Как и большинству аквариумистов, мне всегда были интересны редкие гидробионты, с которыми бываешь знаком только по книгам и атласам и лишь лелеешь надежду когда-нибудь увидеть их живьем. Таких видов много и среди икромечущих карпозубых («килли»). Орестиасы, большинство ривулусов, ципринодоны -какая-то недостижимая экзотика... В книгах описания подобных видов обычно сопровождает «обнадеживающий» комментарий: «Редко содержатся в аквариумах». По сути, это завуалированное признание, что представленная информация, мягко говоря, не заслуживает доверия: скупые сведения просто переписаны одним автором у другого, тоже, скорее всего, никогда не имевшего дела с живыми представителями данного вида. Все это, к сожалению, касается и афаниусов.
Так что представьте мою реакцию, когда при первом же знакомстве с огромной израильской рыборазводней, в которой мне предстояло трудиться, в одном из аквариумов я обнаружил несколько штук Aphanius mento. В том, что я опознал их с первого взгляда, ничего удивительного нет. Рыбка достаточно эффектна, чтобы ее фотографии в книгах врезались мне в память раз и навсегда.
Фото A.mento
Но откуда килли в израильском аквариуме? На тот момент очень поверхностное знакомство с состоянием аквариумистики на Земле обетованной оставило меня в твердом убеждении, что ни один израильтянин и не подозревает о существовании икромечущих карпозубых. А если кто и знает, так несколько таких же, как я, выходцев из бывшего Союза. (К слову, состояние дел сегодня мало изменилось к лучшему). А тут, пусть и в весьма запущенной емкости, но все же афаниусы, к тому же во вполне приличном состоянии...
Я обратился к двум работавшим в рыборазводне «русским» (это в «совке» был «пятый пункт», а тут
все выходцы из Союза от чукчи до чеченца - «ру-сим») и получил исчерпывающий ответ: что это и откуда - хрен его знает, и вообще, непонятно, зачем они тут аквариум занимают. Задал вопрос израильскому работнику. Тот, пробормотав что-то на иврите, которого я тогда не знал, напрягся и выдавил «мента» (на иврите - «мята»). Дальше диалог на английском:
- Афаниус менто?
- Вот-вот, именно он.
- Откуда?!
- Да тут в пруду поймал, недалеко.
- А еще поймать можно?
- Да поймаю при случае, коль тебе нужно.
Тут у меня связалось, наконец. Конечно же, я знал, что на Ближнем Востоке есть афаниусы. Только
вот факт, что я сейчас на этом самом Востоке, как-то не сразу осознается. Короче, приплыли...
А израильтянин слово сдержал и действительно некоторое время спустя поймал и принес еще несколько экземпляров афаниусов. Этот парень учился в университете на биотехнолога, поэтому кое-что знал о местных видах рыб, но (в подтверждение моих слов) о существовании других представителей килли и не подозревал.
Так состоялось мое очное знакомство с афаниусами. Я их кормил и наблюдал, даже вытаскивал «самосевных» мальков, но до целенаправленного разведения дело не дошло, так как начальство требовало 50 тысяч мальков более перспективных в коммерческом плане видов ежемесячно, и приходилось напрягаться для выполнения плана, а работу с афаниусами отложить до лучших времен.
Такая вот история. Впрочем, это все лирика, вернемся к биологии. Прежде чем начать описывать вид, следует показать его место в современной систематике.
В нашем случае это:
Отряд: Карпозубообразные (Cyprinodontiformt Семейство: Карпозубые (Cyprinodontidae) Подсемейство: Карпозубо-подобные (Cyprinodontinае)
Род: Афаниус (Aphanius) Виды: A.dispar, Amento и пр.
Возможно, для кого-то такая классификация покажется странной, поскольку долгое время род принадлежал подсемейству Aphaniinae. в которое кроме собственно афаниусов входил только монотипичный род Valencia с единственным видом V.hispanica. Вполне логично, не правда ли? Так нет же. сегодня они объединены с родами Суprinodon, Orestias. Cualac, Jordanella и Megupsilon. Почему - вопрос к специалистам в области зоологической номенклатуры. Однако не сомневаюсь, что наши «друзья»-систематики на этом не остановятся и вскоре «порадуют» новыми перетасовками (поскольку порой другими словами то, что они считают ревизиями на мой взгляд, не назовешь...).
Фото A.dispar
Всего афаниусов около 10 видов, все из района Средиземноморья и Ближнего Востока. Я хочу рассказать только о двух из них, встречающихся на территории Израиля:
A.mento (фото 1) и A.dispar (фото 2). Несмотря на принадлежность к одному роду они сильно отличаются друг от друга.
Я не сторонник детальных словесных описаний окраски рыб. Возможно, они и являлись актуальными в середине прошлого века, когда изготовление и воспроизведение в печати цветных иллюстраций было технически сложным делом. Приходилось в дополнение к черно-белому фото или рисунку, а большей частью и вообще без какого-либо изображения, пытаться словесно достоверно довести до читателя образ описываемого «персонажа», что удавалось нечасто.
Сегодня подобные проблемы в прошлом, поэтому позвольте мне ограничиться снимками самцов афаниусов. От себя добавлю следующее: A.dispar воспроизводится на иллюстрациях вполне реалистично, но ни одна из виденных мною фотографий (в том числе и эти) не отражает истинной красоты A.mento. Почему-то пропадает контраст между общим темно-синим фоном тела и ярко блестящими светло-голубыми точками, которые в лучшем случае оказываются просто белыми. В реальности самец A.mento - один из самых эффектных представителей килли, а уж этой группе в обилии красок не откажешь!
На территории Израиля оба вида распространены достаточно широко, однако найти их нелегко. Встречаются они далеко не в каждой луже, причем ареалы двух видов почти не совпадают. Возможно, у меня нет достаточной информации, но я не знаю ни одного водоема, где они обитали бы вместе.
A.mento большей частью распространен по всей долине реки Иордан, откуда он, скорее всего, попал в некоторые ручьи, впадающие в Средиземное море. Однако на побережье эти рыбы немногочисленны. A.dispar, наоборот, типичен именно для прибрежных вод Средиземноморья. Отсюда и некоторое различие в условиях обитания. A.dispar - рыба солоноватых вод, A.mento - преимущественно пресноводный вид, хотя и тот и другой могут жить как в совершенно пресной, так и в соленой воде.
Обитают оба вида в реках, ручьях, озерах и прудиках, больше похожих на лужи, но непересыхающих летом. В небольших изолированных водоемах, особенно, если там нет других рыб, популяция афаниусов может стать весьма многочисленной. Есть места, где временами одним взмахом сачка удается поймать десятки рыб (в нашей практике это касается только A.dispar). В ручьях и реках за каждым экземпляром афаниуса приходится «побегать», то есть искать места их обитания. Это прибрежные зоны, заросшие растениями, как правило, роголистником и рдестом.
Фото цепь прудиков
Чистота воды в жизни афаниусов роли не играет. Мне приходилось ловить их и в кристально прозрачных водах (есть в Израиле и такие, хотя и очень мало), и в грязных лужах с большим количеством органических частиц. Для аквариумов рыбы из чистых водоемов, конечно, предпочтительнее, так как избавлены от паразитов - и внешних, и внутренних. Особи из грязных водоемов заражены одноклеточными жаберными и кишечными паразитами, микрогельминтами и сосальщиками. Жаберных паразитов легко победить с помощью формалиносо-держащих препаратов, кишечных - сложнее по нескольким причинам. Спектр их достаточно широк и трудно поддается идентификации, а без нее выбор медикаментов затруднителен. Кроме того, эти лекарства обычно даются в составе специальных пастообразных кормовых смесей, которые природные афаниусы сразу не берут.
Вообще-то, они довольно легко переходят на эрзацпродукты, но привыкание к ним требует времени, и неизвестно, что произойдет раньше: начнут рыбы принимать пищу с лекарством или погибнут от стресса и истощения из-за паразитов. Проще искать для их ловли чистые места; по крайней мере мы руководствовались именно этими соображениями. Но все-таки скажу, что из медикаментов подходят Metronidazole и Praziquantel, в частности, хорошо зарекомендовал себя содержащий оба эти лекарства препарат Parasit Clear фирмы Jungle Laboratories Corporation.