных линз и других подобных атрибутов говорит в его пользу и делает более пригодным для определенных нами целей. И все же съемка «мылом» в значительной степени - лотерея, шанс выигрыша в которой достаточно непредсказуем. Если же говорить о более прогнозируемом результате, лучше остановить выбор на зеркалках, тем более что с появлением на свет летом 2003 г. «Canon 300D», а годом позже его близкого аналога «Nikon D70», цены навороченного цифрового «дата» и цифровых же зеркальных камер заметно сблизились и приобрели сравнительно демократичный характер.

 


Тем не менее никто еще не осмелился оспорить постулат «снимает не камера, а фотограф». Отсутствие должных навыков не компенсируется даже самым умопомрачительным фотоаппаратом. И тут еще стоит подумать, какой вопрос важнее: «Что купить?» или «Как этим правильно воспользоваться?» Об этом мы и поговорим в следующий раз.

Журнал Аквариум 2004 №5

Еще по этой теме:

Как фотографировать аквариум

ФОТО НА ПАМЯТЬ - 2. НОВЫЕ ВРЕМЕНА, НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

АКВАФОТОГРАФ

Просмотров: 2394

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЁЙ В СОЦСЕТЯХ

Комментарии к этой статье:

Добавить ваш комментарий:


Введите сумму чисел с картинки:

Поиск по сайту

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов.


Реклама.

Московский Арована-центр

Эксклюзивные виды
рыб и креветок

Узнать цены на Московской птичьем рынке
Фирма "Боция Клоун"

На других сайтах