Наше поездка на Черное море, в район Геленджика, не была случайной. Давно нам хотелось завести домашний морской аквариум, и вот теперь предстояло выловить и перевезти в Москву рыб и других обитателей моря. Несколько дней стояла штормовая погода, и мы никак не могли начать отлов. Но вот море успокоилось, и, вооружившись удочками, сачками, банками и полиэтиленовыми пакетами, мы приступили к делу. Удочкой было решено ловить зеленушек, бычков, морских собачек, так как эти рыбки хорошо клевали в течение всего дня.
Нас очень интересовали красивые собачки-павлины (Blennius pavo), но они-то как раз попадались меньше всего.
В одном месте, где крупные валуны уходят в море, сквозь прозрачную воду мы увидели то, за чем так долго охотились – несколько собачек-павлинов. Это было удивительное зрелище: самцы темные, почти черные, с небесно-голубыми точками, самки зеленовато-желтые, крапчатые, с ярко-желтой продольной полосой на голову. Почти все собачки агрессивны. При снятии с крючка они стараются что есть силы укусить. А кусаются они очень больно (отсюда и название – собачки) – их рот вооружен твердой «щеткой», служащей для соскребания с камней растительности. У павлина характер совсем иной. Рыбка очень любопытна, не боится человека, хотя поначалу и осторожна.
Фото собачки-павлины (Blennius pavo)
Рот у собачки-павлина гораздо меньше, чем у других собачек. Несмотря на то что он вооружен дополнительно четырьмя клыками, рыбка довольно безобидна. В Черном море павлин ветречается реже, чем другие собачки. Обычно рыбка обитает среди каменных завалов на мелководье. Мелких собачек-сфинксов (Atablennius sphinx) мы отловили в большом количестве сачками на мелководье. К сожалению, самок было совсем мало, в основном попадались самцы. Но зато они были просто великолепны) Собачка-сфинкс живет преимущественно колониями в пещерках, по вертикальным склонам скал. Каждая рыбка занимает свою пещерку, из которой видна только ее голова.
Еще несколько видов собачек попали к нам в коллекцию. Очень забавны морские собачки Coriphoblennius galerita. Мы их назвали «белоусыми» за длинные белые выросты на верхней губе. Рыбки стараются выбраться из воды и закрепиться на камне так, чтобы волна не смыла их. С каждой более высокой волной «белоусые» поднимаются все выше и выше по скале. Этих собачек мы собирали прямо с камней, подставляя сачок и сбрасывая в него рыбу. В Голубой бухте Геленджика мы поймали пару довольно редких собачек Blennius ocellaris. Рыбка напоминает Bl.sphinx, но окрашена она не так ярко, «рожки» на голове кисточкообразные. В зарослях водной растительности мы ловили сачком мальков зеленушек. Однажды в сачок попался взрослый самец, настолько красивый, что его можно было сравнить с коралловыми рыбами.
Удалось нам добыть и мальков морского ерша Scorpaena porcus. В Черном (море этих рыб довольно много, но обнаружить их трудно.
Тело скорпены покрыто выростами и шипами, и поэтому она совершенно незаметна среди камней. Скорпена – активный хищник, и держать ее надо отдельно от других рыб. При ловле ее нельзя забывать и о колючках – их укол очень болезненный. Долго мы не могли найти актиний. Обнаружили их совершенно случайно. Приподняв камень в поисках крабов, мы увидели на нижней его части прикрепившуюся «вверх ногами» актинию. И так было почти под каждым камнем. Черноморские актинии невелики. Окрашены они очень разнообразно: зеленые, синие, коричневые, красные. Наловили мы и креветок.
Но эти нежные существа при содержании в неволе оказались очень «капризными». К величайшему нашему огорчению, в самый последний момент, перед отъездом, они погибли, не выдержав очень плотной посадки. Ярко-красных раков-отшельников, прятавшихся в раковинах моллюсков, мы добыли без особого труда.
Раки очень живучи и хорошо переносят неволю. С крабами тоже особых хлопот не было. Но их приходилось сортировать по размеру, так как более крупные экземпляры не прочь полакомиться сородичами помельче. За время нашей экспедиции были, конечно, и всякие неожиданности. Так, однажды при перезаправке пакетов мы выпустили в таз пару павлинов и мелких крабов. Через минуту на зубах голодных рыб хрустели панцири. В другой раз, когда все заправленные пакеты стояли рядом на полу, два павлина из разных пакетов устроили драку.
Фото морской ерш Scorpaena porcus
Самцы, видимо, не испытывали друг к другу никаких дружеских чувств и, невзирая на преграду, кидались в бой. Если бы не наше вмешательство, дело кончилось бы трагически – мешки были порваны. Каждый день наша коллекция пополнялась все новыми и новыми обитателями Черного моря. Не сразу был решен вопрос о том, где и как их держать до отъезда в Москву. Вначале мы пробовали содержать животных в садках, но при первом же небольшом волнении на море пришлось отказаться от этой идеи. И, наконец, выход из положения был найден: решено было для этой цели использовать полиэтиленовые пакеты, заправленные озонированным воздухом (применялся прибор «Озон-1»).
Нормы посадки мы определили с первых же дней, испытав их на рыбах, ракообразных, актиниях. При перевозке мы их несколько увеличили (см. таблицу). Температура воды в пакетах почти все время была постоянной – 25°С. Воду при перезаправках полностью заменяли. Время между перезаправками – 24 часа. Перевозка прошла без единой потери. Всего было привезено около 100 рыб, два десятка ракообразных и столько же актиний (последние перевозились в пакетах, не заправленных озоном). Наша экспедиция продолжалась 15 дней. И вот теперь, когда мечта о домашнем «море» стала действительностью, приятно думать о том, что все его обитатели выловлены и доставлены собственноручно.
Авторы благодарят О.Шубравого, С. и А.Кочетовых и В.Матаева за помощь в подготовке к этой экспедиции.