Хемирамфус - Nomorhamphus ebrardtii Добавил статью: Сергей Дата: 2020-11-18 ХЕМИРАМФУСЫ В АКВАРИУМЕ
2011 году в прайс-листе известной немецкой фирмы Aquarium Glaser я обнаружил интересную позицию, представлявшую нового, по крайней мере не встречавшегося мне ранее, полурыла. Эти оригинальные и некогда популярные в нашей стране рыбы в последнее время вообще нечасто становятся объектами внимания российских аквариумистов-любителей, да и в зоомагазинах столкнуться с ними - редкостная удача. А тут не просто хемирамфус, а еще и незнакомый. Поэтому вполне можно понять мой интерес к этой диковинке, латинское название которой - Nomorhamphus ebrardtii.

Фото Хемирамфус Nomorhamphus ebrardtii
Заказав партию молоди из Германии, я подготовил для новоселов 100-литровый аквариум с хорошо отстоянной водопроводной водой (рН 7, clGH 11°). Оборудовал его помпой с фильтром и погрузил на дно несколько кустиков таиландского папоротника и яванского мха, чтобы рыбкам было где укрыться при испуге. Аквариум плотно закрыл покровным стеклом, что при содержании полурылов условие обязательное, так как они достаточно прыгучи.
Температура воды поддерживалась на уровне 24-26°С. Грунта в аквариуме не было. Вот в такие стартовые условия и прибыли молодые полурылы. Причем я просил у немцев, чтобы количество самок примерно вдвое превышало количество самцов. И, надо сказать, пожелание это они выполнили.
Прибывшие самцы хемирамфусов имели длину около 2,5 см, а самочки - 3,5 см. Все особи (а в совокупности я заказал 12 рыб - 8 дам и 4 кавалеров) хорошо перенесли дорогу и, будучи высаженными в аквариум, бодро плавали и жадно хватали запущенную туда накануне коретру. Видимо, успели проголодаться в пути. Как следует подкрепившись, новоселы неподвижно встали в средних слоях воды, лишь изредка перемещаясь с места на место.
Отмечу, что на сей раз, убедившись в активности рыб, я даже не стал проводить положенные карантинные мероприятия, что вообще-то недопустимо. Но рискнул.
Окраска полурылов была невзрачная:серенькая,с чуть заметным розовым цветом непарных плавников. Эффектно выглядели лишь крупные (относительно размеров самой рыбы) глаза с желто-золотой радужкой и черным зрачком.
Номорамфусам у меня, судя по всему, понравилось. Они держались бодрячком, не капризничали, с охотой ловили разнообразный живой корм (дафнию, коретру, мотыля). Не без удовольствия поедали и хлопья.
Мне показалось, что поведением эти полурылы немного отличаются от своих близких родственников - дермогенисов и красно-черных полурылов. Во-первых, Nomorhamphus ebrardtii не демонстрируют приверженности исключительно к приповерхностным слоям воды, характерной для большинства хемирамфид, - их можно обнаружить во всех горизонтах.
Более того, я даже отметил предпочтение к придонным зонам. Причем не только предпочтение, но и приспособленность. В частности, упавшего на дно мотыля рыбы ловко собирали, ложась на бок и длинной нижней челюстью подкидывая в рот. Кстати, сама нижняя челюсть у них не на много длиннее верхней и имеет меньшее утолщение на конце, чем у красно-черного полурыла.
Иногда между особями разных полов происходят очень занятные стычки. Рыбки встают носами друг к другу и широко открывают пасти. Впечатление такое, будто они лают или шипят на визави. Выглядит это очень забавно, но длится недолго: уже спустя несколько секунд соперники мирно расплываются в разные стороны.
Когда через восемь месяцев мои новоселы достигли длины, которая, согласно справочной информации, характерна для взрослых экземпляров (а это 9-10 см для самок и 5-6 см - для самцов), я пересадил их в большой общий аквариум с крупными харацинками. Параметры воды в нем были такие же, как и в прежней емкости.

Фото Хемирамфус Nomorhamphus ebrardtii
Окраска номорамфусов Эбрардта к этому времени изменилась мало. Цвет тела стал желто-оливковый, с обозначившимися темными поперечными полосами - как будто через кожу просвечивают ребра.
Спинной, анальный и хвостовой плавники приобрели морковный тон, в то время как брюшные и грудные остались бесцветными. Ну и челюсти - изюминка полурылов - смотрятся, конечно, очень эффектно. Вообще надо отметить, что окраска у рыб неяркая, но приятная. Плюс к тому у них очень интересное поведение. Так что в своем приобретении я не разочаровался.
В общем аквариуме полурылы ведут себя независимо, ни на кого не обращают внимания, плавают неторопливо, с достоинством. Наевшись - а едят они много и охотно, - рыбы как бы дремлют в толще воды, оставаясь практически неподвижными. Периодически во время тихого часа они нет-нет да и открывают рты, как бы зевая.
Периоды спячки непродолжительны, и вскоре номорамфусы вновь активно плавают по водоему.
Самцы время от времени, полаяв друг на друга, принимаются преследовать самок, стараясь подобраться к ним снизу и с хвоста. Не желающая принимать ухаживания дама резко оборачивается и, опять же, открыв пасть, отгоняет не полюбившегося ей кавалера прочь.
Получив облом, он, ничуть не расстроившись, подлетает к другой самке в надежде здесь добиться взаимности. И рано или поздно достигает желаемого. Спаривание происходит очень быстро, и довольный самец устремляется дальше в поисках счастья.
Успехи самцов становятся заметными недели через три. Свидетельством тому становятся значительно пополневшие брюшки даже у голодных самок.
Как известно, подавляющее большинство пресноводных полурылов - рыбы живородящие. Поэтому, заметив интересное положение самок, я понял: пришло время позаботиться о создании им подходящих условий. Поскольку этих будущих мамаш никак нельзя отнести к мелким рыбам, приготовил им стеклянный роддом с площадью дна 50x30 см и слоем воды всего 7 см (мелководье для мечущих полурылов традиционно считаются залогом успеха, в то время как глубина приводит к обилию мальков-дергунов (см. журнал Аквариум №1 за 2010 г.).
В банку я поместил распылитель и пучки яванского мха, прижатые ко дну стеклянными палочками, а поверх бросил несколько кустов анубиаса с длинными корнями. Грунта в рожалке, естественно, было.
Яванский мох должен был сыграть роль укрытий для новорожденных и в то же время стать убежищем, в котором при испуге могла бы спрятаться самка. Вообще, при родах аквариум следует установить в тихом месте, чтобы мамаша не пугалась и вела себя спокойно, поскольку стресс может привести к преждевременным родам и даже к гибели родительницы.
По этой же причине рекомендую прикрыть смотровое стекло родилки, но не забывать время от времени осторожно заглядывать в нее, чтобы не пропустить момент появления мальков и иметь возможность своевременно высадить роженицу.

Фото Хемирамфус Nomorhamphus ebrardtii
Обычно беременность у полурылов протекает дней сорок, а отсаживать самку из общего аквариума в нерестовик необходимо за 10-12 суток до предполагаемой важной даты. Кормление можно продолжать, но давать пищу экономно, по чуть-чуть, чтобы самочка ее сразу съедала.
Температура в нерестилище у меня была 27°С; дело происходило летом, и специального подогрева не требовалось. Выбрал я из стаи самую брюхастую особь. Вода была простая водопроводная, хорошо отстоянная. Самка в нерестилище вела себя спокойно, чаще стояла на одном месте, чем плавала, и прижималась ко дну.
Где-то через неделю я наконец-то увидел мальков. Высадив мамашу в общий аквариум, пересчитал новорожденных. Их было 18 шт. - очень крупных, около 2 см длиной, сереньких, тощеньких, с огромными желтыми глазами на худенькой мордочке.
Первым кормом им послужили только что выклюнувшиеся науплиусы артемии. На этой еде я держал молодь в течение месяца. Должен сказать, что малек оказался тугорослым, и за это время вырос меньше чем на 1 см. Возможно, сказалось однообразие рациона. Подтверждает это предположение то, что, когда в ход пошли ракообразные (циклоп) и резаный промытый трубочник, молодь заметно прибавила в темпах развития.
Вообще, надо отметить, что содержание полурылов в любительском аквариуме в нашей стране не получило широкого распространения. А жаль - наблюдение за этими удивительными обитателями азиатских вод способно подарить много счастливых минут. Они, конечно, не красавцы (некоторые даже считают особенности строения челюстного аппарата этих рыб уродством), но как же интересно за ними наблюдать!
С уверенностью утверждаю - хемирамфиды, в том числе и номорамфусы, достойны куда лучшей участи и рано или поздно просто должны стать популярными. Но это, наверное, дело будущего.
Г.ФАМИНСКИЙ г.Нижний Новгород
От редакции
Можно ли считать Nomorhamphus ebrardtii новой рыбой? И - как следствие -корректно ли предложенное автором название статьи? С позиции хронологии - безусловно, нет. Большинство полурылов, в том. числе и пресноводных, описаны давным-давно, во второй половине девятнадцатого века и в первые десятилетия века прошлого. По сопоставимым с историей аквариумистики меркам они - глубокая древность. Номорамфус Эбрардта в этом плане не исключение: он внесен в зоономенклатурные анналы аж в 1912 г.
Тем не менее, как совершенно справедливо отмечает Г.Фаминский, в нашей стране хемирамфиды не прижились и не удостоились сколь-нибудь значимого внимания. Достаточно заглянуть в тематическую литературу советской поры, чтобы убедиться: бойцовый дермогенис (Dermogenys pussila) и черно-красные полурыл (Nomorhamphus liemi) - единственные более или менее представленные в отечественном декоративном рыбоводстве виды.
Да и те в последние годы практически полностью исчезли из ассортимента зоомагазинов и частных разводчиков. Поэтому каждый заплыв хемирамфид на территорию России можно рассматривать как новинку и даже сенсацию. И в этой связи остается только поздравить Григория Александровича с замечательным приобретением, а его статью считать своеобразным подарком полурылам с острова Сулавеси (Целебес) к их таксономическому столетию.
Справедливости ради стоит признать, что нет-нет да и промелькнут в нашей зооторговле полурылы - преимущественно штучно, в качестве прилова или как результат ошибки поставщика. Но эти раритеты в редчайших случаях удостаиваются внимания публики, поскольку мгновенно расхватываются коллекционерами-счастливчиками, что никак не способствует росту популярности уникальных живородок.
Плюс труднодоступность ареалов и неспокойная обстановка в местах их локализации (за последнее десятилетие не описано ни одного нового вида). Плюс легенды - надо сказать, сильно приукрашивающие действительность - о бескомпромиссной кровожадности хемирамид. Плюс пуританская скудность наряда (хотя среди почти четырех десятков видов номорамфу-сов, хемирамфодонов, дер-могенисов и пр. встречаются и подлинные красавцы). В общем, как опять же верно утверждает Г.Фаминский, такие рыбы вполне достойны большего...

Фото Хемирамфусы Nomorhamphus ebrardtii
Что касается непосредственно Nomorhamphus ebrardtii (Popta, 1912), сведений о них даже в Интернете крайне мало. За рубежом полурылов этого вида иногда называют красноплавничными, но чаще Целебесскими (по месту обитания). Максимальная длина самцов - 9 см, самок -11 см. В отличие от номорамфусов Лима, населяющих в основном тенистые лесные ручьи, Целебесский встречается преимущественно на открытых пространствах, в том числе и в эстуарной зоне, а потому предпочитает яркое освещение и умеренно жесткую или жесткую воду нейтральной или слабощелочной реакции. Без проблем живет и в солоноватой воде плотностью до 1,005.
Максимальная плодовитость - 25 мальков, но чаще самка производит на свет около 15 детенышей длиной 16-18 мм. О сроках беременности можно ориентировочно судить по размерам брюшка мамаши, а предвестником близких родов является активное шевеление эмбрионов, легко заметное сквозь ее истончившуюся кожу.
В качестве уникального для пресноводных полурылов свойства ихтиологи отмечают присущую этому виду овофагию (внутриутробное питание эмбриона за счет не только желтка, но и яйца в целом), а некоторые специалисты даже приписывают Целебесским номорамфусам интраутеринный каннибализм.
В.Милославский
Журнал Аквариум 2013 №1
Еще по этой теме:
НОМОРАМФУСЫ
КРАСНО-ЧЕРНЫЙ ПОЛУРЫЛ Просмотров: 464
|