Номинальный внешний вид растения того или иного вида формируется лишь в оптимальных экологических условиях и является итогом его эволюционного приспособления. Морфологические свойства организма, характерные для конкретного биологического вида, взялись не откуда-то, а именно в ходе его эволюции.
При смене условий среды обитания эволюционно пластичные животные и растения образуют некоторое количество переходных форм, каждая из которых основана на физиологических адаптациях и формируется в процессе развития организма, приспособления его к конкретным условиям. Для рода Cryptocoryne такая модификационная изменчивость очень велика, это затрудняет идентификацию вида по внешним признакам, которую обычно используют аквариумисты-любители.
В общем и целом представители рода характеризуются симподиальным типом ветвления, то есть их стебель превратился в ползучее корневище. Листья сохраняются в зонах, приближенных к апикальным (верхним), отчего кусты выглядят розетками. Листья молодых криптокорин имеют несколько упрощенное строение: они нетипичной удлиненной формы, с редуцированным числом жилок.
Интересно, что криитокорины, плавающие в толще воды, обладают способностью «втягиваться» в грунт. Так, Paul Krombholz сообщает, что за два месяца C.crispatula var. balansae «втянулась» с высоты 10 см над уровнем грунта.
Фото морфология криптокорин
В морфологии соцветия Cryptocoryne наблюдается высокая степень специализации, что свидетельствует об их эволюционной продвинутости как в пределах семейства Агасеае, так и среди представителей отдела Angiospermae в целом.
Тип соцветия: початок -смешанный, прерванный (interruptus, разнополые цветки отграничены стерильным стебельком), мужская часть - цилиндрическая, с коротким (brevis) стерильным придатком (аппендикс); початок свободный (не сросшийся с покрывалом). Покрывало, или крыло (spatha), - трубчатое, с расширением ближе к основанию (в базальной части) и пластинкой - в апикальной. Трубчатая часть соцветия (американцы, кстати, за эту характерную особенность прозвали криптокорины «водяными трубами») у одних видов выражена хорошо (длинная и узкая у C.aponogetifolia, C.albida, C.wendtii, C.jacobsenii, C.ciliata и др., короткая и широкая у C.pontederiifolia, C.moehlmanii, C.nurii и др.). У некоторых представителей рода этот элемент выражен слабо, а то и вовсе визуально неотделим от базальной части покрывала в целом (C.spiralis, C.crispatula, C.auriculata, C.ferruginea).
Главным элементом верхней части пластинки является лимб. Ниже находится так называемый переходный участок - зев, внутри которого у многих видов размещается воротничок. Края покрывала чаще гладкие, но встречаются и исключения. В частности, у C.coronata имеются неповторимые выросты, благодаря которым соцветие напоминает корону. Отсюда и название - «коронованная». В целом соцветие у криптокорин андрогенное: вверху тычиночное, мужское; внизу пестичное, женское. Пестики (от 4 до 8) расположены в один ряд. Над ними идет один круг желез, генерирующих особые молекулы (осмофоры) с приятным или, наоборот, отвратительным гнилостным запахом. Мужские цветки редуцированы до сдвоенных тычинок (синандриев), расположенных по спирали в 4-5 рядов или хаотично и отделенных от женских органов стерильной осью соцветия. Над ними, как уже говорилось, расположен стерильный придаток, тоже пахучий. У C.aponogetifolia среди синандриев разбросаны стерильные придатки фиолетовой окраски.
Фото Модификационная изменчивость покрывала у Cciliata из разных биотопов Юго-Восточной Азии (фото Bogner, Jacobsen, Moehlmann).
Семязачаток изогнутый (кампилотропный), и это тоже прогрессивный по отношению к другим Ароидным признак. Пыльцевые зерна овальные, как и у других представителей семейства - с ребристой оболочкой, слегка вогнутые, выходят из пыльника по специальному каналу. Соплодие -коробочка.
Как уже упоминалось, внешний вид любых растений во многом определяется условиями их произрастания. Справедливо это и в отношении криптокорин, которые в естественных условиях занимают самые различные биологические ниши.
В природных местообитаниях многих криптокорин грунт богат железом, и для нормального развития, по мнению некоторых крипто-коринщиков, недостаток двухвалентного железа, как и С02, часто является лимитирующим фактором.
Многие авторы главной отличительной чертой в биологии криптокорин называют стенобионтность -требование постоянства условий окружающей среды, в особенности - гидрохимии, температурного режима и источника света.
На родине одни виды (в частности, малазийские) произрастают в кислой и значительно обессоленной воде, другие (таиландские), напротив, в жесткой и слабощелочной. В аквариумах же криптокорины обычно выращиваются в нейтральной воде средней жесткости. В этом случае даже в небольшой емкости содержится достаточное количество анионов и катионов, обеспечивающих некоторую буферность системы, позволяющую даже при достаточно резком изменении химического равновесия сохранить стабильность химических параметров воды. Правда, забуферизовать можно и довольно кислую воду (подойдут гидро- и дигидрофосфаты калия -К2НР04 и КИ2Р04), но тогда придется жестко соблюдать регулярность внесения солей.
По мнению большинства знатоков, корневое питание у криптокорин преобладает над листовым. Поэтому растениям для хорошего развития требуется определенное (зависящее от ряда сопутствующих факторов) наполнение грунта. Большинство видов, находясь в стадии активной вегетации, нуждается в хорошем заилении субстрата (обычно - гравия), хотя при этом они могут и пострадать, если прикорневая среда перейдет в анаэробный (бескислородный) режим. Поэтому умеренная циркуляция воды сквозь слой грунта не была бы лишней. Второй общеизвестный компонент «криптокоринового» грунта — не очень кислый вываренный торф или его экстракт (вносимый шприцем в прикорневую зону в смеси с другими удобрениями). Я, например, довольно успешно использовал смесь экстракта гумата натрия, ЭД-ТА и еще 3-5 микроэлементов (в составе легкодиссо-циирующих солей).
Фото Cryptocoryne annamica, соцветие и соплодие
В отношении температурного режима криптокорины не предъявляют каких-то особенных требований: 24-28°С в период активной вегетации удовлетворяют запросы облынинства представителей рода. В то же время они легко переносят понижения до 18-20°, а при длительном воздействии высоких (27-29°С) температур такая 1-2-месячная зимовка даже необходима.
Криптокорины растут в условиях различного освещения. Известно, что некоторые представители рода могут длительное время довольствоваться неплотной тенью более высоких собратьев. Однако многие любители сходятся на том, что предпочтительнее достаточно сильная освещенность. В этом случае вы получите красивые здоровые растения, необходимо только обеспечить органическую и минеральную подкормки.
Для любых растений важно также соотношение светлого и темного времени суток. К.Ратай рекомендует равное - по 12 часов, хотя криптокорины выдерживают и длинный летний день наших широт. Последний вариант способствует хорошей вегетации, но чреват массовым развитием водорослей. Укорачивание светового дня способствует зацветанию криптокорин. Видимо, по этой причине в наших широтах наблюдается «сезонность» цветения всех тропических ароидных -весной и осенью. Просто в это время день равен ночи. Вообще большинство авторов рекомендуют все же короткий световой день продолжительностью 10-13 ч.
Относительно спектрального состава источника света и целесообразности прямой инсоляции криптокорин единого мнения я не встречал. Причем практикующие любители водной флоры придерживаются диаметрально противоположных точек зрения. Но, думаю, следует прислушаться к мнению Я.Бастмейера, который сообщает, что попадание солнечных лучей на подводные заросли C.mini-ma и C.cordata вызывает позеленение листьев, в то время как у криптокорин, выращиваемых в тени, листья краснеют. Но последнее слово остается за аквариумистом. Только он, руководствуясь собственными знаниями, наблюдениями и учитывая специфику конкретной емкости, может решить, что именно следует предпринять, чтобы сделать жизнь своих зеленых друзей максимально комфортной.