В результате ревизий, проводимых среди американских цихлид, некоторым видам геофагусов возвращено исторически приоритетное название. Как видно из научного названия, род Сатаноперка (Satanoperca Guenther, 1862) был впервые описан еще в середине XVIII века. Дословно это название переводится с латыни как «сатанинский окунь».
Вообще, надо сказать, рыбы и их образы играли огромную роль как в хозяйственной деятельности человека, так и в его верованиях. Об этом свидетельствуют многие археологические находки, в том- числе некоторые сохранившиеся до наших дней памятники древнего зодчества. Да и само слово «рыба» - ИХТИС - было одним из наиболее распространенных символов христианства. Эта аббревиатура расшифровывается с греческого как «Иисус - Христос - Теос (Бог) - Истинный -Спаситель».
Фото сатанинский окунь
Но вернемся к нашим «геофагусам». Если присмотреться, очертания сатано-перки действительно необычны - что-то в их облике и правда есть демоническое. Отличаются они от других
представителей рода и поведением. В частности, только сатаноперки инкубируют молодь во рту, подобно эндемикам Малави и Танганьики.
Из семи видов сатаноперок, известных в настоящее время, пять были описаны Хеккелем в период с 1840 по 1849 годы. Несколько видов и вариаций, десятилетиями отлавливаемых в реках Южной Америки, удивительно похожи друг на друга и поставлялись под одним названием - геофагус юрупари.
Раз уж захотелось Понтеру назвать род сатанинским, то и название последнему виду из этой группы геофагусов, описанному в 1988 году, Кулландер и Ферейра дали под стать - сатаноперка Пилит (Satanoperca lilith). Известно, что Л и лит - это первая жена Адама, которую Бог, так же как и его самого, сотворил из грязи. А как же Ева? - спросите вы. Согласно Талмуду, «до Евы была Лилит». Именно она, как гласит предание, подарила Адаму «сверкающих сыновей и сияющих дочерей». Вот и сатаноперки Лилит сверкают и сияют, не правда ли?
Однако жизнь Лилит с Адамом не сложилась. Говоря современным языком, не сошлись характерами. В результате сложных перипетий Лилит стала королевой ночных демонов - суккубов. Если верить легендам мрач--ного средневековья, эта злодейка соблазняла одиноких мужчин и питалась их кровью. Но самую большую опасность представляла она для детей, которые могли стать ее легкой добычей. Чтобы защитить своих чад, родителям советовали начертить на стене детской комнаты круг с надписью «Адам и Ева преграждают Лилит путь».
Кстати, о Еве. Чтобы отомстить ей, Лилит, согласно святым писаниям, уговорила Еву отведать запретный плод и зачать Каина -брата и убийцу Авеля. Именно о ней пророк Исайя говорил как о ночной ведьме, живущей в диком месте рядом со зверями и гиенами.
Вот такая страшная история, но рыбы, несомненно, очень интересные. Однако какой именно вид или виды были у нас, сказать сейчас трудно. Скорее всего это Satanoperca leucosticta.
Название другого вида, побывавшего в наших аквариумах, тоже звучит не лучше - сатаноперка демон (Satanoperca daemon). Однажды этих рыб мне удалось по ошибке получить от своего давнего знакомого из Колумбии Адриана Бругмана.
Фото скорпены
Вместо хорошо знакомого геофагуса (Geophagus hondae) в пакетах оказались совершенно не похожие на них рыбы-демоны, которые и поныне являются огромной редкостью в аквариумном мире.
Сразу всплыли в голове незабываемые слова Остапа Бендера, адресованные Эл-лочке-людоедке: «Вам продали более дорогой мех!» Действительно, почти взрослые демоны (Satanoperca daemon), о которых мы даже не мечтали, обошлись всего по 35 центов за штуку, если не считать транспортных расходов и таможенных пошлин. К сожалению, развести их тогда не удалось.
Но не только названия рыб могут относиться к миру тьмы. Сатанинскими бывают и некоторые обряды, в которых рыбы играают косвенную, но очень важную роль. Так например, специфический яд, вырабатываемый тетраодонами, -тетрадотоксин, получаемый из рыбы-ежа (того же подотряда, что и тетраодоны), входит в качестве важнейшего компонента в пасту Зомби, которую используют члены гавайского культа Буду для того, чтобы ввести человека в состояние транса. При этом жертва не подает признаков жизни и ее даже можно закопать в землю. Спустя некоторое время «покойник» восстает и становится живым мертвецом -зомби. А чтобы его образ стал еще более зловещим, использовалась особая светящаяся в темноте мазь, приготовленная из тех рыб и других животных, которым присуща естественная био-люминенсценция (подробнее об этом явлении я рассказывал в предыдущем номере).
Справедливости ради надо отметить, что подобные мази человечество использовало не только в ритуальных, но и в чисто практических целях. Скажем, некоторые жители Бирмы, образ жизни которых предусматривал активное передвижение в сумеречное и ночное
время (чтобы не подвергать себя воздействию тропической жары), готовили себе специальную мазь-пасту из сушеных рачков рода Ципридина, размолов их в порошок и смешав со слюной. Этот светящийся состав они намазывали друг другу на спину, чтобы не потеряться во время ночных переходов по джунглям.
«Борджиа» рыбьего мира.
Потребление в пищу рыб по крайней мере 100 видов чревато более или менее серьезными отравлениями. Большинство из них являются обитателями моря, в том числе и упоминавшиеся выше тетраодоны, или рыбы-ежи. Зная об особых свойствах этих необычных существ, жители Гавайев, например, использовали рыб-ежей для приготовления отравленных стрел, погружая их острие в желчный пузырь рыб.
Интересно отметить, что ядовитые рыбы, в отличие от змей, как правило, не используют свои ядовитые свойства для охоты, обездвиживания или умерщвления потенциальной добычи. Их яд нужен рыбам только для самозащиты или вырабатывается в качестве побочного продукта жизнедеятельности. Так, например, мясо знаменитой японской рыбы фугу или гавайской муки-муки ядовито само по себе, и его приготовление - удел посвященных. Чтобы получить лицензию на использование фугу в гастрономических целях, кандидатам приходится учиться в течение 3 лет. При этом прочие заслуги в области кулинарии в расчет не принимаются. Но даже это не гарантирует полной безопасности смельчакам, решившимся отведать столь экзотическое блюдо. Отравления, которые, несмотря на все предосторожности, случаются с достойной лучшего применения периодичностью, могут вызвать смерть гурмана от дыхательного паралича и остановки сердца уже через 24 часа после приема пищи.
Фото анемоновые рыбки около актинии
Некоторые рыбы ядовиты только в определенные моменты своей жизни. Это может быть вызвано особенностями сезонного питания, преднерестовыми изменениями в организме, а также другими причинами. Например, внутренние органы иглобрюхих, особенно печень и гонады, очень ядовиты в период, предшествующий нересту, но совершенно не токсичны после него. Ядовитой, кстати," может быть и сама икра.
Степень, да и сам факт интоксикации зависят и от способа попадания того или иного компонента в организм человека.
Слизь мурен, равно и как кровь угрей, токсична, если ее ввести внутривенно в виде инъекции, но совершенно безопасна, если рыбу употреблять в пищу. Объясняется это просто: пищеварительные ферменты человеческого желудка разрушают эти яды.
Разнятся у рыб и органы, способные вырабатывать яд и доставлять его к цели.
У крылаток, скорпен, дракончиков и каменной рыбы это - особые железы и связанные с ними тонкими каналами шипы.
У скорпен эти железы расположены в наростах под глазами. Причем противоядие выработать практически невозможно, так как состав яда у каждой особи индивидуален. К счастью, уколы скорпен хоть и очень бо-
лезненны, но, как правило, не смертельны.
На оборонительном вооружении рыбы-камня имеется 13 ядовитых шипов, соединенных с железами, расположенными вдоль гребня спины. Укола любого из этих шипов достаточно, чтобы оглушить или даже убить агрессора. Причем токсичная
жидкость в каналах находится под таким давлением, что при поломке луча выбрасывается на расстояние больше метра (и это под водой!).
Защитные ресурсы хорошо известной любителям морской аквариумистики крылатки включают уже 18 ядовитых шипов, напоминающих длинные иглы. Правда, яд этих коварных красавиц, по сравнению с рыбами-камнями, не столь опасен для людей.
Популярные у «маринистов» рыбы-кролики имеют другую уникальную особенность: каждый из брюшных плавников этих морских обитателей несет по два расположенных один за другим ядовитых луча.
А самым ядовитым существом среди аквариумных любимцев является небольшой австралийский голубой осьминог Hapalachlaena maculosa, длина которого во взрослом состоянии не превышает 20 см. Зато вырабатываемый им нервно-паралитический яд вызывает смерть человека в течение 10 минут после укуса вследствие паралича сердца и остановки дыхания.
Этот осьминог растет очень быстро - уже в 4 месяца достигает взрослого состояния. Однако и живет он недолго - до момента размножения, после чего погибает. Рассказ о ядовитых морских обитателях был бы неполон без упоминания популярных среди аквариумистов актиниях, или морских анемонах, и анемоновых рыбах амфиприонах. В настоящее время насчитывается менее 30 видов анемоновых рыб, вся жизнь которых, за исключением планктонной, начальной, стадии развития, связана с актинией-анемоном. Из приблизительно 1000 видов актиний только 10 подходят для совместного проживания. Наиболее широко представлены анемоновые рыбки в районе Папуа-Новой Гвинеи, где они проживают в симбиозе с 8 видами анемонов.