Благодаря стараниям селекционеров, таких как Г.Барт. Я.Харбих и другие, эхинодорусы по количеству сортов скоро едва ли не сравняются с розами. Это, безусловно, хорошо. Многие селекционные формы очень декоративны и неприхотливы. Я и сам охотно использую их для оформления больших офисных аквариумов.
Истинных же ценителей водной флоры прежде всего привлекают природные формы. Сколько их существует, теперь уже не разобраться. Согласно К.Ратаю, 47 видов (ревизия рода Echinodorus 1975 года).
Новая, «официальная», точка зрения, нашедшая отражение в работе «Флора неотропиков» Р.Хейнеса и Л.Хольм-Нильсена, не только не получила широкой поддержки у любителей, но и подверглась серьезной критике со стороны других ученых. Впрочем, количественная оценка рода и анализ достоверности определяющих ее критериев - это. наверное, в первую очередь удел ботаников-профессионалов.
Для практикующих же аквариумистов-оформителей важнее представлять во всей полноте многогранность форм и расцветок, демонстрируемых эхинодорусами. И в этом плане приходится с сожалением констатировать, что в России едва ли найдется более десятка человек, коллекция которых включает хотя бы половину этого разнообразия. Более того, многие привлекательные и прежде популярные формы и виды эхиноцорусов почти забыты и вышли из широкого оборота. Одним из таких крайне редко встречающихся сейчас у любителей растений является эхинодорус крупнолистный (E.macrophyllus). А между тем это интереснейший вид, достойный если не почитания, то хотя бы внимания.
Фото эхинодорус крупнолистный
В надежде восстановить справедливость и вернуть макрофилусу незаслуженно отнятые у него лавры, хочу поделиться с читателями своими наблюдениями за этим прекрасным представителем царства водной флоры.
Приобрел я эхинодорус крупнолистный семь лет назад у одесского Любителя (именно так - с большой буквы) А.Л.Соколовского. Дело было осенью. Растение имело 4 листа общей длиной чуть менее полуметра, из которых 35-40 см приходились на черешок. Высадив экземпляр в горшок объемом 350 мл, заполненный гравием фракцией 5-10 мм с добавлением двух столовых ложек голубой глины, я поместил его в 400-литровый аквариум высотой 60 см. Освещался он ежедневно но 12 часов пятью лампами ЛБ-40 и одной ЛДЦ-40. а температура в нем поддерживалась на уровне 26°С. Соседями новосела оказались другие эхинодорусы разных видов, а из рыб - скалярии и живородки.
Макрофилус прижился и начал выбрасывать новые листья. Первые два оказались меньше старых, затем появились равные им и наконец - более крупные.
Наступила весна. Эхинодорус крупнолистный дал воздушный лист, который вскоре уперся в покровное стекло. Преграду пришлось убрать. Следующий лист имел еще более длинный черешок и «дотянулся» до светильника. Тот был поднят на 5 см. Очередной лист достиг и этого предела. Пришлось вновь поднимать лампы над аквариумом. Но когда следующий новый лист опять «выбрал» все свободное пространство, терпение мое лопнуло, и я поступил «по-варварски» (вам делать так не рекомендую): обрезал все воздушные листья. Вначале это привело к положительным результатам: растение оправилось от стресса, и вскоре из розетки один за другим появились три молодых подводных листочка. Но, как оказалось, мой успех носил временный характер: снова пошли воздушные листья. Смирившись с тщетностью усилий, я пустил дело на «самотек», отказавшись от принятия каких-либо специальных мер.
Пришла осень, и макрофилус сам ушел под воду (с конца сентября давал только подводные листья). В начале весны я пересадил его в более просторный горшок, попутно удалив часть старых листьев, корней и корневища. От последнего удалось получить две детки, а материнское растение тем временем развивалось по прошлогоднему сценарию.
Фото эхинодорус крупнолистный
С «детками» я решил немного поэкспериментировать. Когда молодые кустики окрепли (развивались они примерно одинаково), один из них я посадил так же, как и материнское растение, а второй - в чисто промытый гравий. Согласно некоторым рекомендациям, бедный грунт препятствует образованию воздушных листьев. Оба горшка поместил в аквариум высотой 30 см, считая, что, если снова пойдут воздушные листья, черешки будут короче. Расчет оправдался: первый кустик в скором времени сформировал розетку красивых воздушных листьев, достигнув высоты 40 см, после чего я перенес его в палюдариум высотой 60 см. Второе растение воздушных листьев не давало хотя, на мой взгляд, причина была не в «потере желания» их развивать, а в задержке развития из-за «недоедания».
Спустя год палюдариумный макрофилус чувствовал себя неплохо, несмотря на недостаток света (освещение было рассчитано на анубиасы), а второй его собрат хоть и выглядел угнетенным, зато не претендовал на завоевание надаквариумного воздушного пространства, оставаясь полностью погруженным. Что ж, как говорится, цель оправдывает средства.
Еще один прожитый год не принес кардинальных перемен. Интересные события начались следующей весной. «Детка № 2», несмотря на бедность фунта, явно из последних сил, но все же начала формировать воздушные листья. В тот момент она находилась в аквариуме глубиной 60 см. Палюдариумная же форма, наоборот, выбросила подводный лист, хотя слой воды над горшком составлял не более 3 см.
Материнское растение моих тайных надежд не оправдало - стрелку не дало. Я снова пересадил его в более просторный горшок и отделил кусочек корневища. Произошло это в середине лета. От корневища получил детку. Развивалась она плохо и медленно. В возрасте полугода растение не имело еще ни одного листа, характерного для взрослого растения (у молодых эхинодорус крупнолистный листья ланцетовидной формы, у взрослых -сердцевидные).
В середине весны, руководствуясь принципом «хуже не будет», я поместил этого задохлика в расположенный во дворе бассейн. Среднесуточная температура в ту пору составляла примерно 16°С, минимальная -10°С. Вода дождевая. Недели две ушло на адаптацию, затем начался бурный рост, чему способствовало и пришедшееся кстати повышение температуры. Каждый последующий лист был в 1,5 раза крупнее предыдущего. Форма же продолжала оставаться ланцетовидной. Наконец, в начале лета, появился первый воздушный лист. Я впервые наблюдал, чтобы растение «пропустило» подводную сердцелистную фазу и сразу перешло к воздушной.
Фото цветение эхинодоруса
Все лето и половину осени растение оставалось в бассейне, где бурно развивалось и достигло высоты 90 см (с листовыми пластинами 20x12 см). В ноябре, когда ночная температура опустилась ниже 10°С, пришлось озаботиться поиском нового места жительства для эхинодоруса. Не зная, куда деть этого «гиганта», я временно поместил его на западном окне в теплом и влажном помещении нашего клуба аквариумистов. Горшок с макрофилусом был поставлен в емкость с уровнем воды 10 см. Пока я думал, что с ним делать дальше, E.macro-phyllus дал стрелку. Правда, была она слабенькой и развивалась медленно.
После долгих колебаний я перенес эхинодорус в аквариум у того же окна. Глубина емкости была 50 см, и, таким образом, листья остались над водой. И о чудо, стрелка заметно окрепла, а вскоре на ней уже красовались цветки.
Таковы результаты моих наблюдений. Они объективны, поскольку базируются только на фактах. Делать заключения каждый вправе сам. И все же рискну высказать свои суждения. Крупнолистный эхинодорус (как и
многие другие растения) имеет мощные «биологические часы». Он привык к чередованию дождливого сезона с засушливым и не желает «перестраиваться». Он не хочет находиться более полугода подряд ни под водой, ни в
воздушной среде. А раз так. не надо пытаться его переделать. Лучше создать условия, максимально приближенные к природным, в частности содержать его попеременно в аквариуме и палюдариуме. И тогда благодарное растение непременно вознаградит вас своей красотой и величественностью.