Года два назад, "где-то осенью 1980 года, в Главный ботанический сад пришел любитель-аквариумист П. Е. Ефимов.
Он хотел посмотреть водные растения в бассейне и аквариумах фондовой оранжереи. В подарок он принес несколько интересных рыб, в том числе четыре молодых присоски Ancistrus spec, для чистки стекол аквариумов от обрастаний и пару метиннисов Metynnis maculatus, которые знамениты тем, что употребляют в пищу некоторые водные растения.
Получив этих рыб, нам захотелось определить отношение мальков на всех стадиях роста к растительной пище.
В это время в коллекции было более 100 наименований аквариумных растений. Мы лелеяли надежду, что молодые рыбы начнут поедать ряску, которая размножалась в бассейне с невероятной скоростью, и, затягивая поверхность воды, причиняла-массу хлопот. Но в этой тщательно продуманной операции, одно обстоятельство мы все же не учли: мы забыли спросить самку метинниса, хочет ли она участвовать в наших экспериментах.
Фото Metynnis maculatus
И когда мы выловили ее из канны, установленной на борту бассейна, и в сачке собирались перенести ее в аквариум на другой стороне прохода, она ловко сделала красивый прыжок в воздухе и, махнув нам на лету плавниками, спокойно нырнула в воду бассейна.
Естественно, мы очень огорчились: было ясно, что отловить рыбу в подводных джунглях плотно заросшего бассейна емкостью около 60 кубометров и площадью 80 квадратных метров практически невозможно. И после короткого совещания мы решили отправить в бассейн и самца.
Шло время. Рыбки нас не беспокоили, и мы про них забыли. Но вот этой весной мы заметили, что у некоторых нимфей по утрам безжизненно плавают молодые листья. У всех был оторван черешок. Стали наблюдать, и наше подозрение подтвердилось: метиннисы перекусывали черешки молодых плавающих листьев.
Фото Nymphaea rubra
Мы решили удалить беспокойную пару из бассейна. П. Е. Ефимов в это время был в отъезде, и мы пригласили на помощь опытных аквариумистов Ю. В. Нестеренко и В. В. Тюкова. С помощью рыболовных снастей они извлекли нарушителей спокойствия.
И вот результат нашего невольного «эксперимента»: в бассейне растут нимфеи около двадцати наименований, но рыбы отрывали листья только у Nymphaea rubra (с красными листьями и цветами), N. gigantea и у двух гибридов, известных нашим аквариумистам под названием красный и зеленый «тигровый лотос». Через несколько дней у всех пострадавших растений появились плавающие листья.
Между прочим, живым кормом метиннисов ни разу не кормили. Живущим в бассейне живородящим рыбам мы давали сухой корм.