Нанностомус Гаррисона яркий представитель рода нанностомусов не отличающийся по поведению от других видов этой аквариумной рыбки.
В имеющейся у меня немецкой четырехтомной фотоколлекции харациновых приведено около двух десятков иллюстраций, представляющих различные виды и цветовые формы (в том числе и альбиносные) нанностомусов. В действительности же многообразие этих маленьких обитателей южноамериканских рек еще более впечатляюще, поскольку в вышеупомянутое издание включены лишь особи, найденные, выловленные и научно описанные до 1 января 2000 года.
Фото Нанностомус Гаррисона
Как заядлый харацинщик, я не мог обойти вниманием представителей этого рода и в свое время для пополнения коллекции заказал через немецкую фирму «Aquarium Glasser» партию нанностомусов, в том числе и героя моего повествования - Nannostomus harrisoni Eigenmann, 1909.
Систематически нанностомус Гаррисона относится к подсемейству пиррулиновых (Pyrrhulininae) семейства Лебиасин (Lebiasinidae). Из научного названия следует, что описан вид уже давно - в начале XX века. За долгую историю он успел обрасти и синонимичными именами. В разные годы разные (а порой даже одни и те же) ученые «обзывали» его Poecilobrycon harrisoni (Eigenmann, 1909), Archicheir minutus Eigenmann, 1910, N.kumuni Ladiges, 1948, N.cumuni Arnold, 1950. Это косвенно свидетельствует о том, что вниманием ихтиологов данная рыба обделена не была, а вот судьба ее в аквариумистике не столь оптимистична. Несмотря на глубокие исторические корни, нанностомус Гаррисона редко встречается в широкой продаже (по крайней мере в России). Да и сведениями о его содержании и разведении мировая тематическая литература не богата, а в русскоязычной - информации на эту тему, можно сказать, практически нет совсем.
Нанностомус Гаррисона, или «Red Surinam pencil» (красный суринамский карандаш), как его величают в прайс-листах фирм-импортеров, обитает в водах Гайаны и Суринама. В местных ручьях и болотах он достигает длины 6 см и по праву считается одним из наиболее крупных представителей рода, достойно соперничая с широко известным аквариумистам нанностомусом Бекфорда (N.beckfordi).
Полученные мною нанностомусы тяжело перенесли дорогу и имели очень жалкий вид. Для восстановления физической кондиции особей и проведения с ними надлежащих карантинных мероприятий я поселил новичков в специально предназначенную для этих целей 150-литровую емкость. К сожалению, многие рыбы были измождены настолько, что рассчитывать на их полное выздоровление не приходилось.
Спустя 2 месяца я перевел 6 оставшихся в живых нанностомусов Гаррисона в 300-литровый аквариум, где в то время плавали пецилобриконы (Nannobrycon eques), нанностомусы Бекфорда (N.beckfordi), а точнее их подвид «аномалус», маргинатусы (N.marginatus) и прочая мелкая харациновая «публика».
Любознательные нанностомусы Бекфорда сразу же обратили внимание на новоселов и стали проявлять к ним знаки особого расположения: приближались, принимали позы, характерные для ритуальных танцев (то есть головой вниз), и вибрировали всем телом. В общем, как мне показалось, новички были приняты в общую стаю. Тем не менее плавали они плотной группой, стараясь держаться максимально обособленно от других рыб.
Вода в аквариуме была хорошо отстоянной водопроводной, с температурой 24-25°С, dGH порядка 10-13й и pH 6,8-7,0. Раз в неделю треть или четверть воды я заменял на свежую, отстоянную (или неотстоянную, в зависимости от моего настроения). В последнем случае смесь горячей и холодной воды прямо из-под крана тонкой, диаметром около 5 мм, струйкой при помощи шланга заливалась в аквариум.
Первые наблюдения за поведением нанностомусов Гаррисона показали, что рыбки эти очень деликатные и любознательные. Они методично обследовали укромные закоулки нового для них аквариума, попеременно то уходили в заросли, то выплывали на освещенные места, держась или вблизи поверхности воды, или в ее средних горизонтах. Изредка, правда, опускались и ближе ко дну. Других обитателей они не трогали, даже не обращали на них внимания.
Чем кормить нанностомусов гаррисона
Деликатность проявлялась и при кормлении. Если шустрые бекфорди и маргинатусы сразу подплывают и хватают брошенный в воду трубочник, то нанностомусы Гаррисона сначала, как бы со стороны наблюдают картину кормления и только спустя какое-то время медленно подплывают к червячкам, шевелящимся на листьях растений, и хватают их. С добычей во рту рыбка отходит в сторону, медленно заглатывает и степенно возвращается к месту кормления. И так несколько раз, пока не насытится.
Едят они немного, любят разнообразие. По моим наблюдениям, им очень нравится артемия, мелкий мотыль, трубочник и коретра. Большим лакомством могут служить и пойманные в водоемах дафния и циклоп, но подобный корм я стараюсь использовать изредка, так как экология близлежащих к городу водоемов оставляет желать лучшего, а в зарыбленных прудах сплошь и рядом ихтиофтириус или другие «радости». Лечить же потом рыб очень хлопотно, а порой и малоэффективно. Тем более диких, которые пока еще не имеют иммунитета к нашей местной заразе и с большим «успехом» гибнут как от напавших на них возбудителей болезни, так и от самих лекарственных препаратов. Поэтому лучше перестраховаться.
Строго говоря, даже при кормлении мотылем и другими личинками комаров приходится соблюдать максимум осторожности, чтобы не лишиться редчайших представителей тропической ихтиофауны. А уж если использую свсжевыловленную дафнию или циклопа, то обязательно сначала выдерживаю их в интенсивно аэрируемой чистой воде минимум 2-3 дня.
По строению тела эти крупные нанностомусы похожи на прядильное веретено. Тело цилиндрическое, плавно сужающееся к голове и хвосту. Рот конечный с крупными губами, которые у взрослых особей окрашены в красный цвет. Правда, интенсивность этой окраски очень изменчива и проявляется только при определенном освещении. У молоди же такая краснота отсутствует вовсе.
Нанностомусов Гаррисона едва ли можно отнести к категории ярко окрашенных представителей рода, таких, как, например, N.marginatus или N.mortenthaleri. Контрастные - да, колоритные - нет.
В окраске тела преобладают спокойные тона. Спинка по всей длине от рыла до хвоста песочнооливковая или желтовато-серая, в зависимости от освещения и состояния рыбы.
Вдоль всего тела от котиков губ через большой черный глаз с бело-желтой радужкой и до хвоста тянется широкая коричневая полоса, как бы разделяющая все туловище на две части -верхнюю и нижнюю. У корня хвоста эта линия плавно переходит в буро-красное пятно, захватывающее все предхвостье и переднюю часть нижней хвостовой лопасти.
Сам хвост большой (по сравнению с другими нанностомусами), обе его лопасти хорошо выражены, одинаковой формы. Анальный плавник самца имеет красноватый оттенок. Это один из наиболее визуально выраженных признаков полового диморфизма наряду с более полным (очень незначительно) брюшком готовой к нересту самки. Брюшные плавники розовато-желтоватые с голубым нижним краем. Спинной плавник коричневато-желтый.
ФотоНанностомус Гаррисона
Если содержание нанностомусов Гаррисона не отличается от содержания других хорошо известных видов, то его разведение, на мой взгляд, дело хлопотное и для оптового разводчика неблагодарное. Надо, по-моему, очень любить этих маленьких рыбок, чтобы раз за разом сажать их на нерест и получать от пары десяток-полтора личинок, да и то не гарантированно.
Дело совсем не в том, что «гаррисоны» требуют каких-то особенных условий. сложных композиций воды и т.д.
Малая продуктивность и плохая созреваемость самок - вот основные слабые стороны этой рыбки. Мне, правда, приходилось читать в литературе о том, что самки этого вида мечут до 200 икринок за нерест, но столь впечатляющих результатов ни я, ни мои многочисленные знакомые аквариумисты никогда не фиксировали. Это в равной мере относится как к особям, полученным из природных биотопов, так и к их одомашненным потомкам. Полтора-два десятка личинок в расплыве -это, по-моему мнению, более чем внушительный итог.
Далеко не у всякого аквариумиста хватит терпения выкармливать столь малочисленное и бесперспективное в коммерческом плане потомство, тем более что темпы роста молоди N.harrisoni очень низкие (это. впрочем, характерная черта всего рода).
Разведение нанностомусов Гаррисона
Но если все же кто-то, прочитав этот материал, захочет попробовать приобрести и развести нанностомуса Гаррисона, рекомендую поступить следующим образом.
Надо подготовить стеклянную или акриловую банку вместимостью от 3 до 15 литров и залить ее мягкой (dGH около 1,5°) и подкисленной (pH 6,0-6,4) водой. Я по старинке использую торфованный дистиллят, отстоянный дней пятнадцать. Залив воду в банку, аэрирую ее мощным потоком воздуха в течение трех суток. Затем кладу на дно предохранительную сетку и закрепляю на стенке пучок капроновой мочалки. Высокий столб воды не нужен. Скажем, первый нерест моих нанностомусов Гаррисона происходил в 4-литровой банке с уровнем воды всего 12 см. Температуру воды советую поддерживать в пределах 27-28°С, а сам нерестовик затенить так, чтобы в нем царил полумрак.
Перед тем как посадить рыбок на нерест, я из шести имеющихся у меня особей тщательно выбирал пару. На это ушел не один день. Я внимательно наблюдал за рыбками и отмечал малейшие проявления у них симпатии друг к другу.
Наконец, выявив двух явно взаимно приглянувшихся особей (самец постоянно держался рядом с самкой или за ее хвостом, сопровождал ее по аквариуму и временами пытался загнать ее в укромный уголок, засаженный растениями), быстро выловил их сачком и пересадил в нерестовую банку.
Уже через день, придя с работы, обнаружил на дне банки под сеткой около 20 крупных (как у нанностомус маргинатус ) бледно-янтарных икринок. Высадив производителей, я полностью затемнил банку от света и стал ждать. На следующий день, открыв банку, обнаружил всего 7 живых личинок. Остальная икра оказалась не-оплодотворенной и покрылась грибком. Убрав погибшую икру, я вновь закрыл банку от света на четверо суток. На пятый день наступил расплыв. Мальки такие же, как у нанностомуса Бекфорда и по размеру, и по окраске, то есть единственным их украшением на этот момент являются черные штрихи.
В качестве стартового корма использовал смесь инфузории-туфельки и прудовой пыли. Аквариумисты, уже освоившие разведение рыбок нанностомус Бекфорда или N.marginatus, никаких сложностей в выращивании нанностомусов Гаррисона не испытают. Тем же, кто еще не имеет достаточного опыта в этом деле, посоветую набраться терпения и проявить настойчивость. Ведь утратить популяцию легко, а восполнить эту потерю нс просто.