Паразиты на рыбах Добавил статью: Сергей Дата: 2020-05-04 ПАРАЗИТЫ НА АКВАРИУМНЫХ РЫБАХ
Большинство рыб, содержащихся в аквариумах, родом из зарубежных, в основном тропических, стран, которые наши соотечественники обычно называют экзотическими. Если следовать данному принципу, то и паразитов этих рыб также можно отнести к экзотическим.

фото 1
Действительно, между паразитами на наших (то есть местных) и «заграничных» рыбах всегда есть различия. Они включают в себя не только морфо-систематические - основанные на строении, - но и другие биологические отличия, которые в первую очередь проявляются на уровне паразитохозяинных отношений.
Скажем, опытные российские аквариумисты уже хорошо знают, что существует не только «отечественный», обычный, но и прибывающий на рыбах из-за границы «тропический» ихтиофтириус.
Помимо видимых только под микроскопом различий в строении этих инфузорий, экзотический вид опаснее обычного, так как способен размножаться не только в воде, но и непосредственно на рыбе, под защитой эпителиальных клеток хозяина, образуя своеобразные «гнезда» (фото 1).
Коварность «тропического» ихтиофтириуса состоит также в его повышенной теплолюбивости. В результате при относительно низкой температуре воды он развивается очень медленно, как бы затаивается, в то время как губительное для обычного ихтиофтириуса повышение температуры до 32-34°С только ускоряет его развитие.
Различия между обычным Ichthyophthirius multifiliis и «тропическим» ихтиофтириусом оказались настолько значительными, что последний был описан О.Бауером и О.Юнчисом в 2001 году не только как новый вид, но даже выделен в новый род - Neoichthyophthirius schlotfeldti.

Паразит на рыбах тетрахимена
К другим опасным экзотическими инфузориям следует отнести эпистипис и тетрахимену. Первый причислен к систематической группе сидячих инфузорий.
Нижним, стеблевидным концом они прочно прикрепляются к коже рыб, в то время как на верхнем имеется ротовое отверстие, окруженное ресничками (фото 2). Последние загоняют в рот инфузории пищу, состоящую в основном из бактерий и мелких организмов.
Из-за такого способа питания этих инфузорий даже нельзя отнести к настоящим паразитам и, казалось бы, причиняемый ими вред должен быть небольшим.
Действительно, эпистилисы с наших пресноводных рыб образуют малочисленные колонии и почти безвредны. Однако, по данным американских ученых, некоторые тропические виды этих инфузорий способны вызывать гибель даже крупных «хозяев».
При массовом размножении тропические эпистилисы образуют на теле рыб многочисленные и плотные колонии-поселения, внешне напоминающие кусочек белой шерсти или ваты. Зараженные особи, в первую очередь цихловые, беспокойны, чешутся, стараются избавится от вредных «поселенцев». Со временем вокруг зон роста инфузорий развивается воспалительно-некротическое поражение кожи.

Паразит hymena corlissi
Внешне симптомы при заражении рыб эпистилисами очень напоминают поражение сапролегниевыми грибами. Соответственно, прежде чем начинать лечение, надо точно определить возбудителя. Учитывая высокую устойчивость эпистилисов к различным лечебным препаратам, наиболее эффективно удаление подобных «новообразований» посредством соскоба с последующей обработкой ранки порошком фурациллина (фуразолидона) или антибактериальной мазью.
Тетрахимену, крайне опасную инфузорию рыб, называют еще «убийцей гуппи». Ею заражаются и другие экзотические обитатели аквариумов, но массовая гибель от этого паразита отмечена в первую очередь именно среди Poecilia reticulata.
Как и в случае с ихтиофтириусом, мы имеем дело как минимум с двумя видами. Обитающий в наших водах вид обычно мало опасен и, как правило, встречается уже на погибших рыбах, являясь своеобразным санитаром.
Экзотический (или «тропический») вид Tetra - hymena corlissi (фото 3) вызывает вспышку заболевания в отдельных партиях аквариумных рыб обычно через несколько дней после их поступления из-за границы. Инфузории этого вида способны питаться тканью хозяина, проникают под кожу, в мышцы и даже во внутренние органы, где размножаются в огромных количествах (фото 4).
До конца еще не решен вопрос о чрезвычайно высокой агрессивности экзотических тетрахимен, ведь в обычных условиях они ведут себя как свободно-живущие инфузории и не нападают на рыб. Возможны две версии, объясняющие необычную агрессивность экзотических тетрахимен по отношению к живородящим карпозубым. Первая и наиболее вероятная - плохая переносимость рыбами длительных и экстремальных условий перевозок, что приводит к резкому снижению защитных сил, иммунитета. Живородки оказываются не в состоянии противостоять массовому размножению тетрахимен. Инфузории вначале поедают бактерий на теле рыб, а затем переходят на питание клетками хозяина, глубоко проникая в ткани.
Вторая версия - приобретение некоторыми особями тетрахимен на генетическом уровне повышенной агрессивности и формирование форм, патогенных для рыб, что также часто наблюдается у бактерий, обитающих в воде.

Фото Паразит моногенеи
В любом случае, потери от тетрахименоза среди завозимых из-за границы гуппи и других обитателей тропических рек могут быть очень высокими, а лечение часто оказывается малоэффективным.
Пережившие вспышку болезни гуппи в дальнейшем не страдают от тетрахименоза и обычно уже не представляют опасности как источник заразы для других рыб в домашних аквариумах.
Многочисленную и крайне опасную группу эктопаразитов представляют моногенеи, относящиеся в ранге класса к типу плоских червей. Среди пресноводных рыб наиболее многочисленны моногенеи живородящие (отряд Gyrodactylidea) и яйцекладущие (отряд Dactylogyridea). В то время как представители первого отряда могут жить как на коже, так и на жабрах, представители второго паразитируют обычно только на жабрах, за что раньше их называли жаберными сосальщиками.
Главная морфологическая особенность моногенеи - характерное строение прикрепительного аппарата, обычно вооруженного крючьями (фото 5).
Вторая отличительная черта - многочисленность видов при их высокой специфичности. У каждого вида или группы близкородственных рыб есть свой «набор» моногенеи, которые различаются строением, биологией и чувствительностью к лечебным препаратам.
Например, только для сазана и карпа, представляющих собой один, наиболее хорошо изученный в паразитологическом отношении вид рыб, известно как минимум 6 видов моногенеи рода Dactylogyrus и 4 вида рода Gyrodactylus.
Соответственно, на экзотических рыбах почти каждого вида паразитируют свои, специфичные, не заражающие других рыб, виды моногенеи.

Фото Паразиты на жабрах аквариумных рыб
Большинство аквариумистов, по-видимому, уже имели печальный опыт «личных встреч» с этими крайне опасными эктопаразитами рыб, либо читали о них. Учитывая огромный объем существующей информации, моногенеям, очевидно, необходимо посвятить специальную публикацию.
В то же время считаю необходимым познакомить читателей с относительно редкими эктопаразитами рыб - действительно экзотическими.
Помимо класса моногенеи, в тип плоских червей входит еще класс трематод. Если моногенеи - это преимущественно паразиты рыб, то трематоды сумели «внедриться» во все группы позвоночных животных, в том числе птиц и млекопитающих.
В отличие от моногенеи трематоды являются эндопаразитами, т.е. живут в теле хозяина - в его органах и тканях, включая кровь. Но, как известно, у любого правила могут быть исключения. На двух примерах из личной практики хочу остановиться подробнее, поскольку в них трематоды выступают в несвойственной им роли эктопаразитов.
У многих прибывающих из-за границы рыб разных видов при микроскопировании жаберной ткани можно обнаружить явно инородные «включения» (фото 6). Их число у одной особи может варьировать от единиц до сотен. Оказалось, что это инцистированные метацеркарии (то есть личиночные стадии) трематод, окончательными хозяевами которых являются рыбоядные птицы.
Наиболее распространенный вид - Centrocestus formosanus, обнаруженный в Китае, Японии, Таиланде и многих других странах Юго-Восточной Азии.
Отличительная особенность метацеркарий этого вида - наличие воротничка из шипов вокруг ротовой присоски.
Формирование цисты, а затем и капсулы вокруг паразита приводит к разрушению жаберной ткани рыб. При массовом заражении больные особи более чувствительны к дефициту кислорода в воде, чем здоровые. Процесс старения и гибели метацеркарий в цистах нередко сопровождается воспалительной реакцией со стороны организма хозяина и, как следствие, сопутствующими осложнениями, инфекцией.
Учитывая сложный жизненный цикл трематод, можно не опасаться размножения этого паразита в аквариумах. В то же время присутствие метацеркарий свидетельствует о том, что зараженные ими рыбы выращены в прудах на открытом воздухе (то есть, куда имели доступ птицы), на естественном корме, и, соответственно, у них могут быть самые разные паразиты.
Изучая болезни рыб, я всегда готов увидеть что-то необычное. Например, свободно живущие микроскопические коловратки -обычная пища личинок рыб в естественных водоемах, - вдруг оказываются в соскобе с поверхности
тела больной аквариумной рыбки.
Сходным образом на теле или жабрах моих «пациентов» можно найти мелких нитевидных нематод, обитающих обычно в грунте аквариума, а также безвредных жгутиконосцев или инфузорий.
Многолетний опыт позволяет мне довольно легко отличить свободно-живущие организмы от похожих на них паразитических видов. Возникающее при подобных находках легкое удивление довольно быстро сменяется чувством удовлетворения правильным определением оказавшихся не на своем месте безвредных организмов. Но недавно произошел случай, который серьезно озадачил меня.
В партии черных моллиенезий Poecilia sphenops, поступившей из-за границы, у некоторых рыб на спине присутствовали белесоватые чешуйки. Сложилось впечатление, что под ними просто скопилось много слизи,которая частично выступила наружу (фото 7). Однако при соскобе выяснилось, что под чешуей скрываются белые малоподвижные черви совершенно необычной формы (фото 8). Ширина их тела явно превосходила длину, что для гельминтов совершенно необычно.
Внутреннее строение тела также оказалось загадочным. Хорошо видимая крупная глотка и другие детали анатомии с равным успехом позволяли отнести их как к моногенеям, так и к трематодам (фото 9). Расположение под чешуей свидетельствовало об эктопаразитическом образе жизни, что характерно для моногеней, а не для трематод. В то же время, по всем литературным данным, таких моногеней ранее не находили.

Фото паразиты на моллинезиях
В этой тупиковой ситуации пришлось обратиться за консультацией к гельминтологам. Профессор К.В. Галактионов из Зоологического института РАН определил незнакомцев как трематод из уникального семейства Transversotrematidae. Печатные работы по этим паразитам очень малочисленные и старые, но из них все же удалось узнать, что разные виды двух родов этих трематод были найдены в рыбах Австралии, Цейлона
(ныне Шри-Ланка) и Филиппин.
В ходе проведенных зарубежными исследователями экспериментов оказалось, что трансверсотрематидами легко заражались гамбузия Gambusia affinis, меченосец Xiphophorus helleri, пецилия X.maculatus, макропод M.cupanus, мозамбикская тиляпия и рыбы других видов. Таким образом, нам удалось обнаружить очень редкого и действительно экзотического паразита, завезенного в Россию. Возможно, кто-то уже наблюдал подобное «чудо» на своих рыбах, но не смог определить его систематическое положение.
В заключение хочется отметить, что хотя паразиты экзотических рыб в последние годы и стали изучаться более активно, но, учитывая их многообразие, впереди нас ждет еще много неожиданных находок.
В практическом отношении крайне важной, но слабо изученной областью остается разная восприимчивость к лечебным средствам как самих тропических обитателей аквариума, так и их паразитов.
Автор выражает благодарность руководству компаний "Нева Тропик" и "Живая вода" (С.-Петербург) за содействие в проведении исследований.
В.ВОРОНИН, д.б.н. г. Санкт-Петербург
Журнал Аквариум 2012 №3
Еще по этой теме:
ТЕМПЕРАТУРНЫЙ МИНИМУМ И ПАРАЗИТЫ
О СПЕЦИФИЧНОСТИ ПАРАЗИТОВ АКВАРИУМНЫХ РЫБ
ЛЕЧЕНИЕ РЫБ ПРЕПАРАТАМИ SERA
Средство борьбы с аквариумными паразитами Просмотров: 667
|