Большинство опытных аквариумистов, особенно старшего поколения, на вопрос, знают ли они рыбку-дракончика, ответят положительно. Но знакомство это чаще всего оказывается, так сказать, заочным - по литературным источникам, рассказам бывалых рыбоводов и т.д. Дело в том, что эта когда-то достаточно популярная рыбка вдруг исчезла из российских аквариумов.
Сменилось время, сменилась мода. Однако и сегодня любое уважающее себя справочное издание не преминет уделить этой «пропаже» место па своих страницах. Рыбка по-своему очень занятная, да еще и несет в себе секрет, не разгаданный уже мною времени.
Я прежде тоже видел это южноамериканское чудо только однажды - в зоомагазине на Кузнецком мосту году эдак примерно в 1961-1962, то есть в период довольно массированного импорта декоративных рыб из бывшей ГДР. Но вот при очередном обмене посылками в марте 2005 года я получил из Болгарии от моего приятеля Д.Пенева несколько совершенно взрослых коринопом.
Сразу после тщательного десятидневного карантина, не выявившего, к счастью, никаких болезненных проявлений, я, предварительно начитавшись всякой аквариумной литературы, посадил самую полную самку для нереста в 25-литровый аквариум с различными растениями.
Да, именно одну самку. Тем, кто слышит об этой рыбке впервые, сообщаю, что у нее оплодотворение происходит заранее, и самки этого вида, как и вес высокоразвитые животные, производят на свет потомство без непосредственного участия отца.
Фото коринопома самец
Отсидев денек в отдельном аквариуме и осмотревшись, самка-дракончик начала с энтузиазмом «развешивать» икринки на листьях растений, отдавая явное предпочтение узким длинным листьям эхннодоруса-тысячелистника. Неспешно проплывая под листом, она делала мгновенный переворот животом вверх, в одно короткое касание приклеивая икринку, и как ни в чем не бывало продолжала свое движение.
Все проходило спокойно, без суеты. К счастью, я в это время был дома и мог наблюдать всю процедуру.
Где-то часа через два «украшение» растений икринками прекратилось, и стало понятно, что порция зрелых яиц закончилась. Вечером я поменял отнерестившуюся самку на новую. Утром следующего дня все повторилось. Удалось все и с третьей самкой.
Я действовал, может быть, слишком рискованно, сажая новую производительницу в аквариум с уже отложенной икрой. С одной стороны, авторы всех публикаций безапелляционно убеждали, что ни свою икру, ни вылупившихся из нее мальков коринопомы не едят. Но о том, как относятся помещенные в нерестовик самки к уже отложенной чужой икре и выклюнувшимся личинкам информации не было.
К сожалению, окончательно снять этот вопрос с повестки дня не могу и я: не знаю, не видел... Но в конце концов оказалось (считал личинок по выклеву), что самая многочисленная генерация была у последней, третьей, самки. Случайный это или закономерный результат — покажет время.
Всего же от трех самок набралось более 180 мальков, причем, как выяснилось впоследствии, «дефективным» оказался из них только одни.
Фото коринопома самка
Подтверждая мнение большинства авторов о том, что после удачной встречи с самцом самка может 2-3 раза самостоятельно откладывать икру (слово «нерест» тут как-то и не подходит), одна из моих подопечных, будучи переданной для фотографирования В.Милославскому, благополучно «отнерестилась» и на новом месте.
Так что же это за рыбка?
В Южной Америке существует целая группа харациновидных, отличающихся своеобразным способом продолжения потомства, -подсемейство Гландулокаудины (Glandulocaudinae), включающее роды коелурихтис, коринопома. гландулокауда и др. По сведениям из иллюстрированной энциклопедии О.Рыбакова «Экзотические аквариумные рыбы», 18 родов этих рыб объединяет 34 вида. Для них типично настоящее внутреннее оплодотворение и, соответственно, последующее икрометание без присутствия самца. В эту группу входят как девятисантиметровый Pterobrycon myrnае из Коста-Рики, так и малютка Tyttocharax atopodus из Перу - его длина не превышает 2,5 см.
В любительские коллекции эти рыбки попадают нечасто. Наш герой - дракончик, или, по научному, Corynopoma riisei Gill, 1858 (синоним Stewardia riisei), судя по дате его официального признания, привлек внимание ихтиологов еще в позапрошлом веке. Однако в Европе, по данным М.Ильина, он появился только в 1932 году, а в бывший СССР был завезен в 1955 году. По разным источникам, драконник распространен в Колумбии (Рио-Мета). в северной части Венесуэлы и на о.Тринидад. Рыбка может вырасти до 7 сантиметров, но обычно несколько меньше.
Фото коринопома самка
Тело у коринопом своеобразной формы. С боков оно заметно сжато, спина почти прямая, живот выпуклый, килевидный, хвостовой стебель удлинен и как бы в начале пережат, а затем расширен к хвостовому плавнику. Рот большой, верхний. Спинной и анальный плавники расположены друг над другом, брюшные очень малы, а жировой так и вовсе отсутствует.
Что касается окраски, то яркой ее назвать язык не повернется. Сверху, в начале спины, то есть как бы на «загривке», проглядывает амальгамированное пятно. Неясная темная полоса начинается за жаберными крышками и постепенно уплотняясь выходит на середину хвостового плавника в виде размытого черного пятна. Хвостовые лопасти имеют ясно выраженную белесую окраску вилочной формы. Непарные плавники желтоватые, а их концы — беловатые, грудные и брюшные плавники прозрачные и бесцветные. Вся окраска выдержана в черно-белой гамме, только серебристый корпус в лучах солнца являет перламутровые оттенки.
Как это водится в рыбьем царстве, самец имеет особые отличия - сильно увеличенные, удлиненные (заметьте, от природы!) непарные плавники. У хороших экземпляров спинной плавник, пользуясь терминологией любителей живородок, вообще шарфовый. Этим «парусом» он с удовольствием бахвалится перед самками. Лопасти хвоста тоже увеличены, особенно нижняя. Но это еще не все. Главное и, весьма нешаблонное украшение самцов, -длиннющие, до половины тела, выросты на жаберных крышках, более всего напоминающие портняжные булавки с круглой головкой (такое же «вооружение» несет и самец-малютка Tyttocharax atopodus). В обычное время это украшение плотно прижато к телу, оно прозрачно (вернее, ствол его бесцветен) и поэтому малозаметно, белеет только головка этой булавки (у некоторых особей она имеет слабую желтовато-оранжевую окраску).
Чтобы узнать, как самец пользуется этими «булавками», надо увидеть его в период ухаживания за самкой. Многие считают, что брачные танцы самцов коринопом сильно напоминают поведение мужских особей гуппи (Poecilia reticulata): они дрожат всем телом, растопыривая при этом плавники и препятствуя движению самки. Помимо этого дракончик крутится вокруг партнерши порхающими вверх-вниз волнообразными движениями. Но есть и еще один отличный элемент брачных па: обойдя самку на пол корпуса, как бы обгоняя ее, дракончик оттопыривает свою «булавку» с нужной стороны так, что та оказывается у самки прямо перед носом. Реагирует на этот прием она очень просто: пытается схватить ртом головку «булавки» то ли всерьез, то ли понарошку. Все это ухаживание непременно заканчивается тем, что надоевший своими приставаниями самец получает от самки тычок носом в бок.
Уместно сразу же предупредить о том, что эти «булавки» могут стать причиной некоторой «аквариумной» неприятности. Если при поимке самца сачком головка «булавки» попадет в ячейку сетки, высвободить
ее практически невозможно. Она имеет какие-то зазубрины, направленные к телу, которые впиваются в ткань сачка и цепко удерживают их хозяина. Дело чаще всего заканчивается потерей этого украшения. Так что будьте осторожны.