С того момента, как европейский ученый мир увидел первую живую криптокорину (Cryptocoryne spiralis), прошло более полутора веков. Растение тогда поразило всех своим необычным соцветием. В ботанических садах, а затем и у аквариумистов криптокорины появились в 1908 г. - их привез из путешествия по Азии известнейший ботаник, автор многих научных открытий, статей, книг, двадцатитомной энциклопедии о растениях А.Энглер. Затем в ботанический сад Кью (Лондон) от Х.Н.Ридли было прислано несколько видов из водоемов Сингапура.
По данным М.Махлина (1987), к 1949 г. в Европе культивировалось 5 видов растений этого рода (в том числе в СССР - 2); к 1960 их стало уже 20, в 1979 - около 40.
Сколько же видов криптокорин всего? В работе Де Вита (1971) значится 50 видов, в классификации К.Ратая (1975) приводится 65 таксонов (52 вида), Н.Якоб-сен (1979) упоминает 51 вид. Я.Бастмейер на своей вэб-страничке сообщает, что, в соответствии с данными Якобсена на январь 2003 г., существует 65 валидных видов криптокорин с подвидами.
Фото С. cordiata. siamensis
Однако до середины 90-х доступными для большинства аквариумистов оставались лишь около 15 видов криптокорин, и лишь в редких коллекциях их насчитывалось в 1,5-2 раза больше. В наши дни ситуация в этом плане изменилась, можно сказать, радикально, особенно для любителей из Восточной Европы и стран бывшего СССР: снятие «железного занавеса», безграничные возможности Интернета и легализация «универсальной» валюты существенно расширили ассортимент доступных поклонникам декоративной водной растительности криптокорин.
Растениям этой таксономической группы посвятили свои работы такие ученые, как Фишер, Рейхенбах, Энглер. Шотт, Гриффит, Ал-стон, Ридли, Жснепен, Твайтез, Меррилл, Тримен, Вендт. Де Вит, Ратай, Якобсен, Рувье, Богнер и др. Из наших соотечественников в этом ряду можно вспомнить В.Жданова, А.Трифонова, С.Белоцкого, П.Ковалева, А.Бедного, ботаников А.Соколову, В.Шелейковского, М.Серебряного и др. Одним из наиболее увлеченных исследователей и активных популяризаторов криптокорин на сегодняшний день является Ян Бастмейер. В частности, в 1997 г. он создал один из наиболее полных и компетентных вэб-сайтов* (на английском языке), посвященных этим растениям - «The Crypts pages».
На протяжении четверти века, начиная с середины 60-х гг., передовым центром по изучению криптокорин
оставался Университет сельского хозяйства в г.Вагенингене (Wageningen), до 1980 г. возглавляемый профессором Де Витом. Ученый сам был не на шутку увлечен этими растениями, описал 21 новый вид рода Cryptocoryne и 6 видов рода Lagenandra да еще подарил миру несколько замечательных книг. Иллюстрации криптокорин к работам Де Вита выполняла Айк Зевалд. Прекрасные рисунки, идиллия классической ботаники. Одна из криптокорин названа именем художницы.
Известный чешский натуралист профессор Карел Ратай также много сил отдал изучению криптокорин. В 1975 г. он представил вниманию научной общественности свою оригинальную классификацию рода, основанную на морфологических и географических признаках.
Однако эта классификация широкого признания не получила.
Время не стоит на месте. Новые приборы в руках исследователей, новые открытия, новые идеи - все это порой меняет привычный взгляд на давно знакомые вещи. Нильс Якобсон изучает хромосомы и ДНК представителей рода и в результате в 1979 г. создает новую классификацию. Однако чем глубже проникает взгляд ученого, тем больше нерешенных проблем он находит. Систематика рода Cryptoco-ryne сегодня пребывает в динамике, в поиске ответов на старые и ряд новых вопросов.
Фото criptocoryne bullosa
Нынешняя «столица» криптокорин находится в Копенгагене. Здесь же размещено представительство Европейского Криптокоринового общества (European Cryptocoryne Society), члены которого регулярно собираются с целью общения, обмена мнениями и опытом, коллективного решения актуальных проблем как чисто теоретического, так и практического плана.
Любопытно, что криптокорипы привлекают не только ботаников и аквариумистов. В частности. Я.Бастмейер сообщает, что многие целители, проживающие в районах произрастания криптокорин, используют эти растения для приготовления лечебных сборов.
Криптокориновая болезнь
С тех пор как криптокорины попали в искусственные комнатные водоемы, аквариумисты столкнулись с новым феноменом, который прозвали «криптокориновой болезнью». До сих пор он не раскрыт исчерпывающе.
Явление заключается в том, что вся возвышающаяся над грунтом часть растения вдруг ослизняется и деградирует. При этом корневище с корнями обычно остается живым и растение впоследствии восстанавливается. Paul Krombholz убежден, что корневища сохраняют способность к восстановлению при условии достаточного содержания в воде кислорода.
Иногда случается так, что на краю листовой пластинки образуется выемка, расползающаяся в направлении средней жилки. Процесс протекает медленно, и растение можно спасти, оптимизировав условия содержания. В других случаях все происходит молниеносно: буквально за пару суток «стеклянные» листья сворачиваются как серпантин, а спустя еще полдня о том, что в этой емкости были пышные заросли криптокорин, никто, кроме вас, не догадается.
Имеем ли мы дело с заболеванием или же это физиологическая реакция (адаптация) растения на внешние факторы - однозначного ответа я не встречал. И несмотря на сообщения о якобы выделении у «больных» растений определенных бактерий и вирусов, я склоняюсь к версии физиологической реакции. Заболевание не характеризуется признаками, упомянутыми в описаниях, и которые я наблюдал сам.
В среде аквариумистов считается, что развитию «криптокориновой болезни» способствуют следующие факторы:
- разовая подмена воды на свежую в количестве, превышающем половину объема аквариума;
- резкое изменение уровня освещенности и спектрального состава источников света;
- передозировка удобрений, другие значительные скачки гидрохимии (в первую очередь - рН).
Дополнительная подача С02 (для подкормки растений), по всей видимости, требует следующего предостережения: внезапное прекращение подачи углекислого газа может привести к резкому смещению активной реакции воды в «щелочную» область, что провоцирует сброс листьев. Paul Krombholz сообщает, что сброс случается и в начале введения С02, особенно при недостатке освещенности.
Фото criptocoryne cordiata
Таксономия и классификация криптокорин
Как было замечено выше, многие ученые пытались внести стройность, упорядочить систематику рода Cryptocoryne. Однако все оказалось не так просто. Видимо, основные причины -эколого-географические особенности (слабая изученность труднодоступных мест обитания - даже в наши дни) и конволюция с насекомыми.
Род Cryptocoryne выделен Фишером (Fischer) в 1828 г. Название происходит от греческих слов «криптос» -скрытый и «Корине» - булава. То есть в переводе на русский язык это следует понимать, как «растение со скрытыми цветками».
Некоторые виды, на сегодня причисляемые к крипто-коринам, ранее были отнесены к другим родам. Так, первая криптокорина - С. spiralis была описана в 1779 г. исследователем по фамилии Retzius (Рециус) как Arum spirale. И лишь спустя почти полвека, в 1830 г., Wydler отправил этот вид в уже установленный род Cryptocoryne. Правда, в 1832 г. Roxburgh решил поместить эту криптокорину в род Ambrosinia, куда тот же Роке бург в 1814 г. определил C.retrospiralis, а в 1819 г. - С. ciliata.
В то же время бывало и наоборот: в частности, в 1857 г. Schott описал C.go-mezii, и лишь в 1987 г. Богнер с Якобсеном установили ее принадлежность к лагенандрам.
Как уже упоминалось, этот многострадальный род затронуло множество ревизий. Наиболее корректной признана работа Нильса Якобсена. Классификации Де Вита (1971) и Карела Ратая (1975) стали частью истории и в настоящее время практически не применяются.
Новые виды описываются до сих пор. В начале 90-х герпетолог Н.Орлов (Санкт-Петербургский университет) из экспедиции по Вьетнам} (районы Da Nang и Hue) привез новую криптокорину. Растение передали в Москву, и спустя некоторое время (в 1991 г.) оно зацвело. Анализ соцветия позволил М.Серебряному описать новый для науки вид - Cryptocoryne annamica. Через 3 года в той же местности был найден еще один новый вид - С. viet-namensis Muehlberg & Hertel (1994).
Фото криптокорина балансе
В 1998 г. голландский исследователь Piet van Wijngaarden среди растений C.usteriana, собранных на Филиппинах (Mindanao), вместе с известным экспортером Х.Морко обратили внимание на новое растение. Год спустя Вийнгаарден совместно с Бастмейером описали новый вид - C.coronata.
В 2002 г. японский ученый Южи Сасаки (Yuji Sasaki) в Sarawak (о.Калимантан, Индонезия), казалось бы, в хорошо изученном р-не Sibu нашел новый вид. Примечательно, что соцветие у этой криптокорины в точности повторяет расцветку японского флага. Растение передали Яну Бастмейеру, который описал новый вид и назвал его в честь первооткрывателя - C.yujii. Однако г-ну Сасаки повезло и во второй раз. В том же году и в том же районе он обнаружил не знакомую ему ранее цветущую криптокорину. Выяснилось, что это действительно новый вид -C.uenoi. И назвал он ее в честь своего земляка,, г-на Уено, который обнаружил эту криптокорину годом ранее, но принял ее за C.keei (тогда стояла высокая вода и растения не цвели).
Сегодня в систематике криптокорин используется комплексная оценка. Обращают внимание на фенотип, генотип, географию распространения. Как известно, морфология листьев, стебля (корневища) и корней у погруженной формы необычайно вариабельны (модификационная изменчивость),
а наземная форма, наоборот, весьма однотипна даже для разных видов. Поэтому для уточнения систематического положения конкретного растения пытаются добиться его цветения и изучить соцветие.
Но и тут криптокорины оказались «на высоте». Выяснилось, что изолированные географические расы в пределах одного вида иногда ощутимо различаются морфологией соцветия. Почему так? Неизвестно. Возможно, причина в насекомых-опылителях, разные виды которых (в разных регионах) требуют цветков особых оттенков. А может быть, никакого «отбора по окраске» и не происходит и наблюдаемые вариететы - просто следствие небольших различий в генотипе, так как расы территориально разделены, а полная изоляция без возможности обмениваться пыльцой рано или поздно приводит к генетическому разобщению популяций.