Новых рыб, о которых я хочу рассказать, я привез в этом году из Чехословакии. Срезу же хочу оговориться: совершенно новыми для нас можно считать только несколько видов. Это зеленый барбус (Barbus sp. «mutant»), черный петушок (Betta imbellis), один из видов цинолебиаса (Cynolebias anthenori) и оригинальный вариант новой формы пецилии. К ним же условно можно отнести редко встречающийся даже в последних зарубежных публикациях новый вид сомика (Corydoras bondi сорinanensis). Остальные виды достаточно хорошо нам известны по публикациям в отечественной и зарубежной литературе.
Поэтому можно ограничиться лишь их перечислением. Это голубой дискус — Symphysodon aequifasciata haraldi, Tanichthys albonubes f. symphson, Poeci-Iobrycon ocel.latus, Nothobranchius rachovi, Cynolebias nigripinnis, Cynolebias whitei f. albino, Aplocheilus blockii, Crenicara filamentosa, Labidochromis coeruleum и некоторые другие. Большинство привезенных видов уже успело дать потомство, поэтому можно предположить, что они закрепятся в аквариумах советских любителей.
Отметим, что эти новые для нас виды являются новыми и для Чехословакии. Их туда только что ввезли, и в том, что мы их получили, большая заслуга наших чешских друзей Карела Крчека, Иржи Стодола, Ивана Петровицкого, Владимира Вольфа, Ивана Кроутского и др. Пользуясь случаем, еще раз приношу им большую благодарность.
Теперь коротко о новых видах рыб.
Фото Коридорас Бонда
Новый сомик Corydoras bondi copinanensis no окраске напоминает карликового сомика С. pygmaeus, только более ярок и многоцветен, а вот размеры у него, как у крапчатого сомика С. paleatus. В Москве сомики с большой охотой начали поедать мотыля и вскоре стали нереститься. Но отложенная ими в общем аквариуме икра была моментально уничтожена барбусами. Когда же их поместили в персональный водоем, они сделались очень пугливыми и разборчивыми в еде. Нереститься перестали. Остается надеяться, что со временем удастся найти к этой рыбе подход и получить потомство.
Пецилия сразу стала моей любимицей, но подобрать красной самке красного же самца оказалось невозможно и пришлось довольствоваться желтым. В Москве самка уже несколько раз отнерестилась. Как правило, в помете преобладают желтые особи, красных намного меньше. Проброс особей с круглыми хвостами, на наш взгляд, незначителен и колеблется где-то в пределах 8—12%. У мальков хвост начинает удлиняться уже на второй неделе, а еще через неделю можно делать безошибочную разбраковку.
Черный петушок Betta imbellis поначалу не произвел на нас никакого впечатления: бурая рыбешка, напоминающая обычного петушка. Но во время нереста самец показал всю свою красу: черный, как ворон, на хвосте и спинном плавнике несколько узких светящихся красных и голубых полос, длинные грудные плавники окаймлены фарфорозо-белой полосой, кроме того, достаточно четкая, но неширокая полоса кирпичного цвета окаймляет хвост и анальный плавник. Самка же осталась темно-бурой.
В первом помете мальков оказалось очень мало. Они были мелкие и совершенно черные. Выкормить удалось только 8 штук. Следующие пометы были более продуктивны. Потомство от первого нереста было выкормлено и выращено с особой тщательностью. Как по заказу, мы получили четыре великолепные пары.
Фото звездчатый цинолебиас
Зеленый барбус, которого коллега И. Петровицкий окрестил «мутантом», благодаря его вызывающей окраске сразу же бросается в глаза, какие бы рыбы его ни окружали. Он ухитряется быть заметным щ броским даже на фоне голубых дискусов Можно различить два основных варианта окраски: дневной — с преобладанием переливающихся зеленых тонов и сумеречный — с преобладанием бархатисто-черного цвета.
По иронии судьбы из привезенных восьми мальков оформился только один самец. Но часть самок неожиданно стали нереститься с самцами-альбиносами (В. tetrazona f. albino) и даже с чистым видом суматранского барбуса. Что вырастет из этих гибридов, покажет время. Мальков же чистого вида мало: самец слабоват и мелок по сравнению с самками, поэтому и нересте участвует очень редко, причем требует тщательной подготовки.
О новом цинолебиасе (Cynolebias antenori) можно сказать только то, что оя чуть крупнее С. nigripinnis, а поведением и нерестом напоминает С. whitei.
Во время моего пребывания в ЧССР коллеги показали мне великолепнейшие Numphar sagittifolium, но привезти его в нашу страну пока не удалось, потому что в ЧССР имеется всего два куста этого растения. Зато нам удалось получить несколько видов редчайших в Европе криптокорин и они неплохо прижились.