Echinodorus africanus Rataj. Как уже отмечалось, африканские эхпнодорусы отличаются от южноамериканских отсутствием пахучих эфирных масел в тканях листьев. Достаточно пальцами размять лист, и становится понятно, с чем мы имеем дело. А характерным признаком E.africanus являются еще и размеры - это самый крупный представитель рода в подводной фазе: корневище может одновременно нести до сотни листьев метровой длины (при ширине 4-6 см). Таким образом, одно-единственное растение в состоянии целиком заполнить водоем с площадью дна 100x100 см и высотой до 70 см. Еще одной особенностью вида является то, что оказавшиеся выше уровня воды подводные листья меняют свою форму. При этом часть листа, оставшаяся под водой, сохраняет прежние очертания.
В отличие от южноамериканских зхинодорусов, E.africanus требует перекрестного опыления и, несмотря на диплоидный набор хромосом, не образует семян. Половое размножение возможно при искусственном опылении растениями другого вида, но о генетической чистоте при этом, естественно, надо забыть. Зато тут широкое поле деятельности для получения разнообразных гибридов.
Фото Echinodorus africanus цветок
Цветки E.africanus обладают приятным запахом, а их белые лепестки имеют ровные края. Последнее, кстати, является одним из наиболее типичных признаков, позволяющих легко отличить этот вид от E.veronikae.
Голотип: Камерун, Puerzel в гербарии Праги.
Распространение: г-н Пюрцель обнаружил единственный экземпляр в густых зарослях растений из рода Lophotocarpus. Скорее всего это растение проросло из семени, случайно занесенного сюда течением или каким-нибудь животным. Попытки исследователей найти более богатые «месторождения» E.africanus пока не увенчались успехом. Но учитывая, что в период цветения это растение образует в мутовках цветоноса множество дочерних растений, можно предполагать, что в Камеруне есть еще места, где этот
вид произрастает в изобилии.В аквариуме это растение содержится без проблем, правда следует оговориться, что для него подходят только достаточно крупные водоемы.
Echinodorus veronikae Rataj. Едва стихли споры об истинности африканского происхождения предыдущего эхинодоруса, как в Западной Африке был обнаружен еще один представитель рода. Его розетка состоит всего из 8-10 погруженных или надводных листьев. Первые имеют короткий черешок, плавно переходящий в листовую пластину длиной около 40 см. Листья могут быть как лентовидные, так и с расширением в середине (овально-вытянутые). Цветки белые, лепестки - с выщербленными краями. Эти растения требуют перекрестного опыления, поэтому в культуре бесплодны. Цветонос появляется не чаще раза в год, что определяет малую распространенность этого растения.
Голотип: Западная Африка (без локализации), Arie de Graaf в гербарии Праги.
Де Грааф впервые публично отметил появление этого нового африканского вида в голландском журнале «Het Aquarium», лаконично назвав его Echinodorus africanus II.
Род Echinodorus долгое время считался типично американским. Некоторые авторы до сих пор уверены в том, что наличие в этом роду «африканцев» просто невозможно. Но ведь подобных примеров достаточно и в других семействах. Взять хотя бы Бромелиевые. Представители этого таксона считались исконно американскими растениями. Но только до тех пор, пока в Африке не был обнаружен их сородич, изучение которого не оставило сомнений в его принадлежности к семейству Bromeliaceae.
Фото Echinodorus africanus
Никак нельзя обойти вниманием и секцию Palaefolii, объединяющую такие виды, как редкий в культуре E.pubescens с опушенными чашелистиками, широко распространенные E.palaefolius и E.subalatus, а также
E.andrieuxii. который не часто встречается в аквариумах любителей из-за того, что плохо растет под водой. Характерным признаком всех этих видов является наличие в цветке 12 тычинок и семянки с единственной смоляной железой. Просвечивающиеся линии на листовой пластине отсутствуют: исключением в этом плане является только E.subalatus, у которого подобный узор виден весьма отчетливо.
Авторы «Флоры неотропиков»* в целом сохранили этот порядок, хотя и объединили E.subalatus и E.andrucuxii в один вид, придав второму лишь статус подвида. Признать такой подход справедливым можно только с большой натяжкой, ведь наличие или отсутствие на листовой пластине узора из прозрачных линий считается одним из ключевых признаков, и игнорирование этого факта затрудняет идентификацию видов. Самостоятельность E.inpai авторы также подвергли сомнению, допуская, что и это всего лишь одна из форм E.subalatus. Скорее всего происхождение этих ошибок следует искать в том, что Хайнес и Холм-Нильсен не имели перед глазами упомянутых живых растений. Косвенными доказательствами этого являются и утверждения авторов о том, что при цветении E.subalatus не образуется дочерних растений (истина как раз в противоположном), a E.andrieuxii никогда не культивировался аквариумистами (в то время как на самом деле эти растения украшали любительские комнатные водоемы на протяжении более 10 лет).
Echinodorus subalatus (Mart.) Griseb. Наземные растения достигают 60-70 см высоты, при этом черешки листьев в 2-3 раза длиннее листовых пластин. Листья широколанцетные, имеют максимальное расширение в нижней трети пластины. Цветоносы выбрасываются аж на 120 см. Соцветия гроздевидные, цветки многочисленные, сидящие на цветоножке длиной 2-5 см, в каждой мутовке образуется по 3-5 дочерних растений. Маточные наземные растения цветут продолжительно, с марта по декабрь, За это время они развивают до 20 репродуктивных побегов, с каждого из которых можно получить по 30-60 дочерних растений. По этому показателю E.subalatus можно считать одним из наиболее продуктивных видов рода.
У погруженных растений черешок той же длины (или чуть больше), что и листовая пластина. Формой и размером их листья напоминают E.bleherae. На пластинах имеется узор из прозрачных линий, семянка с одной железой.
Лектотип: Бразилия, Martius 150, в гербарии Мюнхена.
Распространение: от Центральной Америки до южных границ Бразилии.
E.subalatus относится к типичным и широко распространенным аквариумным растениям, особенно с учетом обилия коммерческих и ошибочных названий, под которыми оно часто поставляется с тропических ферм.
Echinodorus andrieuxii (Hook et Am.) Small., поп ssp of E.subalatus sensu Haynes et HolmNielsen. Эмерсные растения достигают той же высоты, что и предыдущий вид. Черешки в четыре раза длиннее листовых пластин, которые в подводной фазе узколанцетные, а с выходом на воздух значительно расширяются в центральной части. Цветоносы длиной до 80-90 см, с гроздевидными соцветиями, прямые (у E.subalatus они полегающие), цветы и соплодия почти или полностью сидячие (то есть лишены ножек). Узор из просвечивающихся линий на пластинах, равно как и дочерние растения на репродуктивных побегах, отсутствуют. Размножение возможно лишь семенное (семянки имеют одну железу).
Фото Echinodorus veronikae цветок
Голотип: Glaziou 12248, в гербарии Берлина (утрачен при пожаре). Неотип: Бразилия,
Glaziou 12248, в гербарии Вены, изотип в Копенгагене.
Распространение: растет преимущественно на юге Центральной Америки и на севере Южной Америки, отдельные находки в Бразилии.
Невозможность вегетативного размножения и неудовлетворительные темпы развития в погруженном состоянии привели к тому, что этот вид в течение вот уже почти десяти лет отсутствует в ассортименте фирм -поставщиков аквариумных растений.
Echinodorus inpai Rataj, поп nomen dubium, поп E.subalatus sensu Haynes et
Holm-Nielsen. Надводные листья достигают 50-80 см длины, из которых половина (или чуть больше) приходится на черешок. Типичной особенностью вида является расширенный черешок, который (особенно у плодоножки) принимает такую форму, что больше похож на филлодий. От предыдущих видов отличается иным вегетационным ритмом.
Голотип: Бразилия, North Mato Grosso, Aripuana (под водопадом на одноименной реке), Rataj, в гербарии Манауса.
Распространение: пока только единственный узкий ареал.
При культивировании в оранжерейных условиях Е. inpai легко отличить от E.subalatus. Он имеет одно неприятное отличие - цветет единожды в год в период с апреля по май, а в некоторые годы вообще не образует репродуктивных органов. Надо сказать, что причина подобного поведения пока не выяснена. С другой стороны, считать растение непродуктивным тоже нет оснований, ведь в каждой мутовке цветоноса может сформироваться до 9 дочерних растений. При содержании в аквариумных условиях E.inpai похож на E.amazonicus. Подобная схожесть приводит к тому, что тропические фермы часто экспортируют это растение под неправильными названиями.
Еще одной таксономической проблемой является секция Cordifolii, к которой отнесены растения средней величины с характерным.
составленным из просвечивающихся линий или точек рисунком на листовых пластинах. Точки типичны для двух видов - E.grandiflorus и E.virgatus, в то время как Haynes и Holm-Nielsen считают, что для последнего типичны линии. Однако на единственном известном гербарийиом экземпляре этого мексиканского вида отчетливо видны именно точки.
Фото Echinodorus veronikae
Название E.cordifolius эти авторы используют в качестве синонима E.barthii Muehlberg, а заодно уж приплели сюда и E.osiris. Более чем вероятно, что это всего лишь механическая ошибка, в очередной раз свидетельствующая о том, что материалы для книги готовились в большой спешке. А чем еще можно объяснить, что создатели «Флоры неотропиков» иногда объединяют в один вид растения с узором и без него (например, E.cordifolius и E.fluitans)?
Echinodorus cordifolius (L.) Griseb. Цветонос длиной 40-150 см, сначала он прямостоячий, но затем - по мере обрастания дочерними растениями - слегка полегающий. Листья с длинным черешком могут достигать длины 60-80 см. Листовая пластина украшена просвечивающимися линиями и имеет типичную сердцеобразную форму (отсюда и видовое название растения) с острой вершинкой и глубоким вырезом у основания. Длина пластины 15-20 см при максимальной ширине 6-8 см.
Гербарийные образцы: большое количество сборов в США, определенных еще К. Линнеем.
Распространение: территория США с умеренным и субтропическим климатом, единичные сборы в Центральной Америке вплоть до Венесуэлы. На Кубе отсутствует.
Это растение нельзя отнести к категории типичных обитателей тропиков. При содержании в аквариуме оно выходит из воды и формирует воздушные листья. Большую популярность в последнее время получила карликовая форма этого вида, выведенная Яном Гарбыхом. Ее максимальный размер не превышает 30 см, и она никогда не выходит из воды.
* Напоминаем читателям, что речь идет о вышедшей в 1994 г. книге «The Alismataceae in Flora Neotropica» (R.Haynes & L.Holm-Nielsen, New York), ревизии которой и посвящена статья. - Прим. ред.