В немецкой литературе по рыбоводству постоянно встречаются рекомендации по содержанию классических макроподов в пруду, по крайней мере в летний период. А где-нибудь в Баварии,отличающейся мягким климатом, круглохвостых макроподов чуть ли не круглый год выращивают в декоративных водоемах под открытым небом.
А почему бы и нет? Ультрафиолет, наличие разнообразных живых кормов, приемлемые суточные колебания температур - все это способствует хорошему росту и развитию рыб, укреплению их иммунитета и появлению яркой окраски. В общем, есть стимул рискнуть!
Фото макропод в пруду
Несмотря на то что климат Подмосковья (а конкретно северной его части, где и располагается моя дача) сильно отличается не только от баварского, но и от германского в целом, я решила попробовать. Ведь макропод, выращенный в хороших условиях, - рыбка крепкая, здоровая, хорошо переносящая низкую температуру в аквариуме.
Для содержания макроподов в пруду я, за неимением пруда, воспользовалась старым корытом. Грунт решила не класть, налила обычной воды из водопровода, сверху запустила плавать пистию из аквариума. Туда же поставила несколько нимфей, посаженных в горшочки, но они вскоре почувствовали себя плохо, и примерно через месяц мне пришлось вернуть их «в условия стационара».
Все это было проделано в начале июня 2009 года. В качестве подопытных рыб взяла 10 самок красной вариации классического макропода. Чем объяснялся именно такой выбор? Исключительно прагматичными соображениями. Дело в том, что от последнего нереста этих рыб у меня получилось 50 самок и всего несколько самцов...
Кроме того, привозные красные M.opercularis очень яркие, с насыщенной окраской, в то время как их потомство, даже выращенное на микропланктоне и циклопе, выглядит куда бледнее, и я надеялась, что природные корма и солнечный свет изменят эту ситуацию в лучшую сторону.
Десяток подопытных я привезла на дачу 10 июня. В течение дня постепенно адаптировала их к местной воде (она по сравнению с московской более жесткая) и только утром следующего дня (при температуре воздуха около 18°С, а воды - 15°С) наконец пересадила их в корыто.
Макроподы-дачники сразу ушли на дно, причем из-за бурового цвета спинки сверху их было не разглядеть. Так как у меня помимо рыб живет еще очень хищная кошка, пару раз уже покушавшаяся на жизнь обитателей аквариума, я затянула корыто сеткой, используемой для защиты урожая от птиц. Это помогло: безрезультатно «порыбачив» около корыта несколько дней, кошка полностью утратила интерес к моим рыбам. Кроме того, сетка работала и по своему прямому назначению - защищала водоем от птиц, которые тоже вполне могли бы полакомиться макроподами.
Поведение рыб уже после недельного пребывания в корыте изменилось. Если прежде, сидя в привычном для них аквариуме, они бесстрашно относились ко всему и нагло попрошайничали, то сейчас, стоило подойти к корыту, как виднелись лишь расходящиеся по воде круги.
Видимо, когда рядом никого нет, рыбы стоят под поверхностью (кстати, вопреки моим ожиданиям, пистия росла в тазу плохо - наверное, лето было не слишком для нее теплое), но как только они чувствовали приближение кого бы то ни было, сразу уходили на спасительную глубину. Удивительно, как быстро вернулась к макроподам природная осторожность. Особенно с учетом того, что эта цветовая форма выведена искусственно, то есть рыбы «одомашнены» уже во многих десятках поколений.
На протяжении лета я никак не ухаживала за своим эрзацпрудом, лишь подливала воду взамен испарившейся и изредка подкармливала рыб хлопьями (по моим наблюдения, в корыте и так развелось достаточное количество мелкой живности).
К осени температура воздуха стала опускаться до 13°С и даже ниже, а вода так и вовсе охлаждалась до 10°. И хотя макроподы в пруду чувствовали себя отлично, я все же решила не рисковать и вернуть их в городские условия, в аквариум.
Фото макроподы в пруду
14 сентября выловила 9 рыб. Куда делась еще одна, не знаю. Возможно все же кошка исхитрилась добыть себе пропитание или вороны постарались. А может быть, самка умерла сама, а соседки просто ею поужинали.
По приезду высадила экспериментальную группу на недельку в гигиенический 20-литровый аквариум, где, хорошенько осмотрев подопечных, убедилась, что окраска их по сравнению с контрольными, оставшимися на лето в привычных условиях экземплярами, не изменилась, но рыбы стали крупнее, массивнее. Никаких заболеваний и паразитов визуально я не обнаружила, что, впрочем, не удивительно, ведь контактов с дикими рыбами не было.
Уже через несколько дней после возвращения в родные пенаты, макроподы снова стали активно попрошайничать, завидев человека около аквариума, то есть благоприобретенная осторожность исчезла столь же быстро, как и появилась. Но чувство самосохранения макроподов заслуживает уважения: такие рыбы не пропадут в природных условиях.
Прошедших карантин и «обратную» акклиматизацию особей я вернула в 200-литровый аквариум -к их сестричкам, проведшим здесь все лето.
Теперь и контрольная, и экспериментальная группы плавали по соседству, но, увы, разницу в окраске не демонстрировали.
Таким образом, даже в условиях северного Подмосковья и не очень жаркого лета (хотя будет ли оно снова - нежаркое лето...) вполне можно содержать макроподов в открытых водоемах. В следующий раз я планирую провести два нереста родственных пар классического макропода, один выводок растить в аквариуме, а другой - на даче, и осенью посмотреть, будут ли различия в темпах развития.