аквариумный сайт
Навигация

Живородящие

Лабиринтовые

Сомообразные

Харациновые

Карповые

Цихлиды

Вьюновые

Морские

Растения

Фирмы

Земноводные

Болезни рыб

Полезные статьи

Экзоты

Террариум

На других сайтах

Рыбоводство и рыболовство

На других сайтах

Последние статьи

Игра на официальном сайте Monro Casino

Кормушка для рыб стаймером

Для чего нужны аквариумы

Оборудование для бассейна

Статистика

Заметок в базе: 2630
Человек на сайте:3

ГИБРИДЫ танганьикских цихлид - видео, фото

Добавил статью: Сергей

Дата: 2018-04-27

Танганьикские гибриды в аквариуме

Гибриды танганьикских цихлид получились сами собой. Начало этой истории было положено давно, когда я еще работал в отделе ихтиологии Московского зоопарка. Однажды, наблюдая за поведением своих любимых рыб - принцесс Бурунди (Neolamprologus brichardi)- и любуясь, как забавно разновозрастная молодь снует среди изобилующих щелями каменистых нагромождений, я заметил странного вида сероватую рыбешку. Невзрачный сизо-коричневый малек одновременно чем-то походил и на живущих в аквариумах принцесс, и на их соседей - юлидохромисов (Julidochromis regani). Он имел характерный для принцесс вильчатый хвостик и типичный для молодых юлидохромисов пестрый узор, сложенный из разбросанных по телу полос и точек. Выловить малька из аквариума при всем желании было невозможно: для этого пришлось бы разобрать до основания каменисто-щелевые декорации, а сделать подобное мне никто бы не позволил.

К тому же коллекционная и декоративная ценности необычной рыбки были весьма условными, так как в то время - в начале 90-х годов - считалось, что танганьикские гибриды стерильны, т.е. потомства давать не могут.

Поэтому оставалось лишь лицезреть необычную полупринцессу, гадая, что же из нее могло бы вырасти. Прошедшее время в моих рассуждениях о перспективах жизни снующего между камнями малька не случайно: я был уверен, что бытие зверушки не затянется. И рано или поздно (а скорее, рано) незадачливый «гадкий утенок» будет съеден либо юлидохромисами, либо лампрологусами как потенциально не вписывающийся ни в одну группу экземпляр.

гибриды танганьикских цихлид

Фото гибриды танганьикских цихлид

Каждый раз, подходя к аквариуму и видя, что рыбка жива, я испытывал определенное удовлетворение вперемешку с неким необъяснимым чувством, которое можно выразить словами «Ну, когда же?». Однако время шло, а шустрый малек умело уворачивался от агрессивно настроенных соседей, показывая свою полнейшую жизнеспособность. К моменту достижения 3-сантиметрового размера определилась окраска рыбки. Чередующиеся продольные полосы от «регана», хотя и не были столь же контрастными, но разбавлялись штриховым узором по телу. От принцессы рыбке достался вильчатый хвост, но, опять же, не так явно выраженный.

Постоянной смешанной пары в аквариуме заметно не было. Принцессы жили своей группой,концентрируясь в щелях каменной кладки в центре емкости. Юлидохромисовые пары занимали противоположные углы водоема. Несколько непарных самцов ютились где придется.

Других гибридных мальков мне обнаружить в емкости в то время не удалось. А забегая вперед скажу, что их там больше и не было.

Время от времени принцессы «выбивали» подросших и мелких соплеменников в верхние углы аквариума, и там потрепанные и понурые они бедствовали до тех пор, пока их не вылавливали в другой цихлидник. Была надежда, что выловить нашего «клиента» удастся именно так. Но время шло, а подросшая рыбешка, достигающая теперь почти 6 см длины, активно участвовала в жизни стаи принцесс и, видимо, оказавшись самкой, готовилась война, а может, уже вошла в специальную группу ювенильных женских особей, помогающих взрослым принцессам ухаживать за молодью.

Уже было принято решение о принудительном вылове необычного гибридного экземпляра - «чтобы не портил породу», как вдруг, подойдя однажды к аквариуму, я увидел нашу рыбешку - обтрепанную и жмущуюся к поверхности воды. С третьей попытки -два раза диковинка скрывалась в камнях, но неизменно изгонялась оттуда основным населением - удалось отловить ее и поместить другой аквариум. В качестве антисептика был добавлен метиленовый синий до синеватого окраса воды. Порванные плавники зажили где-то через неделю, а по прошествии месяца упитанная и ничуть не комплексующая по поводу своей внешности рыбешка деловито плавала по новому водоему.

Шло время, рыба росла, но новых гибридных мальков танганьикских цихлид в аквариуме не появлялось, а потому полупринцесса продолжала оставаться одинокой и в два, и в три года. Однажды, гуляя по Птичьему рынку, я случайно наткнулся на «ширму» с принцессами, в общей массе которых мелькнул знакомый силуэт. Маленький темненький двухсантиметровый малек, испуганно жавшийся к черному пластику дна, был именно тем, что было нужно. Не вдаваясь в детали, я выкупил рыбку и понес, так сказать, «на вырост».

Сейчас, конечно, вряд ли я решился бы выращивать целый год рыбу с весьма сомнительными перспективами. Ведь шансов на то, что она вырастет, достигнет половозрелого возраста, да еще и оставит пару с четырехлетней к тому времени рыбой из зоопарка, было очень мало.

К тому же я постоянно держал в голове, что, согласно общепринятой теории, гибридная «Танганьика» не размножается. Но заинтересованность натуралиста и энергия молодости сделали свое дело. Малек был помещен в самые комфортные условия из всех возможных.

Он отменно питался, рос и через год превратился в копию зооиар-ковской рыбы, только чуть мельче и моложе.

К тому времени уже было ясно, что поведением гибриды африканских цихлид больше напоминают юлидохромисов, чем принцесс. Самцы для устойчивости пары должны быть значительно мельче. Брачный танец обязательно включает в себя демонстрацию «кавалером» подчиненности, когда он, сжимая плавники, смешно подергиваясь, прыгает возле подруги.

Разводя различные виды юлидохромисов, я заметил странную особенность: внешне похожая на самца и даже прежде участвующая в нересте в этом качестве особь, попадая в силу жизненных обстоятельств в сообщество мелких представителей вида, ведет себя как самка и в дальнейшем, образуя пару, продолжает играть эту роль. Так что шанс на успешное формирование пары все-таки был.

Для «знакомства» я выделил рыбам отдельный 150-литровый водоем. Посадил я в него их практически одновременно, чтобы не дать ни той, ни другой почувствовать себя безраздельной хозяйкой территории. Сама же территория -основа для цихлидного конфликта - состояла из одиноко стоящего по центру цветочного горшка с двухсантиметровым отверстием сбоку. Параметры воды были следующие: общая жесткость 16°dGH, pH 7,6, температура 27-28°С, постоянная аэрация, фильтрация воды.

Увидев друг друга, гибриды не проявили особой агрессии. Ритуально помахав плавниками, условный «самец» вдруг съежился и начал юлидохромисовый танец вокруг потенциальной «самки». Впоследствии выяснилось, особь покрупнее принадлежала к слабому полу, а та, что мельче, - к сильному.

Уже к концу дня рыбы облюбовали пещерку и практически все время проводили в ней, попеременно высовывая наружу мордочки. По степени проявления агрессивности в отношении друг друга это была обычная юлидохромисовая пара.

гибрид юлидохромиса и принцессы Бурунди

Фото гибрид юлидохромиса и принцессы Бурунди

На следующий день статус-кво сохранился, и я принял решение попробовать добиться нереста, чтобы проверить, стерильны ли танганьикские гибриды. Для стимуляции рыб помимо зоопланктона включил в их рацион немного свежего мотыля и нежирный мясной фарш.

Прошло чуть больше десяти дней, и я заметил первых темных малечков, скользящих по внешним стенкам цветочного горшка. Скорее всего, пара отнерестилась сразу же после посадки, так сказать, «на радостях от неожиданной встречи». А спецдиета просто была приятным дополнением.

Во избежание разного рода неприятностей вроде поедания собственных мальков, я высадил пару в аналогичный аквариум с другим похожим горшком, где она неоднократно нерестилась, опровергая тезис о бесплодности танганьикских гибридов. Это, скорее всего, говорит о возможности образования в озере естественным путем новых видов (пород) танганьикских литофильных цихлид. Во всяком случае, генетических преград для этого нет даже у таких внешне разных эндемиков, как юлидохромис и лампрологус «комплекса принцесс».

Практически 90% выросших пестро-полосатых мальков по окрасу были копией своих родителей. Оставшиеся 10% отличались лишь тем, что имели округлый, а не вильчатый хвост.

С тех пор прошло несколько лет, но идея повторить эксперимент «напрямую» не оставляла меня никогда. «Напрямую» - это значит, образовать гибридную пару принцесса - юлидохромис и посмотреть на получившихся мальков с целью выявить разброс по окраске и форме тела при прямой гибридизации, а заодно выяснить, может ли такая пара образоваться естественным путем или же гибриды танганьикских цихлид могут появиться только вследствие случайного оплодотворения чужих икринок во время нереста «чистокровной» пары.

Для эксперимента купил на Птичьем рынке небольшую, но упитанную самочку принцессу Бурунди. Поскольку внушительностью габаритов она не отличалась, то из юлидохромисов выбор пал на юлидохромиса Марлиера (Гомби) (I.marlieri Gombe). В свое время в нашу страну попали два представителя ихтиофауны танганьикского района Гомби: юлидохромис транскриптус (J.transcriptus) и юлидохромис Марлиера. Последний отличался большими размерами и вытянутым рылом. Так как внешне виды были очень похожи - та же окраска, те же поперечные черные полосы и разводы на бежевато-белом фоне, -то в обиходе их всех окрестили «Гомби».

В результате непреднамеренного смешивания остались марлиеровидные (более крупные с вытянутой мордой) рыбы, так что российский «Гомби» теперь уж точно «marlieri». Иногда встречается в продаже и транскриптус Гомби из более поздних привозов, поступающий на рынок из частных коллекций.

От своих родичей юлидохромисов Марлиера - отличаются эти рыбки меньшими размерами, более темной окраской и, главное, маленькой, как бы загнутой вниз мордочкой.

Перед ссаживанием в отдельную емкость рыбы прошли полный карантинный курс и специальной диетой были доведены до преднерестового состояния. Основу их рациона в подготовительную пору составлял корм Tetra discus (с каротином), а функцию стимулирующих добавок выполняли живая коретра и перетертый свежемороженый гамарус.

Условия содержания рыб были следующие: жесткость воды 15°dGH, pH 7,8, температура 28°С, непрерывная аэрация, фильтрация воды, еженедельная подмена четверти ее объема на свежую, отстоянную в течение суток.

Поскольку темперамент у рыб был разный, первой в аквариум я пустил самку Бурунди. Освоившись за два дня и облюбовав стоящий в центре конусовидный цветочный горшок с дыркой сбоку, она приняла у себя юлидохромисного самца. Хотя тот сразу начал брачное «юление » и силился забраться в горшок, принцесса не выказывала ему особого благоволения, но и не прогоняла прочь.

На всякий случай - специально для самцовой «отсидки» - в угол аквариума я поместил второй небольшой цветочный горшок с маленькой дырочкой сбоку. А в качестве альтернативного (щелевого) нерестилища, более привычного для танганьикских рыб комплекса «принцесс», соорудил небольшой завал из плоских гранитных камней, расположив его возле большого горшка. Самка в ту пору была около 7 см в длину, самец - не более 4 см.

Лишь по прошествии трех с лишним недель произошел первый нерест, до которого я еще и расширил боковое отверстие входа цветочного горшка, превратив 2-сантиметровый крут в 3-сантиметровый эллипс, и разместил дополнительно каменный грот.

 гибрид юлидохромиса и принцессы Бурунди

Фото гибрид юлидохромиса и принцессы Бурунди

Время нереста высчитано весьма примерно, так как при уборке аквариума где-то через месяц я обнаружил на внутренних стенках каменного грота темненьких личинок. Охраной кладки занимался в основном самец. Самка же почти все время находилась возле нерестилища. Но вообще-то дружной и крепкой пары не получилось.

Конечно, для полноты выводов одного случая мало, но, наблюдая за парой этих рыб, приходишь к выводу, что спонтанное формирование прочных брачных уз при наличии партнеров своего вида между этими рыбами маловероятно и возможно только в условиях глубокой изоляции. О том же косвенно свидетельствует и отсутствие пары Neolamprologus brichardi x юлидохромиса Регана в первом, зоопарковском, случае. А также отсутствие повторных гибридных нерестов в общем аквариуме.

Генетических препятствий, как и в первом случае, нет. Скорее всего, выращенная молодь от данной пары тоже будет плодовитой. По крайней мере, первые ювенильные брачные игры внутри гибридной группы уже идут полным ходом. Внешне мальки «Марлиера-Бришара» отличаются от потомков «Регана-Бришара» тем, что полосатость тела у них заменена сетчатым вариантом.

Вряд ли данная порода рыб имеет какие-либо коммерческие перспективы, но, с точки зрения изучения ихтиофауны Танганьики, она важна. К тому же знание истинного происхождения этих и подобных рыб исключит возможность приобретения их по ошибке как «нового вида», отловленного в природе, если таковой когда-либо будет представлен в широкую продажу.

Ну а в заключение хочу отметить: российская аквариумистика всегда славилась настроем на экспериментальность, постоянный поиск. Привитый еще в те далекие, советские годы, этот мощный креативный импульс до сих пор не дает превратиться многим отечественным рыборазводчикам в эдакие копировальные машинки для штамповки акваширпотреба.

И остается лишь благодарить судьбу, что мое становление как аквариумиста пришлось на те славные времена, позволило понять, что вполне возможно тратить свои силы и время, отказывать себе в некоторых удовольствиях и работать пусть даже в ущерб прибыли, но ради изучения и познания.

С.ЕЛОЧКИН г.Москва

Журнал Аквариум 2008 №6

Просмотров: 1069

Комментарии к этой статье:

Добавить ваш комментарий:


Введите сумму чисел с картинки:

Поиск по сайту

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов.


На других сайтах

Реклама.

Московский Арована-центр

Эксклюзивные виды
рыб и креветок

Узнать цены на Московской птичьем рынке
Фирма "Боция Клоун"