аквариумный сайт
Навигация

Живородящие

Лабиринтовые

Сомообразные

Харациновые

Карповые

Цихлиды

Вьюновые

Морские

Растения

Фирмы

Земноводные

Болезни рыб

Полезные статьи

Экзоты

Террариум

На других сайтах

Рыбоводство и рыболовство

На других сайтах

Последние статьи

Игра на официальном сайте Monro Casino

Кормушка для рыб стаймером

Для чего нужны аквариумы

Оборудование для бассейна

Статистика

Заметок в базе: 2630
Человек на сайте:6

Melanotaenia parva

Добавил статью: Роман

Дата: 2021-08-12

Melanotaenia parva В АКВАРИУМЕ

Melanotaenia parva Allen, 1990 - новогвинейская радужница, носящая в международной среде аквариумистов англоязычное имя Lake Kurumoi rainbowfish - то есть радужница озера Курумои. Расхожего русского названия рыбка пока не имеет. Да оно, судя по всему, и не потребуется, ведь любители очень часто и успешно используют для именования обитателей домашних живых уголков их латинские обозначения, если они, конечно, удобоваримы для языка.

Melanotaenia parva самец

Фото Melanotaenia parva самец

Так произошло и в данном случае: «parva» - звучное и вполне произносимое сочетание латинских букв, к тому же легко «дооснащаемое» привычными для нас надежными формами. Единственным неудобством является то, что определение «Нарва» в ихтиологическом лексиконе применяется и по отношению к другим рыбам, что неудивительно, поскольку «parva» в переводе с латыни означает «маленькая».

Должен, однако, отметить, что с названием Г.Аллеи явно поторопился. Тогда, в 1989 году, экспедиция, исследовавшая ихтиофауну в заливе Бентуни, наловила много рыб этого вида, но сплошь мелочь (5-6 см). Уже потом, значительно позже, оказалось, что в руках заботливых аквариумистов эта новогвинейка вырастает аж до 10 см, и получается как бы уже и не «парва». Но имя хорошее, удобное, среди радужниц единственное, да и прижилось уже. А лингвистические казусы в зоосистематике - не редкость; одним больше, одним меньше...

Если рассматривать Новую Гвинею на географической карте, то проявив некоторую долю воображения и не придираясь к деталям, вы увидите этот остров в виде некой фантастической тропической райской птицы. И у нее есть голова, тело и хвост! Это подметили еще европейские колонизаторы прошлых веков - не случайно ведь, перенося очертания острова на карту, они окрестили самую северную его часть полуостровом Птичья голова (Vogelkop). На отечественных картах он называется полуостровом Доберай (Чендравасих) - это уже что-то туземное. Ныне эта «птица» - неисчерпаемый (пока!) источник новых рыб - утехи аквариумистов.

Сегодня же нас интересует только «шея» птицы -узкая перемычка, соединяющая «голову» - Vogelkop (или Vogelkopf, или Birds Head) - с остальным «телом». На этом узком изрезанном перешейке есть маленькая речка Якати (Yakati), впадающая в небольшое озеро Курумои (Kurumoi). Вот в нем-то в 1989 году и была обнаружена Melanotaenia parva, проживавшая там в изрядных количествах. Однако все, что экспедиция тогда выловила, попало в цивилизованный мир в заспиртованном виде. А вот живыми «парвами» в своих аквариумах мы обязаны Хайко Блееру, который вывез их с Vogelkop a только через десять лет, в 1999 году.

Я долго охотился за этой рыбкой. Она появлялась на короткое время в прайс-листах экспортеров то Юго-Восточной Азии, то Европы и сразу же исчезала, стоило подать заявку. И только в июне 2013 года мне наконец-то посчастливилось получить полдюжины полуторадюймовых «иарв» о.Glasera.

Melanotaenia parva самка

Фото Melanotaenia parva самка

Вскоре выяснилось, что в группе оказалось два самца (фото 1) и четыре самки (фото 2), а также то, что один из представителей сильного пола безнадежно болен (через некоторое время он погиб). Поразивший бедолагу недуг некоторые специалисты определяют как разновидность микоспоридиоза, и выражается она в изъязвлении кожи рыб, как правило, на боках (фото 3, Melanotaenia sp. Dekai). Болезнь вялотекущая и, как выяснилось, очень характерна для радужниц.

Судя по публикациям, она неизлечима, но может спонтанно прекратиться, оставив на теле рыбы заметный рубец (фото 4, M.boesemani). Пути заражения тоже пока не ясны. Среди здоровых особей могут длительно находиться и больные, не заражая их. Вероятно, у неподдающихся существует определенный иммунитет, а с другой стороны - предрасположенность к ней у болеющих.

Исследования австралийских ихтиологов показали, что заболевание не передается через икру, выметанную больными рыбами, и есть гарантия, что из своевременно изолированной от родителей кладки на свет появится здоровое потомство.
По наблюдениям специалистов, радужницы, добытые в природе, эту болезнь с собой не приносят. Это именно аквариумная хворь, и попадает она в австралийские аквариумы из Европы и Америки.

Да-да, не удивляйтесь: как это ни странно, родина радужных рыбок и их крупнейший экспортер одновременно является и импортером. В Австралию, в частности, ввозятся некоторые виды атерин,попавшие в Старый и Новый Свет, минуя аквариумы местных любителей.

Вот к ним-то и возвращаются одомашенные экземпляры, привозя с собой упомянутую болячку.
Австралийский ихтиолог - специалист по радужницам А.Ташшн, будучи обеспокоенным распространением этой болезни, рекомендует довольно жестокий метод: после получения надежного потомства от импортированных рыб без сожаления уничтожать производителей для пресечения заразы.

Много лет назад из разговоров опытных аквариумистов я узнал, что якобы в Австралии приняты жесткие меры по запрещению вывоза из страны местных рыб. И для меня явилось открытием то, что на самом-то деле ANGFA Qld (Австралийско-Новогвинейская ассоциация аквариумистов и присоединившийся к ней Квинсленд) пытаются остановить не вывоз, а, наоборот, как раз ввоз на Пятый континент любых аквариумных (и не только) рыб. Правда, почти безуспешно.
Вот так обстоит дело с этой рыбьей болячкой. Все, кто получает радужниц от европейских экспортеров, с ней знакомы не понаслышке.

Я предпринял попытки бороться с заболеванием, но успеха не имел. Вместе с тем из падежного источника знаю, что излечение возможно путем длительного содержания всей партии рыб, у которых были выявлены соответствующие симптомы, в воде с соленостью 4 промилле (4 г поваренной соли на 1 л воды), но у себя применить этот способ я не могу, так как содержу рыб в емкостях с растениями, а такая соленость для флоры гибельна; в то же время отдельного «лазарета» для длительного карантина я выделить не могу.

Оставшийся самец быстро освоился: окрасился, насколько позволял юношеский возраст, и стал настойчиво ухаживать за самками. Так как ему достались сразу четыре готовые к нересту партнерши, он постоянно пребывал в бодром настроении. И хотя-в силу молодости - продуктивность производителей сильно уступала их активности, на лад дело все же пошло.
Нерест у парв стандартный для радужниц.

Melanotaenia sp. Dekai

Фото Melanotaenia sp. Dekai

Готовая самка подходит к субстрату: пучку яванского мха или «швабре» - в общем, к тому, что подготовил для этого случая аквариумист (фото 5). Тут же рядом оказывается самец, с утра уже пребывающий в постоянной готовности. Рыбы прижимаются к субстрату и после обоюдной вибрации, продолжающейся порой до 15(!) секунд, отталкиваются друг от друга. В это! момент в воду летят икринки, оснащенные очень эластичными, прочными многожильными нитями. Эти тяжи тут же цепляются за ветки мха или пряжу, наматываются на них, и икра повисает так на неделю.

Икринка сначала мягка и податлива, но уже через пару часов под влиянием жесткости воды (солей кальция и магния) се оболочка твердеет настолько, что вы смело можете перекатывать рыбье яйцо между пальцев без какого-либо ущерба для него.
Эта твердость - защита от мелких любителей поживиться. Однако она не спасает от рыбьих глоток, в том числе и собственных родителей. Я в этом убежден и сам видел, как производители спустя некоторое время начинают обыскивать нерестовый субстрат. Прежде всего в этом преуспевают самки. К счастью, радужницы не слишком настойчивы, особенно если хорошо кормлены.

Лучше сохраняются икринки, опустившиеся ближе ко дну: рыбы еду со дна вообще подбирают неохотно. Хотите набрать побольше икры - ежедневно вынимайте субстрат во второй половине дня и заменяйте новым.
Поместите мох или «швабру» в отдельную емкость, и через неделю вы увидите появление крохотных (длиной 2-3 мм) мальков (фото 7), сразу готовых к приему нищи.

M.boesemani

Фото M.boesemani

Первая для них еда -инфузория-туфелька, которую вы, будем надеяться, заблаговременно вырастили, домашняя же солоноватоводная коловратка или просто фирменное питание для мальков (порошки -белковые или растительные - они тоже будут есть).

Мои парвы нерестились в 35-литровом аквариуме на мох (он все-таки для рыб как-то предпочтительней). Вода - из мытищинского водопровода, с весьма высокой степенью минерализации - 550-650 мкСм (в основном за счет карбонатных солей), рН около 7,0, температура - 26-27°С.

Я для себя придумал некие параметры, по которым оцениваю радужниц. Вот посмотрите.

  1. Размер взрослых рыб. Австралийцы уже выделили группу, которую условно называют macculochi group - по имени давно известной у нас Melanolacnia mac-cullochi. Сюда они включают всю «мелочевку», дорастающую до 6-7 сантиметров.
    Я добавил еще два подразделения: 10-12 и 12-16 см. Эти размеры имеют значение для меня из-за ма-
    ломерности моих домашних аквариумов.

  2. Форма тела. Здесь можно выделить «привычную» продолговатую округлую и в меру сжатую с боков и высокотелую, с горбом и килем и заметно плоскую.

  3. Размеры плавников: узкие (основная масса радужниц) и увеличенные широкие. 11оследнее относится к нескольким известным на сегодня глоссолеписам (G.kabia, G.wanamensis, G.multisquamata).

  4. Постоянство окраски: устойчивая (Glossolepis in-cisus, Chilatherina sentanien-sis) или в основном зависящая от настроения (Melanotaenia sp.Dekai, Melanotaenia parva).

  5. Окрашенность самки: почти не уступающая окраске самца (снова Mclanotaenia trifasciata), своеобразная, частично похожая на самца (Mclanotaenia parva) или однотонная, почти неокрашенная (Chilatherina bleheri, Glossolepis ramuensis).

  6. Подвижность взрослой рыбы: малоподвижные (Melanolaenia trifasciata -даже очень) и подвижные. Нередко подвижность зависит от активности соседей. Так, у меня один взрослый вполне здоровый самец Melanotaenia bocsemani, утомившись от всеобщей «тусовки», нередко уходит в дальний угол и подолгу стоит там в одиночестве за большим кустом кринтокорииы.

Можно было бы рассматривать еще и общую привлекательность рыбки, но здесь мы попадаем иод действие народной поговорки: «На вкус и цвет товарищей нет», - так что согласия гут не будет.

Бог по таким признакам можно для себя рассортировать вообще всех радужниц. Мне мешает это сделать то, что я далеко не со всеми из них очно знаком.

Мне парва очень нравится. Вырастает она до 10 см. Корпус относительно продолговатый (соотношение длины тела к высоте 3:1), в сечении - овальный; горба и киля нет. Плавники обычной высоты.

Melanotaenia parva малёк

Фото Melanotaenia parva малёк

Если вы не держали у себя нарву, то, глядя на обильные интернет-фото, на вопрос об окраске этой рыбы ответите, что она красная (включая плавники), с нечетким черным пятном с размытыми краями в середине передней части тела. Да, это так, но это лишь один из вариантов, наиболее эффектный и привлекательный для глаза фотографа и популяризатора.
На самом деле гамма самцов весьма изменчива (у самок она более стабильна). Да и красный красному - рознь: он может быть от темно-красного, почти буро-красного, до Светло-морковного или совсем бледного.

А сравните дневной и ночной наряды молодого самца! Он ночью вообще может сбросить красный цвет и стать похожим на самку Melanotaenia boesemani с одним отличием: у нее кант на плавниках белый, а у него - черный.
Самки парвы мельче, зато тоже окрашены. Основной тон тела - светлая, как бы металлическая синева. Черно-синее размытое пятно, сужаясь, дотягивается до хвоста. Может целиком побледнеть до светло-голубого. Плавники темные.
иногда почти черные, с едва заметным красным краем.

Парва - рыбка подвижная, безобидная, и хотя самцы задираются друг с другом, эти стычки носят бесконтактный характер. Когда в общий аквариум, где верховодил самец Нарвы, я подсадил молодых краснохвостых радужниц Босмана, он долго не мог успокоиться и, растопырив красные плавники, все вызывал новоселов на поединок, видимо, подозревая в них соперников, включая даже самок. Те как бы снисходительно и нехотя ему отвечали.

Парва практически всеядна, но к растительному окружению не относится как к объекту питания. Очень хорошо (в том числе и молодь) принимает «морской коктейль» (мелко порубленные креветки, мидии, кальмары, можно добавить также осьминогов и каракатиц). Еду старайтесь разнообразить.

В общем, рыбка замечательная. Прогнозируемая продолжительность жизни в аквариуме 5-6 лет (согласно Интернету). Не хотите ли сами проверить?

И.ВАНЮШИН г.Мытищи Московской обл.

Журнал Аквариум 2014 №2

Еще по этой теме:

МЕЛАНОТЕНИЯ ПЯТНИСТАЯ

Коронохвостая радужница

Просмотров: 377

Комментарии к этой статье:

Добавить ваш комментарий:


Введите сумму чисел с картинки:

Поиск по сайту

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов.


На других сайтах

Реклама.

Московский Арована-центр

Эксклюзивные виды
рыб и креветок

Узнать цены на Московской птичьем рынке
Фирма "Боция Клоун"