СИТЦЕВЫЙ МЕЛАНОХРОМИС Джоаны Джонсон Добавил статью: Сергей Дата: 2019-08-28 ЖЕМЧУЖИНА ЛИКОМА В АКВАРИУМЕ
Знакомство с ситцевым меланохромисом Джоаны Джонсон или жемчужина ликома состоялось у меня в далеком теперь уже 1987 году, когда на проходившей в Москве выставке Клуба аквариумистов имени Н.Ф.Золотницкого в огромном по тем временам сюрреалистичном аквариуме я увидел красивых синих цихлид. Сначала я принял их за васильковых хаплохромисов (ныне Sciaenochromis fryeri, а прежде долгое время называвшихся в нашей стране Haplochromis jacksoni). Но, приглядевшись, рассмотрев нюансы окраски самцов, а главное -непохожесть внешнего вида самок, понял, что это совершенно другая рыба.

Фото СИТЦЕВЫЙ МЕЛАНОХРОМИС Джоаны Джонсон
То первое впечатление, пусть даже с несколько стертой временем и событиями остротой, до сих пор продолжает оказывать на меня свое магическое действие.
Рыбы были чрезвычайно подвижны. Доминирующие самцы отличались не только броским сочно-синим колером, но и имели некую эффектную серебристость на спине. У субдоминантов преобладали менее насыщенные бледно-голубые тона, но по телу проступал узор из коричнево-красных штрихов и точек. Серовато-серебристые самки мало того что имели перламутровый отлив, так еще и были украшены более контрастным точечно-полосатым рисунком.
Как я выяснил, эти красавцы назывались ситцевыми меланохромисами, или жемчужинами Ликома. От последнего названия веяло какой-то недоступной тропической романтикой, изредка демонстрируемой невыездным советским людям телевизионными сюжетами о путешествиях.
Так что рыбки «зацепили» меня сразу. Приобретая позже на Птичьем рынке несколько малечков, я узнал, что научное имя сего чуда природы - Melanochromis exasperatus. Именно таковым было актуальное на то время название этой цихлиды, которое она, как и большинство ее родственников из Малави, меняла не один раз.
Позже я узнал, что представители вида встречаются в центральной части озера, ближе к восточному побережью, в водах у крупного острова Ликома, а первые экземпляры были выловлены у западной стороны острова, южнее мыса Макулава.
В природе вид населяет прибойно-волновую зону скального биотопа, свободного от различных осадочных отложений. Обитая на небольших глубинах, они занимают кормовые угодья, имеющие несколько метров в диаметре, агрессивно защищая свои «пастбища».

Фото СИТЦЕВЫЙ МЕЛАНОХРОМИС Джоаны Джонсон
Суровый нрав самцов, отстаивающих индивидуальные территории, проявляется жестко и мгновенно при появлении поблизости соперника-сородича в брачном наряде или иных конкурентов.
Внешняя похожесть этих меланохромисов на некоторых представителей рода Labidochromis вызвала путаницу в идентификации вида уже на первых стадиях его изучения ихтиологами, спровоцировала неоднократные пересмотры таксономического статуса и связанные с ними перемещения из одного рода в другой.
Первоначально вид был описан в середине семидесятых годов прошлого века как Labidochromis joanjohnsonae (Johnson, 1974) - в честь жены редактора и издателя американского журнала Todays Aquarist Дона С. Джонсона, годом позже переопределен как Labidochromis fryeri (Oliver, 1975), еще год спустя он стал Меlanochromis exasperatus (Burgess, 1976) и лишь в начале восьмидесятых был вроде бы окончательно и прочно отнесен к роду Меланохромис (Lewis, 1982). Определяющим оказалось изучение строения зубов рыб и костей их черепа.
Итак, с родовым статусом ситуация вроде бы стабилизировалась, а вот с видовым неразбериха продолжилась. Название «экзасператус» пришлось по душе не всем. В некоторых справочниках периодически возвращалось к жизни прежнее - «Джоана Джонсон». В изданиях посолиднее часто встречались оба названия, причем в качестве подписи под разными фотографиями в общем-то схожих рыб. И все же превалировало официальное мнение, что это все - экзасператус. И вид один...
Так рассуждали более 20 лет. А потом решили: «Да вид один, но корректным его названием является M.joanjohnsonae». Таким образом, валидным на данный момент считается имя меланохромис Джоаны Джонсон. Хорошо, что для рыб не имеет значения, как их нарекают люди, а то могли бы запутаться в собственных паспортных данных.
Справедливости ради следует отметить, что в кругах как аквариумистов, так и профессионалов-ихтиологов до сих пор продолжаются дебаты на тему, один это вид или все же два. Так, есть мнение, что «экзасператус» и «Джоана Джонсон» - разные рыбы, отличающиеся не только нюансами окраски, но и числом лучей в спинном плавнике и количеством чешуек в боковой линии. Кто они по отношению друг к другу - всего лишь близкие родственники, разные географические расы одного вида или подвиды - ответ, наверное, сможет дать лишь генетический анализ.
Но даже он не будет гарантией стабильности систематического положения этих (как, впрочем,и прочих) цихлид и предсказать, как и по чьей воле будет называться жемчужина Ликома, скажем, через десять лет. И это еще вполне пристойная ситуация с переименованиями, хотя бы поддающаяся логическому объяснению.
Во многих случаях положение с мотивировками куда хуже. Характерное и вызывающее массу споров «коллекционирование» имен цихлид, малавийских в частности, одни объясняют совершенствованием научно-аналитических методов и развитием базы данных, другие - отсутствием единого научного центра, руководствующегося четкими, обоснованными правилами, и связанной с этим возможностью свободной трактовки тех или иных результатов.
Возможно, отчасти, имеют место рекламные мотивы издателей (мол, в нашей книге нашли отражение самые свежие данные систематики), а также эгоистическое желание увековечить в анналах биологической истории себя, своих друзей или коллег. В общем, вариантов много... Но вернемся к нашим героям.

Фото СИТЦЕВЫЙ МЕЛАНОХРОМИС Джоаны Джонсон
Так получилось, что из четырех купленных мальков до подросткового возраста, когда стало возможным определение пола, дожили всего три рыбки... Когда вспоминаешь сейчас, в каких объемах содержали тогда любители (по крайней мере большинство из них) своих малавийцев, какого уровня оборудованием располагали, чем кормили рыб, лишний раз спрашиваешь себя: «Неужели все действительно так и было?» И в этих условиях цихлидники-хоббисты (профессиональным-то разводчикам приходилось полегче: у них и аквариумы имелись просторные, и оборудование, пусть и самодельное, отчасти было сопоставимо с сегодняшним) добивались положительных результатов, получая потомство от гидробионтов, выращивали его, причем ассортимент видов, в частности родом из озера Малави, был достаточно высок.
Не буду утомлять читателей ностальгическими экскурсами. Скажу только, что оказавшись, к счастью, разнополыми, рыбки меланохромис Джоаны Джонсон спустя некоторое время дали потомство, чем порадовали меня, тогдашнего школьника, и впоследствии делали это еще не раз.
В результате всякий раз, когда я волею случая возвращался к малавийской тематике, в моей домашней коллекции всегда оказывались жемчужины Ликомы.
Уверен: их преданным почитателем являюсь не я один. А потому хочу дать несколько советов тем, кто пока только еще планирует украсить аквариум ситцевыми меланохромисами.
Приобретая их, следует помнить, что, несмотря на свои небольшие размеры, эти малавийцы весьма агрессивны.
Ситцевые м еланохромисы Джоаны Джонсон действительно невелики. Длина взрослых экземпляров редко превышает 10 см, и это в том случае, если объем домашнего водоема был изначально велик (скажем, более 300 л) или рыбы содержались в меньшей емкости, но в незначительном количестве. В условиях стандартного аквариума вместимостью 180-240 л, да еще и густонаселенного, длина самцов редко превышает 6-7 см, а самки еще мельче.
Приобретать советую не две-три рыбки, а хотя бы в два раза больше. Такое количество особей
- Дает возможность точно получить разнополых меланохромисов Джоаны Джонсон.
- При групповом содержании агрессивность лидеров рассеивается.
Считается (и вполне обоснованно), что все малавийцы - гаремные рыбы, то есть на каждого самца должно приходиться 2-3 самки. В то же время при содержании малавийцев я неоднократно сталкивался с явлением, которое обозначил для себя как «псевдопара», когда самец и самка одного вида живут в общем аквариуме (обычно - с соседями) без проявления агрессии друг к другу, но пару образуют только на время нереста. Такая псевдопара формируется произвольно минимум из трех рыб. Третья, лишняя, особь потом может быть удалена из емкости.
Иногда у этого вида встречаются совершенно неадекватные самцы, готовые третировать и самок, и самцов-сородичей, и всех остальных попавших «под раздачу» соседей по водоему. Если же рыбки куплены «с запасом», такого агрессора всегда можно выловить и изолировать.
Декорировать аквариум лучше в привычном для малавийцев стиле: естественные и искусственные камни, различные причудливые гроты и керамические скалы - вот основное убранство такой емкости. Фантазия любителя может развиваться совершенно свободно, но в заданном диапазоне. Живые растения и натуральные коряги лучше исключить или заменить искусственными аналогами. Грунт любой, но следует помнить, что мелкофракционный рыбки с удовольствием перекапывают, чем могут нарушить первоначальную дизайнерскую задумку и целостность композиции.

Фото СИТЦЕВЫЙ МЕЛАНОХРОМИС Джоаны Джонсон
Аквариум с меланохромисами Джоаны Джонсон необходимо оборудовать фильтром, способным перекачивать 5-6 объемов в час, естественно при круглосуточной работе. Но здесь рыбки не оригинальны, подобные требования выдвигают все мала-вийские цихлиды. Стандартен и уход за жилищем меланохромисов: с еженедельной заменой четвертой части объема и сифонированием грунта. Общие условия содержания: жесткость воды 8-20°dGH, pH 7,2-8,2, Т=25-29°С.
Раньше, когда расписывали меню для малавийских цихлид, старались вспомнить всё, что можно предложить рыбам. Из животных кормов в дело шли мотыль, коретра, зоопланктон. Для взрослых экземпляров -мелко нарезанные кальмар, филе тресковых рыб, говяжье сердце, нежирное мясо или смесевые фарши на основе этих продуктов.
Сюда же, если требовалось, добавлялись растительные компоненты: ошпаренные кипятком листья крапивы или одуванчика. Сейчас для кормления малавийских цихлид эти ингредиенты используют преимущественно исходя из личной убежденности аквариумиста в необходимости для рыб именно такого рациона.
Огромный выбор разнообразных фабричных кормов в виде чипсов, гранул и хлопьев полностью удовлетворяет потребности обитателей домашнего водоема. В принципе сухие корма от ведущих европейских производителей - это те же фарши, только сбалансированные по составу и соответствующим образом обработанные для долговременного хранения: они полноценны, питательны и безопасны.
При кормлении ситцевых меланохромисов следует помнить, что их отменный аппетит - это не только радость для хозяина, но и склонность к перееданию. Возникающие в итоге воспалительные процессы в кишечнике рыб нередко приводят к летальному исходу. Во избежание неприятностей корм следует задавать небольшим порциями и так, чтобы брюшко цихлид после окончания трапезы было чуть припухло, а не распирало в стороны с барабановидной напряженностью.
Если перекорма избежать не удалось, то обычная поваренная соль (лучше мелкого помола), добавленная в воду из расчета 2-3 г/л, как правило, устраняет проблему.
Созревают рыбки к году. В возрасте около 8 месяцев, при длине 6 см, самцы начинают активно окрашиваться. Аквариумист воочию видит интереснейший процесс череды колористических изменений, когда узорчатые, но все же в общем и целом серовато-серебристые «утята» превращаются в великолепных «лебедей» с изумительным нарядом.
Цвет в зависимости от расы и «свежести крови» может варьировать, но так или иначе доминирующей остается синеватая гамма. Разграничив владения, самцы начинают проводить лидерские турниры и завоевывать внимание самок. Примерно через месяц-другой при благоприятном стечении обстоятельств следуют первые нересты.
Икрометание происходит по свойственной малавийцам схеме «карусель». Забрав икру в рот, самка приступает к инкубации, длящейся около 20 дней. Так что, если у здоровой особи женского пола вдруг образовался зоб, горловой мешок раздут, она периодически что-то пережевывает, но ничего не ест, значит, нерест состоялся.
Выпущенные в свободное плавание мальки в общем аквариуме подвергаются атакам взрослых рыб. И шансов выжить у них мало. Но самки жемчужины Ликома хорошие матери.
Для облегчения родительского бремени можно изолировать инкубирующую особу в небольшом, но оснащенном всеми положенными системами жизнеобеспечения отсаднике, а после выпуска ею молоди вернуть на постоянное место жительства.
Хорошим стартовым рационом служат порошковидные сухие корма - подобия смесей для взрослых рыб, скорректированные по составу с учетом потребностей растущих малышей и имеющие куда более тонкий помол. Также не откажется поплывшее потомство от живых науплиусов циклопа или артемии. Последних можно заменить декапсулированным вариантом.
Мальки жемчужин Ликома изначально сероватые с довольно невнятным полосатым узором на теле.
По мере роста облик молоди «совершенствуется». Сначала оранжевеет (при богатом каротиноидами рационе - краснеет) анальный плавник.
Потом проявляется штриховой узор на теле. Он сохранится как основная окраска вплоть до наступления половой зрелости у самцов и до конца жизни - у самок.
Ситцевые меланохромисы - резвые и подвижные рыбы. Они способны добавить динамичности любому малавийскому аквариуму. Их постоянные турниры, в ходе которых самцы вертятся друг перед другом в замысловатых пируэтах, напоминают полет стремительных птиц. Недаром M.joanjohnsonae называют еще цихлидами-колибри.
Пополнив домашнюю коллекцию ситцевыми меланохромисами, аквариумист обретает подлинную жемчужину, радующую не только нарядным многоцветьем, но и изысканными кульбитами высшего подводного пилотажа.
С.ЕЛОЧКИН г.Москва
Журнал Аквариум 2011 №4
Еще по этой теме:
МЕЛАНОХРОМИС АУРАТУС Просмотров: 1353
|