Ко мне эти необычные гидробионты попали чисто случайно - как подарок друзей. Несколько небольших полупрозрачных креветок лениво перемещались по небольшому полиэтиленовому пакету, цепляясь по очереди за веточку искусственного растения. На мои активные возражения, что место под данное «зверье» отсутствует, последовали уверения, что места-то им и не надо вовсе. Для жизни и продолжения рода достаточно небольшого аквариума литров на сорок. А из укрытий подойдут все те же искусственные растения.
Фото кольцерукие креветки
Внутренне смирившись, что избавиться от презента не получится, я, почти цитируя персонажа известной комедии, спросил: «Как зовут это чудо природы?» Ответ - «Макробрахиум из Непала» - признаться, крайне озадачил не столько неопределенностью, сколько обозначением родовой принадлежности существ. Не будучи увлеченным креветками, я тем не менее прежде дважды имел дело с макробрахиумами. И в обоих случаях это были огромные, агрессивные и, на мой взгляд, внешне малоприятные существа, готовые внести дисгармонию в любой, даже совершенно аскетично оформленный аквариум.
Фраза «Спасибо, не надо!» уже готова была сорваться с языка, когда даритель, наверное, предвидя подобную реакцию, клятвенно заверил меня, что линейный размер самцов вместе с клешнями не превышает 8 см, а самки, не обладающие длинными клешнями, и вовсе не вырастают больше 6 см. Такой расклад устраивал уже больше, а дополнительный комментарий, что «они не агрессивны и могут даже жить с рыбами», требовал проверки на практике.
Итак, шесть небольших креветок все же оказались у меня дома и были помещены в аквариум емкостью около 40 л, где, кроме кустиков растений, им были предоставлены укрытия в виде камней и половинок того, что когда-то было небольшими цветочными горшками.
Как хорошо, что сейчас под рукой есть Интернет с обилием различной информации. Проштудировав сайты, я узнал, что карликовые макробрахиумы -это не фантазия, а реальность. Что существует даже несколько видов этого рода, живущих в высокогорье Непала, в ручьях и реках Гималайских гор. В отличие от солоноватоводных в сезон нереста макробрахиу-мов-гигантов их перманентно пресноводные собратья отличаются довольно скромными размерами и более уживчивым нравом, хотя в то же время требовательнее к условиям содержания.
На данную тему срочно требовалось с кем-нибудь посоветоваться. Главным образом, потому, что, судя по Интернету, имелся целый видовой набор мелких макробрахиумов, очень схожих внешне и имеющих соседствующие, а то и накладывающиеся друг на друга ареалы.
Я решил порасспросить об этих креветках моего давнего знакомого и коллегу В.Арбузенко, зная, что Вадим как человек увлеченный и общительный наверняка поможет найти нужную и точную информацию.
Фото Macrobrachium assamense
Как вскоре выяснилось, направление поиска было выбрано верно. Оказалось, что коллега не только знает о существовании в природе и аквакультуре карликового макробрахиума, но и, по сути, является единственным разводчиком этих креветок, поставляющим их на Птичий рынок. Именно потомство его питомцев и купили в свое время мои знакомые, позже решившие поделиться уже своими «малышами» со мной.
Мое обретение, по словам Вадима, прибыло в нашу страну под названием Macrobrachium assamense (Tiwari, 1958).
Сначала этих гидробионтов и потомство от них получил В.Каменцев, а потом из-за нехватки дома места и для оказания помощи в борьбе с улитками отдал живность в аквариальную Арбузенко.
По результатам наблюдений выходило, что вид крайне пластичен как к условиям содержания, так и к рациону.
В проточной воде креветки одинаково хорошо чувствовали себя и при 32, и при 21°С. Не являлись определяющими для них и такие показатели, как рН, соленость (в разумных пределах, то есть до 3 г/л) и жесткость воды.
Многие представители вида, убежав у Вадима в свое время из материнского аквариума, заселили проточные кассетные фильтры, отсеки, заполненные мотками толстой лески. Пищей в таких необычных условиях им служили улитки, жившие там же, и остатки корма. В лабиринтах лески, питаясь моллюсками, макробрахиумы зачастую даже активнее давали потомство, чем особи из основного аквариума.
Уяснив из разговора с Вадимом, что креветки эти некрупные, незлобные и несложные в содержании, я слегка успокоился относительно их судьбы и нрава и стал внимательнее наблюдать за шестью своими новыми питомцами.
Надо сразу сказать, что каких-либо особых условий я не создавал. Питались креветки обычным рыбьим кормом, с удовольствием поглощая и гранулы, и хлопья. Уход за аквариумом с пресноводными макробрахиумами несложен. Еженедельно необходимо подменять около 25% объема и своевременно промывать фильтр.
Последний должен быть обязательно, так как через него осуществляется не только фильтрация, но и аэрация воды. А вообще, если вода не затхлая и в ней нет избыточного содержания органики, то остальные ее параметры Macrobrachium assamense волнуют мало.
Вскоре я перевел креветок в более пристойный водоем, отдекорированный белыми дырчатыми камнями и белым же среднефракционным песком.
В этом водоеме мои подросшие к тому времени креветки смотрелись значительно лучше. Стало понятно, почему их называют кольцерукими.
На больших вытянутых клешнях самцов, которые при кормлении каротиноидосодержащими кормами и по мере взросления делаются красновато-коричневыми, отчетливо обозначились темные поперечные полосы - кольца.
Фото кольцерукая креветка
По мере роста у питомцев стал проявляться половой диморфизм. Самцы, а точнее - один самец, превратился в крупную красивую особь с огромной парой клешней. Самки, а их выявилось две, так и остались с небольшими, почти подростковыми клешнями, и окраска их сохранилась какой-то серовато-прозрачной, мало чем отличающейся от подросткового варианта.
Позже созрели и остальные особи, оказавшиеся самцами. Но лишь один из них, воспользовавшись возросшими объемами, а точнее - полезной площадью дна, стал превращаться в копию самца-лидера. Остальные внешне старались походить на самок, и лишь слегка удлиненные буроватые клешни выдавали их половую принадлежность.
Доминирующий самец предпочитал восседать на самом массивном камне. С высоты этого своеобразного трона смотрелся он грозно и эффектно, с гордостью демонстрируя слегка опущенные вниз могучие орудия защиты и нападения. Но стоило кому-нибудь из собратьев приблизиться к альфаособи, как ее клешни тут же взметались вверх, угрожающе раскрываясь. Какое-то время второй самец пробовал оспорить право на приоритетный в их понимании камень, но после нескольких неудачных попыток прекратил бесполезное занятие.
Прошло еще несколько месяцев, и характер макро-брахиумов стал более жестким. Лидер, постоянно конкурируя со вторым самцом, все-таки подстерег момент и расправился с ним. Во избежание подобных последствий другие два самца были отданы в хорошие руки. Вскоре стало заметно, что одна из самок таскает на себе икру. Яйца крепились у нее под брюшком на плавательных ножках таким образом, что постоянно вентилировались. Новоявленная мамаша старательно пряталась в расщелинах камней, стремясь не попадаться на глаза сородичам. От греха подальше я переместил ее в отсадник -тот самый, что служил креветкам первоначальным жилищем.
Из различных статей на сайтах следовало, что инкубация потомства у этого вида длится две-три недели. В моей практике срока в две недели не было ни разу: ни когда «нерестилась» первая самка, ни когда таскала под брюшком потомство вторая. В обоих случаях развитие эмбрионов заняло около трех недель.
К моменту «выпуска» самкой потомства очень важно оснастить «малявочник» различными мелкощелевыми укрытиями, в которых малыши могли бы спрятаться от мамаши, закончившей свою дето-охранную деятельность. Впрочем, если самка хорошо и разнообразно питалась во время инкубации икры и личинок, она, конечно, не набрасывается с жадностью на только что спрыгнувшую с нее молодежь. Но, как говорится, лучше избежать риска.
В качестве укрытий годятся также моток толстой лески или пластиковые растения. Если свободно дрейфующий в толще воды клубок лески раздражает, его можно аккуратно прижать камнем ко дну.
После выпуска потомства самку лучше вернуть в аквариум к взрослой группе. Количество молодежи невелико: хотя в различных информационных ресурсах указывается плодовитость в 60 или даже 80 штук, реальная производительность вида значительно скромнее. Так, мои питомцы выдавали на гора не более 30 особей, а зачастую и того меньше.
Отпущенные самкой на волю малыши являются копией взрослых кольцеруких креветок (только без длинных самцовых клешней) и вполне готовы к самостоятельной жизни. Они сразу же переходят на активное питание, причем в этом аспекте так же неприхотливы, как и их родители: с удовольствием едят как хлопья, так и мелкие, слегка разбухшие в воде гранулы тех же рыбьих кормов.
У молодых креветок этого вида нет столь выраженной внутривидовой агрессивности, как у взрослых особей. Правда, строго говоря, и междоусобицы половозрелых непальских макробрахиумов представляют проблему только в небольших водоемах, в аквариумах без укрытий либо с маленькой площадью дна.
В емкости от 200 л кольцерукие креветки совершенно спокойно сосуществуют, в том числе и доминантные самцы. Каждый из них просто сидит на своей делянке и не пересекается с другими лидерами.
А как обстоят дела с совместимостью Macrobrachium assamense с рыбами и пригодны ли эти креветки для совместного проживания с живыми растениями?
Начнем с последнего вопроса. Мой небольшой опыт показал, что живая водная флора и кольцерукие десятиногие уживаются с натяжкой. Конечно, если просто набросать в аквариум травы, не ставя себе целью добиться при этом какого бы то ни было дизайнерского эффекта, подобное сосуществование вполне возможно. Но эстетичные варианты «аквариум-клумба» или даже просто «аквариум с растениями в хорошем состоянии» никак не получаются: так или иначе водная флора подвергается воздействию «непальцев». Причем как мягко-, так и жестколистная. При использовании в рационе декапод кормов со спирулиной ситуация несколько улучшалась, но и в этом случае назвать ее идеальной сложно.
Что же касается содержания в одной емкости с рыбами, то в этой сфере все гораздо оптимистичнее. Каким рыбам мешают такие креветки? В первую очередь вуалевоплавничным. Ни гуппи, ни золотые рыбки не могут быть рекомендованы в соседи к кольцеруким.
Фото кольцерукая креветка
В то же время средне-размерные креветки этого вида, как ни странно, вполне сносно сжились в моем аквариуме со стайкой взрослых неонов и клинопятнистых разбор. Не трогали они также живородок с плавниками обычной геометрии (моллиенезий, пецилий, меченосцев). Хорошие результаты продемонстрировало сообщество этих креветок и скалярий. Совершенно нормально чувствуют себя в подобном окружении и кольчужные сомы.
А вот прочих сомовых, равно как и других ведущих донный образ жизни рыб, лучше с макробрахиумами не совмещать. Находясь в одной пространственной нише, они так или иначе ощутят на себе недружественное воздействие клешненосных соседей.
Ну и конечно, следует избегать крупных хищных рыб, которые и сами не прочь полакомиться Масrobrachium assamense как простым крилем.
Однако, как бы там ни было, задумываясь о совместном содержании ассамских макробрахиумов и рыб, следует помнить, что эти креветки все же хищники. И хотя их куда больше интересуют улитки (это лакомство и правда у них в большом «почете»), узкой специализации моллюскоедов у них все же нет. Следовательно, голодный макробрахиум, даже не очень крупный, представляет определенную опасность для соседей.
Тем не менее, если все условия соблюдены, никаких хлопот содержание представителей данного вида не доставляет. Сытые и спокойные, они деловито копошатся на своих индивидуальных территориях, время от времени устраивая зрелищные и, как правило, бескровные потасовки. А вообще уже одно то, что вместо гигантов макробрахиумов в аквариумах может жить их карликовый эквивалент, заслуживает пристального внимания любителей живой природы.