Полурылы - живородящие аквариумные рыбки в аквариумах встречаются довольно часто. Живорождение у обитателей домашних водоемов встречается не так уж и редко. Относятся полурылы к отряду Beloniformes, семейству Hemirhamphidae, больше знакомому аквариумистам под звучным и красноречивым названием полурылы. Надо отметить, что эти живородки не блещут яркими нарядами, а потому коммерчески, мягко говоря, мало привлекательны. Интересуются ими преимущественно поклонники экзотики. Собственно, более или менее известными среди этих диковинок являются только два вида: полурыл бойцовый, или обыкновенный - Dermogenys pusffla (см. Аквариум» №4/2008), - и номорамфус Лима, или полурыл красно-черный. О нем-то и пойдет речь.
Фото самец полурыл
Как видно из латинского названия - Nomorhamphus liemi Vogt, 1978, - описан вид был сравнительно недавно. Обитает он в водоемах известковых гор в южной части острова Сулавеси. Размером полурылы несколько превосходят вышеупомянутых дермогенисов: самки достигают 10 см, самцы - до 6. Да и в части колористики существенно выигрывают.
В восьмидесятых годах прошлого века красно-черных полурылов изредка можно было приобрести на московской «Птичке». Об их разведении рассказал в журнале «Рыбоводство» №4/1987 известный российский аквариумист С.Гонтарь. Однако широкого распространения у любителей рыбы не получили по причинам, о которых я упомяну ниже. Дело дошло до того, что они практически полностью исчезли из свободной продажи, оставшись лишь в коллекциях больших энтузиастов.
Мне же очень хотелось, причем давно, закрепить этих рыб у нижегородских любителей живородок, так же как удалось сделать это несколько лет назад с дермогенисами. По крайней мере, сейчас D.pusilla в Н.Новгороде стал обычен и любим аквариумистами.
Мои многолетние мечты о приобретении красно-черных полурылов разбивались об отсутствие их в продаже как в Москве (по крайней мере во время моих рейдов на Птичий рынок встретить их не удалось), так и у азиатских экспортеров. Но в конце концов мне повезло, и я получил 50 экземпляров из Сингапура.
Фото самка полурыл
Вся партия доехала хорошо, без потерь перенесла дорогу и была высажена в отдельный гигиенический аквариум емкостью 250 л с фильтром и усиленной аэрацией. Ни грунта, ни растений в нем не было. Вода -хорошо отстоянная водопроводная с dGH=12° и рН 7,2; температура поддерживалась на уровне 24°С.
Из аэропорта полурылов я привез домой поздно вечером, устал, и мне было не до детального осмотра рыб. Я лишь убедился, что они разнополы, причем примерно 70% экземпляров - это самки.
Проделав необходимые манипуляции по адаптации рыб, я выключил на ночь свет и оставил более тесное знакомство с новоселами на потом.
На следующее утро я убедился, что рыба попала ко мне практически взрослая. Более того, у некоторых самок (они имели длину около 7 см) было уже довольно внушительное по объему брюшко и припухшее анальное отверстие. Все это свидетельствовало о том, что «дамочки» пребывают в предродовом периоде и вот-вот готовы будут произвести на свет полурылье потомство.
Не откладывая дела в долгий ящик я подготовил две 50-литровые банки.
В одну залил 20 л воды из аквариума, где находились рыбы, и столько же хорошо отстоянной водопроводной воды (итоговая жесткость составила 12°dGH при рН 7 и Т=24°С). Оснастил эту емкость продувом воздуха и поместил в нее пару кустов таиландского папоротника и несколько пучков яванского мха.
В другую банку налил 5 л воды из аквариума и 5 л отстоянной водопроводной. В остальном все сделал как и в первой банке. В результате уровень воды в первой емкости был 20 см, а во второй всего 7 см. Как вы убедитесь, этот параметр играет существенную роль в общем успехе разведения номорамфусов.
Фото два самца полурыла
Посадив в каждую банку по самке (выбрал самых брюхастых), я стал ждат появления малышей. Испытывали мое терпение новоселы недолго. Уже на четвертый день в банке с уровнем воды 20 см появились новорожденные, а еще сутки спустя мальки обнаружились и в емкости с никим уровнем воды.
В первой банке оказалось 10 мальков. Они были очень крупными, почти 2 см длиной, серовато-желтыми и вроде бы без внешних патологий, но все оказались «дергунами», точнее стояли в воде рылом вверх, как свечки, не желая, а скорее, не имея возможности принять типичное горизонтальное положение. Живут они в таком виде до сих пор.
Вторая самка принесла 19 точно таких же малышей, но «нормальных», в есть плавающих в подобающем рыбе положении.
Возникает резонный вопрос: зачем я экспериментировал с уровнями воды? Да затем, чтобы на собственном опыте убедиться в справедливости тезиса, приведенного в энциклопедии О.Рыбакова «Экзотические аквариумные рыбы»: «Чтобы уменьшить количество дергунков (мальки с дефектом плавательного пузыря), уровень воды при родах не должен быть более 5 см». Как видите, информация в данном случае оказалась очень близка к истине: пусть не 5, а чуть больше, но высота водяного столба свыше 10-12 см явно нежелательна для потомства номорамфусов.
ВИДЕО ПОЛУРЫЛЫ
Теперь о собственно рыбах. Причудливые номо-рамфусы попадают к любителям в двух цветовых вариациях-подвидах: NJiemi snijdersi имеет красно-черные челюсти и непарные плавники, у NJiemi liemi и те и другие чисто черные.
Половой диморфизм зрелых рыб выражен очень четко. Самцы мельче, но окрашены значительно ярче. Тело у них цилиндрическое, с внушительной головой. Животик поджарый, глаза крупные, с черным зрачком и сине-зеленой радужкой.
Верхняя челюсть короче нижней, а последняя мало того, что длиннее, так еще и имеет загнутую вниз черный крючковидный придаток. Вот сотворил же господь! Тело желтое, с голубоватой патиной. Брюшко светлое. Грудные плавники хорошо развиты, у основания рыжеватые, по периферии черные.
Рыбы прекрасно глиссируют и прыгают, поэтому аквариум надо закрывать покровным стеклом.
Самочки, хотя и много крупнее, окрашены бледно: серо-желтое тело, практически бесцветные плавнички, нижняя челюсть без придатка и с чуть черным или красноватым кончиком. У некоторых особей на спинном плавнике имеется черный штрих.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЛУРЫЛОВ
Полурылы - рыбы нетрудные в содержании. Им подходит как мягкая, так и жесткая вода с нейтральной или слабо-щелочной активной реакцией (рН 7-8). К температуре они также не требовательны: их вполне устраивает разброс от 20 до 27°С. Не рекомендую только увлекаться повышением температуры в нерестовиках, поскольку это приводит к выкидышам недоразвитых плодов.
Рыбки любят чистую, прозрачную воду, поэтому необходима качественная фильтрация. Растения подойдут любые - на ваш кус, но, поскольку полурылы предпочитают верхние слои воды, желательно наличие плавающей флоры (риччия, эйхорния, пистия и т. д.), в которой рыбки с удовольствием держатся. К тому же подобные заросли помешают им выпрыгивать из воды.
Содержать полурылов лучше группой, причем в стае количественно должны преобладать самки, что снизит накал стычек между самцами и переключит внимание последних на выполнение репродуктивной функции. Обычно рекомендуется формировать группу исходя из соотношения один самец на 2-3 самочки. Задавшись целью получать от рыбок стабильный и многочисленный приплод, любитель может изменить пропорцию до 5-6 самок на каждого самца (не беспокойтесь, он справится).
Фото рыбка полурыл
Плодовитость у рыб небольшая, 10-20 малышей, а длительность «интересного положения» самок составляет порядка 1,5 месяца.
Выкорм только что народившихся мальков полурылов можно смело начинать с науплиусов артемии, прудового циклопа. Подойдут и качественные сбалансированные фирменные плавающие хлопья или гранулы.
Взрослые особи с удовольствием ловят брошенных мушек, мотыльков, хорошо едят коретру, подсушенного мотыля и т.д. В общем, рыбки всеядны. Однако в нижний слой воды за кормом, да и просто из любопытства, спускаться не любят.
Не лишним при содержании полурылов будет подсаливание воды: примерно по 1-2 столовые ложки на каждые 10 л. Это, кстати, послужит в некотором роде профилактикой заболеваний.
Закончить же статью об этих замечательных, своеобразных, даже во многом уникальных рыбах мне хочется пожеланием российским аквариумистам: не стоит при выборе питомцев для домашнего водоема ориентироваться только на их внешний вид. Порой даже не самая цветастая рыба способна подарить очень яркие впечатления.
Поэтому, если вы увидели в продаже какую-нибудь диковинку, не упускайте возможности ее приобрести.
Это и дополнительный опыт, и новые ощущения. Ну а что касается номорамфусов, то в данном случае неординарность внешнего вида рыб подкреплена их симпатичным обликом и отсутствием проблем с содержанием и разведением.
Г.ФАМИНСКИЙ г.Нижнш Новгород
От редакции
Так получилось, что эта статья увидела свет чуть ли не через год после того, как автор прислал ее в редакцию. И это является дополнительным подтверждением слов Г.А.Фаминского о том, что героев его повествования, к сожалению, никак нельзя отнести к категории рыб, пользующихся спросом.
Дело в том, что, подбирая пару для отправки мне на фотографирование, Григорий Александрович (видимо, в суматохе) «.промахнулся», и... я получил двух самцов.
НОМОРАМФУСЫ
Именно затянувшиеся поиски самки и предопределили столь продолжительное пребывание статьи «под сукном». Пришлось на собственном печальном опыте убедиться: коммерческие котировки номорамфусов, как говорится, ниже плинтуса.
Фото рот у полурылов большой
Помог случай, а именно посещение ноябрьской выставки Московского клуба аквариумистов и террариумистов (подробнее об этом событии читайте на с.34). Именно там в одном из аквариумов я увидел группу (в том числе и самок) Nomorhamphus liemi, владельцем которой оказался известный московский разводчик В.Сторожев.
Выставочные номорамфусы мне не достались (их, как и прочих рыб, по окончании выставки продали с аукциона, доходы от которого были направлены на благотворительные цели, о чем Ю.Духанов в своем репортаже из скромности умолчал). Тем не менее Владимир Викторович очень доброжелательно отнесся к моей просьбе и спустя несколько дней выделил самочку (с самцом в придачу) из своей коллекции, за что ему мой огромный респект.
И вот я с подарком возвращаюсь домой. К радости примешивается тревога: как примут обжившиеся в моем аквариуме нижегородские братья московскую «сладкую парочку»? На всякий случай сначала сажаю Сторожевских номорамфусов в отдельную емкость, провожу с ними фотосессию и лишь потом водворяю «моделей» в общий аквариум.
Ожидаемой (исходя из всюду прописанной драчливости полурылов) свары не случилось. Явно соскучившимся по женскому обществу самцам, судя по всему, было не до разборок. Ведь на протяжении полугода их уделом было лишь имитировать брачное поведение друг с другом или характерно для полурылов пристраиваться в кильватер, но... к самкам других рыб (в числе их симпатий были отмечены панхаксы и гуппи).
А тут вдруг своя, да еще в пределах досягаемости - можно сказать, подарок судьбы. Впрочем, ожесточенных стычек не было и в последующем. Скорее всего дело в объемах: в 230 литрах группа, состоящая, в нарушение всех канонов, из 3 самцов и самки, демонстрировала вполне сносное поведение. Единственной видимой реакцией на изменившиеся обстоятельства был максимальный набор самцами цвета.
Вообще, должен отметить, что номорамфусы Лима -рыбы настроения. Их облик в значительной степени подчинен эмоциональному тонусу, самочувствию, обстановке. В зависимости от текущих условий самцы (а в некоторой степени и самки) выглядят то совершенно блеклыми, то весьма нарядными. Причем колористические переходы могут касаться не только нюансов, но даже самого характера окраски.
Скажем, пресловутый черный «зоб» у подавленного или испуганного самца может полностью обесцветиться или даже обрести красноту.
Стычки? Да, бывали. Но они носили, как мне показалось, не боевой, а скорее, спортивный, демонстрационный характер - мышцы размять да себя самке во всей красе показать.
По крайней мере, за те три месяца, что моя группа существует в объединенном составе, - ни одного обломанного лучика на плавниках, ни одного шрама на телах, не говоря уж о рваных ранах и тем более -трупах. Даже типичные для полурылов ожесточенные клинчи со взаимным зажимом челюстей (такие поединки могут длиться 5-10 минут и более) обычно завершаются очень нетипично для бойцовых рыб: вдоволь натешившись, бывшие соперники абсолютно мирно плавают бок о бок, вовсе не стремясь оставить слабейшего не у дел.
Впрочем, справедливости ради, отмечу, что московский самец дня три-четыре подвергался некоторой обструкции, но это было похоже не столько на гонения, сколько на своеобразный домашний арест: один из «нижегородцев» заводил его в заросли и неподвижно пристраивался в характерном кильватере, но не под «арестантом», а над ним, движениями корпуса пресекая попытки оппонента покинуть диспозицию. Временами братья менялись, а «москвич» терпеливо сносил свою участь. Впрочем, вскоре он был полностью восстановлен в правах и плавал по аквариуму наравне сродней.
Абсолютную толерантность демонстрируют номорамфусы Лима и по отношению к прочим соседям по водоему, даже если те существенно уступают им размерами. Никакой агрессии, скорее даже типичная (со временем сходящая на нет) робость новоселов. А ведь компанию красно-черным полурылам составляли в том числе стайка из нескольких десятков 2-сантиметровых неонов и группа гуппи-«венесуэльцев» примерно той же длины. Эти крохи легко поместились бы во внушительной пасти если не самцов, то уж самки точно.
Фото полурыл
Правда, на мальков это миролюбие, к сожалению, не распространяется. Свои ли, чужие ли - только что появившиеся на свет, они быстро становятся гастрономическими блюдами. В этом плане номорамфусы действуют в унисон с моими шестиполосыми щучками: быстро, ловко, результативно. Их жертвами мгновенно становились какгуппяшечья мелочь, так и собственно номорамфовый «крупняк».
Мальки у красно-черных полурылов действительно имеют весьма внушительные размеры, но я даже не успевал толком их рассмотреть, поскольку они в первые минуты жизни очень неуклюжи и становятся легкой добычей как собственной нерадивой мамаши, так и ее полосатых подельников - щучек. Не спасали даже довольно густые заросли доходящих до поверхности воды и стелящихся по ней длинностебельников.
Конечно, можно было бы отсадить самку «на роды» в отдельную емкость, но, признаться, у меня не было к этому стремления. Не думаю, что в репродуктивном аспекте номорамфусы заметно отличаются от дермогенисов, а с теми я успел поработать довольно плотно. К тому же моя самочка оказалась из тех, которые не залпом мечут, а выдают на гора по несколько мальков раз в 2-3 дня, а то и реже, то есть пришлось бы держать ее в отсаднике довольно долго, у меня же были на него более заманчивые виды.
Как бы то ни было, я считаю для себя большой удачей случайную оплошность Г.Фаминского, потому что именно она подарила мне возможность наблюдать за перипетиями жизни номорамфусов Лима -действительно очень необычных и при этом мирных, неприхотливых рыб, отлично вписывающихся в сообщество общего аквариума.