СОМЫ Pimelodella gracilis (Cuvier and Valenciennes 1840) обитают в реках Ориноко и Амазонка. В природных условиях они достигают длины 17 см.
Небольшое количество этих рыб было привезено в Ленинград из Финляндии председателем городского клуба аквариумистов С. Далем. Мы знали, что развести их очень трудно (в мировой литературе нет подробных описаний и надежной информации о размножении P. gracilis в неволе), и все же решили попробовать.
Период адаптации прошел сравнительно быстро, сомы хорошо чувствовали себя в мягкой воде. И наконец, наступил момент, когда рыбы стали половозрелыми.
Самцы длиной 10—12 см постоянно меняли окраску от пепельно-серой до темно-фиолетовой. В момент испуга они становились светло-фиолетовыми с бирюзовым отливом, с круглым темным пятном на предхвостье.
По строению эти сомы напоминают хорошо известного Synodontis macrops, разведенного в Днепропетровске Ю. Громовым и А. Павелко. Два центральных уса длиной 2—3 см постоянно находятся в вертикальном положении или немного наклонены вперед.
Другие два уса, выходящие из уголков рта (их длина до 8 см), наиболее подвижны; ими сомики постоянно обследуют все находящиеся поблизости предметы. Из нижней губы выходят еще четыре уса.
Самки крупнее и по окраске значительно светлее самцов. Характерным признаком является довольно большое брюшко.
Фото Пимелоделла стройная
Спинной и грудные плавники снабжены острыми шипами. Об этом не надо забывать, так как случайно полученные уколы и порезы очень болезненны и долго не заживают. Хвостовой плавник — двухлопастной
с глубоким вырезом, жировой, как и у всех представителей рода, очень большой.
Сомики ведут активный ночной образ жизни. Они не причиняют вреда другим, меньшим, обитателям аквариума. Днем рыбки прячутся в трубах, завалах камней.
С учетом этого корма (мотыль, дождевые черви, мясо креветок, а также растительные) задавались на ночь.
Для разведения был подготовлен специальный аквариум емкостью 300 л, где имитировались условия ручья при интенсивной направленной циркуляции воды работала еще и система ее биологической очистки. Параметры воды: жесткость 6°, рН 6,8, температура 27 °С.
Самцы были посажены днем, чтобы они могли детально ознакомиться с территорией нерестилища. Более крупный самец очень быстро занял одну из дренажных труб, второй, поменьше, пристроился к теневой стороне трубы. Течение в этот момент было несильным, и самцы спокойно стояли на своих местах. Вечером к ним были подсажены самки. Не прошло и 15 мин, как нерестовик наполнился звуками. Две пары, расположившиеся в противоположных углах аквариума, «ворчали», «скрипели», грохотали передвигаемыми камнями.
Одна пара сидела в трубе, другая чистила камень. В 6 ч утра, когда первые лучи солнца осветили аквариум, сомы начали нереститься. Выглядело это так. Самцы подплывали снизу к самке, которая находилась почти у самой поверхности, один из них прижимался к ней, следовал сильный всплеск, и появлялось облачко мелких прозрачных икринок, которое уносилось течением. Липкая икра приклеивалась к стенкам, трубам, камням. Нерест происходил по всему аквариуму, в результате чего икра была равномерно рассредоточена на всей площади нерестовика. Производители икру не ели, но и не заботились о ней.
Чрез час после начала нереста они были высажены. Воду в нерестовике подменивать не требовалось: благодаря работе биологического фильтра грязи и мути не было.
Фото Пимелоделла стройная
Спустя некоторое время небольшая часть икры побелела, остальная оставалась прозрачной. Через 8 часов из икринок появился хвостик, а через сутки после нереста личинки начали передвигаться по аквариуму, постепенно прикрепляясь к стенкам, трубам, камням. На вторые сутки у них появились глаза и 2 боковых усика. При размере личинок 5—мм длина усов была 3—4 мм.
К концу третьих суток рассосался желточный мешок, и личинки начали брать первый корм. В качестве стартового корма им были даны нуплии циклопа, коловратки, через три дня в рацион были введены мелкий гриндаль и нуплии артемии салина. В недельном возрасте личинки начали брать мелкого циклопа, к этому времени они достигли длины 10—12 мм. Их тело было покрыто пигментными пятнышками. С первых же дней у мальков проявилась отрицательная реакция на свет: они постоянно прятались под черепки горшков и другие укрытия.
В дальнейшем развитие мальков происходило так же, как и у многих других представителей семейства.
Одна интересная особенность. До месячного возраста у мальков жировой плавник и верхняя лопасть хвостового плавника сросшиеся, причем верхняя лопасть значительно длиннее нижней, В дальнейшем по мере роста их размер лопастей сравнивался, а между жировым и хвостовым плавниками появился разрыв.