аквариумный сайт
Навигация

Живородящие

Лабиринтовые

Сомообразные

Харациновые

Карповые

Цихлиды

Вьюновые

Морские

Растения

Фирмы

Земноводные

Болезни рыб

Полезные статьи

Экзоты

Террариум

На других сайтах

Рыбоводство и рыболовство

На других сайтах

Последние статьи

Кормушка для рыб стаймером

Для чего нужны аквариумы

Оборудование для бассейна

ИГРА В казино Sol

Статистика

Заметок в базе: 2629
Человек на сайте:5

НЕИЗВЕСТНЫЕ ХАРАЦИНКИ

Добавил статью: Сергей

Дата: 2015-05-11

НЕИЗВЕСТНЫЕ ХАРАЦИНКИ

Незнакомый африканец

В конце 2003 года немецкая фирма «Aquarien Glesser» по заказу прислала нам партию африканских харациновых рыб. В прайсе они были указаны под названием Micralestes acutidens. Получив «дикарей» и вернувшись с ними в Нижний Новгород, я поместил всю партию (20 особей) в карантинный аквариум емкостью 200 л с хорошо отстоянной водопроводной водой, в которую была добавлена метиленовая синь для очищения рыб от возможных эктопаразитов, часто заносимых с дикими рыбами из мест их естественного обитания.


Надо отметить, что прибывшие рыбки были обессилены длительными переездами. Их размер не превышал 3 см. Были они серыми, невзрачными, пугливо жались в угол аквариума. Пришлось убавить освещенность водоема и закрыть переднее стекло темным картоном. На следующий после привоза день я попробовал дать им первый корм - живую коретру, но они никак на нее не реагировали, продолжая настороженно стоять в углу аквариума. Лишь на третий день новоселы более или менее освоились и достаточно активно стали принимать хлопьевидный корм фирмы «Terra».

 

Наблюдать за тем, как они едят, приходилось издали, так как при приближении к аквариуму рыбки начинали биться о стенки и устремлялись в облюбованный дальний угол, где прижимались друг к другу и заваливались на бок. Некоторые особи даже умудрялись переворачиваться вверх брюшком. К счастью, до летальных исходов дело не дошло, но было понятно, что стрессовое состояние еще не прошло. В общем, первый вывод, который я сделал относительно новых микралестесов: они очень пугливы, легко впадают в шок, и содержать их будет не просто.


С началом второй недели адаптации пошла череда неприятных событий: одна за другой рыбки начали гибнуть. Причина мне была неясна. Питались они достаточно активно (правда, только все теми же хлопьями). На теле погибших особей, даже вооружившись бинокуляром я не обнаружил никаких паразитов. Жабры были естественного ярко-красного цвета. Препарирование рыб и осмотр их внутренних органов также не выявил ничего внушающего опасения. То есть причина гибели определена не была.
Собственно, ничего экстраординарного в подобном сценарии нет. Регулярно получая дикую ихтиофауну, я привык к тому, что потери при этом бывают очень существенными.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ХАРАЦИНКИ

Фото неизвестной харацинки


Как бы то ни было, по прошествии месяца из 20 прибывших микралестесов у меня осталось пять особей. Но и этому результату я был рад, так как данной рыбы до этого никогда не встречал и не слышал, чтобы кто-то из отечественных аквариумистов-харацинщиков имел с ней дело.
Спустя два месяца выжившие новоселы были переведены в общий аквариум емкостью 800 литров, где нагуливалось подрастающее поколение африканских харацинок: конго обыкновенного, хемиграммопетерсиусов и длинно-плавничных брицинов.


Аквариум был обжитой, с растениями и мощной помпой. Вода обыкновенная водопроводная - рН 7, dGH 11-13°, Т=24-25°С. Еженедельно подменивал 15% воды на свежую без какого-либо отстоя.
Смешавшись с многочисленными сородичами, новые харацинки перестали таиться по углам и свободно плавали в смешанных стаях, нисколько не смущаясь соседей. То есть можно сказать, что они наконец-то в достаточной степени адаптировались к условиям неволи.


Корм поедали самый обычный - мелкого мотыля, трубочника и коретру. Два раза в неделю я давал им комбинированный хлопьевидный корм, с которого они начали свое питание у меня дома. Через полгода, когда размер рыб превысил 5 см и они приобрели великолепную окраску (подробно об этом будет сказано ниже), стало понятно, что это 2 самца и 3 самочки.


Вот здесь и начинается самое интересное. Повзрослевшие рыбы никоим образом не были похожи на Micralestes acutidens и других микралестесов. фотографии которых приведены в имевшихся в моем распоряжении каталогах.

Большие надежды я возлагал на заказанную в Германии фотоколлекцию харациновых рыб, содержащую, по утверждению издателей, все виды харациновых рыб, пойманных и описанных специалистами до 1 января 2000 года. Однако II том альбома фотоколлекции, посвященный именно африканской ихтиофауне, меня ничем не порадовал. Там моих рыб тоже не нашлось. Были другие микралестесы (M.acutidens, М.осcidentalis, M.altus и пр.). Но они ничего общего с моими не имели.


Шатание в дебрях интернетовской «паутины» тоже не прояснило ситуации. «Компенсацией» за потраченное время стало лишь убеждение, что в настоящее время в систематике африканских тетр (Alestidae) царит полная неразбериха: многочисленные, зачастую немотивированные ревизии, идущие на протяжении вот уже более двух с лишним веков, породили обилие синонимов, нечетких описаний, неточных идентификационных признаков. Порой доходило до того, что валидными (действующими) у одного и того же вида оказывались два и более научных названии, а это уже нонсенс.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ХАРАЦИНКИ

Фото неизвестной харацинки

 


Вот пример: некто Paugy только в 1984 г. переименовывал Micralestes altus 5 раз (Alesiopetersius altus, A.Rochefoucauldia Bathyaethiopsaltus, Hemigrammalestes altus и Phenacogrammus rochefoucauldia). С чем это связано, объяснить не могу. Зато становится понятным, откуда у таких распространенных видов, как Micralestes acutidens и M.altus, 9 и 15 синонимов соответственно.
Плюс к тому и коммерсанты не всегда проявляют дотошность, особенно если не обладают специальными знаниями. Вот и попробуй теперь отгадать по прайсу, какой именно вид рыбы предлагается фирмой.
Мы несколько лет назад «накалывались» с Bathyaethiops caudomaculata (африканская тетра-луна). Три раза нам присылали В.altus, и лишь в четвертом заказе пришло искомое, да и то обильно «разбавленное» альтусами, хотя по габитусу этих рыб спутать сложно.


Ну а чтобы завершить скользкую тему ихтиологической систематики применительно к африканским тетрам, отмечу лишь то, что и сам род Micralestes, описанный Boulenger в 1899 г., неоднократно переименовывался другими авторами и имеет не менее 8 синонимов.
И все-таки мои поиски в Интернете дали определенный результат. На одном сайте мне удалось найти фотографии рыбы, очень похожей на тех, что плавали у меня. Под фотографией написано: Micralestes de-heyni? из центрального Конго. Вопросительный знак после названия указывает на сомнения авторов в видовой принадлежности рыбы.


Так как же выглядят выращенные у меня рыбы? Самцы значительно крупнее самок. При длине 7,5 см они имеют удлиненные непарные (анальный и спинной) плавники. Причем анальные у самцов и самок различаются не только размерами, но и формой. Надо сказать, что этот признак полового диморфизма наблюдается у большинства родов африканских харациновых рыб (Brycinus, Phehacogrammus, Bathyaethiops, Hemigrammope-tcrgius). Вот и у моих самцов нижний край вытянутого анального плавника закруглен, в то время как у самок он словно обрезан по линейке.


Спинной плавник самцов косицеобразный, в расправленном состоянии он похож на редкий гребень, так как последний задний луч имеет выросты вбок, а верхняя часть плавника составлена отдельными не сросшимися друг с другом лучевыми окончаниями. Когда самцы начинают резвиться, устраивают турниры, они как веер расправляют спинной и анальный плавники и предстают во всем своем великолепии.


Тело микралестесов вытянутое, уплощенное с боков, невысокое, прогонистое (соотношение длины тела к высоте примерно 4:1). Голова небольшая с конечным ртом, усеянным множеством мелких зубов. Общий фон тела желтовато-кирпичный с более светлым брюшком. Все плавники по отношению к телу несколько темнее. Анальный плавник самцов по нижнему краю украшен белой каймой. Верхние лучи спинного плавника тоже белые, как бы седые. Крайние лучи хвоста оторочены черной каймой. Спинки рыбок, особенно самцов, на ярком свете переливаются изумрудно-голубыми оттенками. Прибавьте к этому большие бархатно-черные глаза (радужка часто сливается по цвету с черным зрачком) и серпообразное черное пятно за жаберной крышкой, и картина, пожалуй, будет закончена.


Эти уникальные представители африканских алестовых рыб поражают наблюдателя своей грациозностью и изяществом. При всей широте палитры (от желто-золотого до густого вишневого), в окраске рыб, кажется, нет ничего лишнего, а тона и полутона плавно и мягко переходят один в другой. Пожалуй, ни один из 9 видов живущих у меня конговых харацинок не производит столь приятного впечатления.


По прошествии года с момента приобретения я стал предпринимать попытки разведения своих микра-лестесов. Однако 2004 год успеха в этом плане мне не принес. Неоднократные посадки рыб на нерест результатов не давали. Я манипулировал с составом воды, емкостью нерестовиков, схемами освещения - все тщетно, рыбы размножаться не хотели. Сажал на нерест и пару производителей, и двух самцов с тремя самками - никакого результата.


Лишь зимой 2005 года очередная посадка принесла определенные плоды. Пара рыб отметала икру, но вся она оказалась неоплодотворенной. Отметив эту пару, я рассадил рыб по разным аквариумам и в течение трех недель держал раздельно, максимально разнообразно кормил их и поддерживал температуру в аквариуме на уровне 21-22°С (благо в холодное зимнее время это нетрудно).


Для очередного нереста подготовил 50-литровую банку из акрилового стекла и залил в нее воду, пропущенную через систему обратного осмоса «Akvame-dic». Бросил туда десяток
соплодий ольхи и установил усиленный режим аэрации. После недельной продувки убрал ольховые шишки, закрыл дно нерестовика предохранительной сеткой и опустил большой куст таиландского папоротника.
Вечером посадил в нерестовик тех производителей, которые в прошлый раз хоть в какой-то мере меня порадовали. Отрегулировал терморегулятор так, что к утру температура поднялась до 28°С. Банку со всех сторон прикрыл плотным картоном, слабый свет от 15-ваттной лампочки проникал только сверху. Общая жесткость воды составила 0,4°dGH, pK была на уровне 6,1.


Каждый день в течение недели я приподнимал картонную завесу и заглядывал под сетку - икры не было. Тогда я решил начать кормить рыб в нерестилище. Вечером давал им немного живой коретры из расчета, чтобы вся она была съедена за 10-15 минут. Ежедневно ранним утром я сливал из емкости 3-4 литра воды и добавлял такое же количество свежей дистиллированной, отстоянной в течение примерно 10 дней.


Спустя несколько дней я вновь заглянул под сетку и увидел долгожданную икру. Порядка трехсот штук диаметром 2,5-3 мм плотным кольцом лежали на дне. Некоторые уже побелели, то есть оказались неоплодотворенными, и я тонкой трубкой выбрал их из общей массы икры.
Полноценные жизнеспособные икринки были абсолютно прозрачными, с золотистым зародышевым диском внутри.


Я понизил уровень воды в банке до 10 сантиметров, уменьшил аэрацию и добавил в воду раствор трипафлавина. Через шесть дней на свет появились эмбрионы. Они улеглись на дне, изредка совершая горизонтальные скачки или вертикальные свечки.


Такая картина мне не очень понравилась, поскольку из богатого собственного опыта я знаю, что нормально развивающийся эмбрион после вылупления сразу начинает активно плавать. Все отклонения от алгоритма поведения есть патология. Впоследствии мои опасения подтвердились: из 220-250 личинок до мальковой стадии дожили лишь несколько десятков. Но и это уже был успех, внушающий надежду, что мою капризную харацинку все же можно разводить и со временем закрепить ее популяцию в любительской аквариумистике.
Перешедшие на плав мальки тонкие, серые, с черными глазами, длиной 6 мм. Они охотно поедали
предложенную им домашнюю культуру инфузорий в смеси с циклоповой пылью, с большим трудом (зима все-таки) пойманной в пруду. Такой рацион выдерживался в течение всей первой недели жизни молоди, причем корм задавался им 3 раза в день.


На 8-й день перевел мальков на науплиусов артемии. Именно они составили основу кормового рациона молодняка в последующие 3 недели. За месяц молодь прибавила к своей длине 1 см. Глаза у рыбок почему-то стали зеленого цвета. В емкости, где они росли, ежедневно с подачей корма менялся примерно один
литр воды. Температура поддерживалась на уровне 25°С. Отхода среди молоди практически не наблюдалось. Росли мальки равномерно, держались преимущественно в средних слоях воды, формируя плотную стайку.
Со второго месяца я перешел на смешанное кормление молоди артемией и резаным, хорошо промытым трубочником. Причем сначала давал порцию трубочника, а затем докармливал артемией.
На сегодняшний день (к 3-месячному возрасту) мальки достигли длины 3,5-4,0 см, но окраски взрослых рыб пока еще не приобрели.


В общем и целом выглядят они весьма скромно: тело серебристо-стальное, плавники бесцветные, ирис глаз черный с желтой окантовкой. Ведут себя пугливо, резко уходя в заросли при моем приближении к аквариуму. Едят трубочника, коретру и мотыля, иногда получают витаминизированные сухие корма.
В заключение хочется сказать, что такие замечательные представители африканской ихтиофауны обязательно должны найти своих поклонников среди российских аквариумистов. Не закрепить культуру этих красавцев в России было бы большим упущением.

Журнал Аквариум 2005 №4

Еще по этой теме

БРИКОН КРУПНОЧЕШУЙЧАТЫЙ

ХОЗЯЙСТВО ХАРАЦИНЩИКА

Просмотров: 2464

Комментарии к этой статье:

Добавить ваш комментарий:


Введите сумму чисел с картинки:

Поиск по сайту

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов.


На других сайтах

Реклама.

Московский Арована-центр

Эксклюзивные виды
рыб и креветок

Узнать цены на Московской птичьем рынке
Фирма "Боция Клоун"