Мое мнение таково: без хороших растений проигрывает любой аквариум. И даже очень красивые представители ихтиофауны в «голой» емкости смотрятся как пассажиры в зале ожидания. Мне сразу же могут возразить: дескать, есть много привлекательных рыб, которые эти хорошие растения едят, а есть и такие, которые, собственно, и питаются-то только водной флорой, и как же тут быть?
Не спорю: да, вегетарианцы есть и в водном царстве. Однако (видимо, в противовес им) имеются красивые и оригинальные растения, которые не привлекают даже самых принципиальных травоедов вроде южноамериканского уару (кстати, очень интересная цихлидка сантиметров эдак под тридцать длиной). И опять слышу возражения, мол, а как быть с модным нынче так называемым аквариумом-«псевдоморем», стиль которого не предусматривает наличия растений? Ну это для тех, кто, глядя на груду камней и обломки мертвых кораллов, тоскует по подводным красотам Красного моря или Большого барьерного рифа.
Фото соцветие криспуса
Сразу хочу предупредить, что я не ортодоксальный растениевод. У меня на первом месте все-таки рыбы. Но я не представляю себе аквариума - как украшения домашнего интерьера -без живой флоры. Живут мои травки в горшочках-плошечках. Чаще всего это донышки пластиковых бутылок разного размера. «Посуда» заполнена цветочной землей (представляю себе брезгливую мину на лице истинного специалиста по водной флоре), присыпанной сверху слоем того же грунта (гранитная крошка, гравий), что лежит на дне самого аквариума. Из-за моего пристрастия к южноамериканской ихтиофауне вода используется мягкая, с малым количеством растворенных солей (электропроводимость в пределах 120-150 mS). Но это не обязательное условие. Далее я сообщу общие рекомендованные параметры для каждого случая.
За долгую аквариумную практику у меня перебывала всевозможная подводная растительность, и в конце концов определились конкретные приоритеты. Мои любимые растения: апоногетоны, нимфеи, таиландский папоротник, эхинодорусы. А совсем недавно у меня появился еще один любимчик - кринум. О них я и расскажу.
Алоногетонов на свете много. Кристель Кассельман в своем «Атласе аквариумных растений» сообщила о 44 видах. У меня прижился апоыогетон курчавый (Aponogeton cris-pus, если я не ошибаюсь, ибо этот вид имеет массу разновидностей и гибридов). Раньше были и другие, в том числе даже знаменитый мадагаскарский — с сетчатыми листьями, который несколько раз даже выбрасывал цветоносы с двойным колоском. Но он пребывал в одиночестве, и его время цветения, к сожалению, никак не совпадало с фазой генеративной активности прочих моих апоногетонов, а потому устроить перекрестное опыление было нельзя, а на самоопыление увирандра не соглашалась.
Курчавый апоногетон имеет периоды интенсивного роста, цветения и покоя. Я не применяю никаких особых приемов яровизации (охлаждения, высушивания клубня). Живет, как хочет. Когда куст сильно разрастается, пересаживаю его в более просторную плошку со свежей порцией земли. Некоторое время он «болеет» - пересадки для апоно-гетонов всегда стресс, - а потом с новыми силами гонит красивейшие нежно-зеленые широкие с волнистыми краями листья - подлинное украшение аквариума.
Набрав силу, апоногетон выпускает длинный цветонос, который, достигнув поверхности, еще некоторое время растет, удлиняется, чтобы соцветие-колосок не утонул, если вдруг вода прибудет. Цветоносный стебель у основания тонкий, к поверхности становится заметно толще. Если его разрезать поперек, то можно увидеть обширные полости, заполненные воздухом и обеспечивающие органу высокую плавучесть.
Впоследствии колос сбрасывает чехольчик и быстро растет в длину, стремясь удержаться в воздухе.
Его маленькие цветочки по мере роста постепенно открываются. Они имеют тонкий приятный аромат.
Колос я по нескольку раз окунаю в воду. Бывает видно, как плывет но поверхности пыльца. Я стараюсь поводить колосом по зеркалу воды так, чтобы захватить цветочками отделившуюся пыльцу (самоопыление). Если одновременно цветет и соседний куст, пытаюсь задействовать в этом процессе и его. Не знаю, насколько это помогает, но бывает, что весь 10-15-сантиметровый колос впоследствии покрывается созревающими семенами.
Фото проростки апоногетонов
Колос все время тянется к лампам освещения, и нужно следить, чтобы он не подгорел.
Семена зеленые, созревают они долго и все это время увеличиваются в размере, как будто наливаются. Сильный куст может выпустить новый цветонос, не дожидаясь, пока завершится созревание плодов на старом.
Семена держатся на колосе так долго, что к моменту их отделения он начинает подгнивать. Очень часто отделение семян происходит как по команде. В течение суток вся «молодь» расплывается по аквариуму. Да-да, это не оговорка, именно расплывается.
Отделившееся семя по строению очень напоминает обычную горошину. Тело плодика покрыто плотной несмачиваемой. как бы навощенной, кожицей, поэтому еще почти сутки держится на плаву и в естественных условиях течением или ветром может быть отнесено очень далеко - так природа обеспечила расселение этого растения. Затем кожица лопается и отделяется, а плодик тонет. Еще через день-два из точки роста вверх начинает тянуться первый крохотный узкий листик, и тут же вниз, в грунт, вонзаются быстро удлиняющиеся 2-3 тонких белых корешка. Все. Теперь, если хватит света и проросток никто не будет тормошить, через 2-3 месяца можно будет извлечь молодое растеньице и посадить в горшочек.
Если вы хотите создать отдельную грядку молодых апоногетончиков в другой посудине, то семена надо ловить в момент их расплыва или собрать со дна, пока они еще не проросли. Все мои попытки пересадить уже проросшую на дне молодь оканчивались неудачей. Может, я был недостаточно искусен в этом деле? Зато, если кустик не беспокоить, получение здорового молодого аноногетона весьма вероятно.
Вода: жесткость 6-8°dGH, PH=6,5-7,2 - нейтральная, Т=18-25°С. Освещение умеренное.
Нимфея - это кувшинка. За характерные темные пятна на листьях ее еще иногда называют кувшинкой тигровой,а официально - Nimphaea lotus Linne (1753). В зарубежных публикациях можно встретить названия египетская нимфея и нимфея-лотус.
Есть два варианта окраски: зеленая и темно-красная, но ботанически это одно и то же растение, и у меня живут оба вида. Красная нимфея, как мне представляется, несколько нежнее зеленой и медленнее растет.
В хороших условиях кувшинки вегетируют очень буйно, так что приходится удалять часть листьев, иначе они перекрывают весь обзор, а будучи посажеными плотно, нимфеи мешают друг другу, да еще и затеняют соседей.
Лист Nimphaea lotus очень тонок. Он легко повреждается при неосторожном обращении. В пищу ихтиофауна это растение не употребляет, тем не менее оно сильно страдает от крупных рыб - склевывая что-нибудь с поверхности листа, те втягивают в пасть его нежную мякоть и легко прорывают ее.
Есть среди них любители, которые, кажется, даже развлекаются таким манером, а оторванные ими кусочки потом плавают по поверхности, портят воду и внешний вид емкости. К тому же сильно поврежденные кусты хиреют и со временем погибают. Мне несколько раз приходилось отказываться от нимфей в аквариумах с подобными хулиганами. Зато огромные зеленые и красные листья благоденствующих кувшинок служат несравненным украшением любого декоративного водоема. Да и рыбы на их фоне смотрятся великолепно. Нимфеи периодически цветут и всегда «предупреждают» об этом заранее.
Фото один из сортов нимфей
Дело в том, что незадолго до начала этого великолепного действа набравший силу и готовый к цветению куст выпускает несколько листьев-«разведчиков». Сидящие на длинных черешках, они устремляются к поверхности и переходят в плавающее состояние. Плавучесть им обеспечивают обширные полости и заполненная воздухом губчатая ткань черешка, а несмачиваемость - плотное глянцевое восковое покрытие. Эти листья выполняют роль измерителей глубины и дают знать растению, какой должна быть длина цветоноса.
Цветок очень недолговечен. Раскрывается ночью. Обладает легким приятным запахом. Лепестки белые, кремовые или розоватые. Как сообщается в литературе, при опылении мягкой кисточкой можно получить семена, но мне проводить подобные манипуляции не доводилось, хотя нимфеи цветут в моих аквариумах довольно часто.
Я размножаю свои нимфеи вегетативно. Едва куст набирает достаточно сил. он выпускает «усы» - хрупкие горизонтальные побеги с верхушечной почкой. Здесь надо решить, что вы хотите получить. Если отводки оставлять без внимания, куст постепенно обрастает массой деток. При этом «колония» активно разрастается в ширину, но само материнское растение развивается с трудом, отдавая все силы молодому поколению. С декоративной точки зрения подобная «куртина» по-своему хороша, но крупные экземпляры таким способом в аквариуме получить не удастся. Если вы хотите сохранить основной куст, усы надо безжалостно обрывать. Лишь когда растение войдет в силу, при нем можно будет оставить одного-двух «пасынков», которые и будут вашим стратегическим резервом.