аквариумный сайт
Навигация

Живородящие

Лабиринтовые

Сомообразные

Харациновые

Карповые

Цихлиды

Вьюновые

Морские

Растения

Фирмы

Земноводные

Болезни рыб

Полезные статьи

Экзоты

Террариум

На других сайтах

Рыбоводство и рыболовство

На других сайтах

Последние статьи

Игра на официальном сайте Monro Casino

Кормушка для рыб стаймером

Для чего нужны аквариумы

Оборудование для бассейна

Статистика

Заметок в базе: 2630
Человек на сайте:3

О РАЗВЕДЕНИИ ГАБОНСКОГО АФИОСЕМИОНА (продолжение)

Добавил статью: Роман

Дата: 2016-04-19

О РАЗВЕДЕНИИ ГАБОНСКОГО АФИОСЕМИОНА (продолжение)

начало статьи


Время от времени самец приближался к одной из своих партнерш, совершал несколько колебательных движений корпусом, а затем стремительно бросался к зарослям амбулии. В ряде случаев самка отправлялась за ним, после чего следовал скоротечный нерест (рыбы прижимались боками, змееобразно выгибались, мелко вибрировали в течение 3-7 секунд и тут же расплывались). Но чаще призыв самца оставался без ответа, и он повторял свои попытки спустя некоторое время. Постепенно любовный пыл производителей угас, и я вернул их в родную емкость. К тому времени у меня на руках (точнее, в специальном плавающем на поверхности инкубаторе) покоилось около 40 икринок. Я не знаю, много это или мало.

Равно, как и не смог достоверно выяснить, обязательно ли наличие при нересте второй самки для вида в целом или это проявление индивидуальных черт моих афиосе-мионов. К сожалению, я не смог провести эксперимент со вторым самцом, поскольку вскоре после описываемых событий он каким-то образом ухитрился выпрыгнуть из общего аквариума, а я заметил его побег, когда было уже слишком поздно.


Икринки мелкие, диаметром около 1 мм, бесцветные, почти прозрачные, с едва заметной матовостью. Несмотря на достаточно крупную жировую каплю, они чуть тяжелее воды, поэтому, будучи отделе иным и от субстрата (а клейкость у них, надо сказать, слабая), плавно опускаются на дно. Родители, по моим наблюдениям, угрозы для своего потомства на этом этапе не представляют.


Заметить свежеотложенную икру сложно, но уже спустя сутки-другие к ее оболочке прилипает всевозможная мельчайшая взвесь, в результате чего яйцо в значительной степени утрачивает изначальную прозрачность и являет себя миру.


Несмотря на продолжительный инкубационный период, развитие эмбриона сначала шло неожиданно быстро. Уже к четвертому-пятому дню в уложенной на предметное стекло микроскопа икринке можно разглядеть глазные бокалы будущей рыбы, ритмичные сокращения ее сердечной мышцы, движение крови по сосудам. Спустя примерно сутки обособляется хвостовой отдел и зародыш начинает шевелиться. Становится заметна и некая пигментация, проявляющаяся в хаотично разбросанных по крошечному тельцу темно-серых или черных кляксах неправильной формы.


Я уж было стал надеяться, что в заявленные ВКА сроки инкубации закралась ошибка, и в ближайшие дни можно ждать выклева, но дальнейшее развитие эмбриона как-то застопорилось. Контроль под микроскопом не выявлял существенных изменений, разве что прилипшего к икринкам мусора становилось все больше, а сами они постепенно темнели за счет укрупнения и усиливающейся пигментации пятен.

Габонский Афиосемион

Фото Габонский Афиосемион


Правда, первые четыре малька все равно появились на свет чуть раньше ожидаемого срока - спустя 14-15 дней после начала нереста, но, скорее всего, сокращение срока инкубации в моей ситуации вызвано тем, что вода в нерестовике была на 1-2 теплее рекомендованных 20-22° С (на дворе в это время господствовало бабье лето). Остальные эмбрионы покинули свои тесные сферические убежища в течение последующих 11 суток. Всего их оказалось 26, причем первенцы к той поре длиной уже почти вдвое превышали последышей. Мальки из пяти икринок оказались слишком слабыми, чтобы покинуть оболочку; они так и остались в «коконе» либо смогли выпростать наружу только хвостики. Мои попытки «помочь» им механически успехом не увенчались. Спустя несколько дней они погибли: кто от голода, а кто - объеденный улитками.


Кстати, хотел бы сказать несколько слов о брюхоногих. На стадии развития икры афиосемионов присутствие моллюсков в нерестовике оказалось не только безопасным, но и полезным: они постепенно очистили оболочку от налипшей грязи, значительно облегчив мне наблюдение за развитием эмбрионов. К тому же улитки косвенно способствовали развитию в воде всякой микроскопической живности (коловраток, инфузорий и пр.), которая впоследствии послужила стартовым кормом. А вот к моменту выклева мальков лучше всяких физ и катушек убрать, тогда у плохо справляющихся с икряной оболочкой новорожденных появится шанс на выживание.

Личинка габонского афиосемиона

Фото личинка Габонского афиосемиона


Подчеркну: из икры выходят не личинки с запасом продовольствия в желточных мешках, а именно мальки, практически сразу же переходящие на активное питание. Прозрачные, чуть желтоватые, с темным крапом в передней части тела (его длина с хвостом составляет 4,1-4,3 мм), они в первые дни кучковались у поверхности, довольно вяло хватая свежевыклюнувшихся науплиусов артемии и циклопа, желточную суспензию и искрошенный в пыль TetraMin. Двигательная активность мальков невысока, гоняться в поисках корма эти лентяи не любят, хотя и способны к резким, стремительным рывкам.


На стартовой диете они сидели около недели, после чего я начал вводить в их рацион более крупные частицы: мороженый микро-планктон, подросших науплиусов, резаного трубочника. Желток из меню исключил, а порошковый сухой корм на некоторое время оставил.
Должен отметить, что в кормовых пристрастиях крошки-афиосемиончики достаточно консервативны. Они сравнительно медленно и неохотно переходят на новый корм, поэтому приучать их к новым «блюдам» надо постепенно.


Несмотря на бросающуюся в глаза разницу в размерах, каннибализма на этом этапе в среде мальков не наблюдалось. Он проявился позже - когда первенцы достигли месячного возраста, длины 11-12 мм и стали способны не только заглатывать трубочника или скобленого мотыля, но и терроризировать своих младших братьев и сестер, обкусывая их хвостовую часть (правда, до массового криминала дело не доходило из-за отмеченной выше флегматичности охотников).

Икра Габонского афиосемиона

Фото икра Габонского афиосемиона


Примерно к тому же сроку проявились и некоторые изменения в окраске малышей. Правда, невооруженным глазом их зафиксировать было невозможно, но стоило посмотреть на малька в сильную лупу, как становилось ясно, что черный крап сходит, уступая место бледным красным пятнышкам. Да и губы у некоторых особей были отмечены коричневато-красной каймой.


Я с особым тщанием отмечал эти сдвиги, поскольку когда-то читал, что соотношение полов в потомстве икромечущих карпозубых в значительной степени (вплоть до 100%-ного выхода одних лишь самок
или самцов) определяется внешними условиями, в том числе и химическим составом воды. А у меня общая жесткость, если помните, была существенно выше рекомендуемой. Опасения мои подогревало и то обстоятельство, что из четырех афиосемионов-первенцев все оказались самками. К счастью, мои волнения были напрасными. Где-то к концу первой пятидневки третьего месяца жизни (подростки к этому моменту достигли 2,0-2,2 см длины) у будущих самцов анальный и спинной плавники стали покрываться эдаким белесым, слабо светящимся налетом, который при более внимательном рассмотрении оказался проявлением лимонно-желтого колера.


Как выяснилось позже, из 19 достигших подросткового возраста особей, 4 оказались самцами. Конечно, хотелось бы большего, но и полученный результат считаю вполне приемлемым. По крайней мере, теперь у
меня есть достаточно «материала» для проведения экспериментов с целью выявления степени влияния жесткости на распределение полов в генерации.


Журнал Аквариум 2007 №1

Еще по этой теме:

Южный афиосемион

Просмотров: 1359

Комментарии к этой статье:

Добавить ваш комментарий:


Введите сумму чисел с картинки:

Поиск по сайту

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов.


На других сайтах

Реклама.

Московский Арована-центр

Эксклюзивные виды
рыб и креветок

Узнать цены на Московской птичьем рынке
Фирма "Боция Клоун"