аквариумный сайт
Навигация

Живородящие

Лабиринтовые

Сомообразные

Харациновые

Карповые

Цихлиды

Вьюновые

Морские

Растения

Фирмы

Земноводные

Болезни рыб

Полезные статьи

Экзоты

Террариум

На других сайтах

Рыбоводство и рыболовство

На других сайтах

Последние статьи

Кормушка для рыб стаймером

Для чего нужны аквариумы

Оборудование для бассейна

ИГРА В казино Sol

Статистика

Заметок в базе: 2629
Человек на сайте:3

РАМУАНСКИИ ГЛОССОЛЕПИС

Добавил статью: Роман

Дата: 2021-10-04

ГЛОССОЛЕПИС В АКВАРИУМЕ

Знакомый аквариумист И.Чураков осенью 2013 года передал мне две пары рыбок рамунский голоссолепис Glossolepis ramuensis (Allen, 1985) с просьбой попробовать их развести. Эти рыбы впервые были пойманы в октябре 1983 года в притоках реки Раму, в Папуа -Новой Гвинее.

Однако в европейские аквариумы радужница попала только в 1988 году, когда ее привез Хайко Блеер (Heiko Blehcr), наловив в соседней речке Гогол (Gogol River), где, как оказалось, этот глоссоле-пис тоже водится. Оба водотока расположены неподалеку друг от друга, по не соединяются и раздельно впадают в океан.

Рыбка эта:

  1. Очень редкая в Европе, а тем более у нас в стране -порой даже складывалось впечатление, будто бы вообще все, что нынче есть в наличии в наших краях, оказалось у меня.

  2. Эта рыбка - глоссолепис, а представителей данного рода в аквариумистике на сегодня известно всего-то около десяти видов.

  3. У глоссолеписов опытные аквариумисты выделяют неприятную особенность, касающуюся их разведения в неволе: они активно охотятся за собственной икрой, причем в первуют очередь этим грешат самки.

А еще отмечаются их повышенная агрессивность и драчливость, чем они невыгодно отличаются от остальных повально миролюбивых радужниц. Оцените, какая на меня наваливалась ответственность!

Вот с таким предварительным настроем я принес 6-7-сантиметровых рыб домой и сразу посадил в заранее подготовленный 35-литровый нерестовик. Карантин как таковой был необязателен. В аквариуме хозяина заболеваний у этих диковинок не отмечалось, а с другой стороны, они и так попали в изолированное помещение и поэтому угрозы для остальных моих питомцев не представляли.

Рамуанскии глоссолепис

Фото Рамуанскии глоссолепис

Одна пара по внешнему виду нареканий не вызывала. Вторая же, как-то сразу отделившаяся от общей группы, имела некоторые недостатки. Так, у самки первый спинной плавник состоял всего из одного жесткого луча, а самца «украшал» явно выраженный горб при прямой линии живота и хвоста (похоже на искривление позвоночника типа «кифоз»). Тут можно было подозревать последствия неизбежного инбридинга в среде редких рыб или, учитывая тот факт, что экземпляры были выращены в Германии, результат традиционных недостатков «воспитания» в детском возрасте.

Я давно убедился, что аквариумные рыбы прекрасно понимают, зачем их высадили в свежую воду и предоставили отдельную «жилплощадь». Реакция новичков последовала быстро, и инициативу захватили как раз бракованные особи, от которых, по-хорошему, заводить потомство и не следовало бы. Но, учитывая напряженность сложившейся ситуации, я пустил дело на самотек.

Пара начала проявлять взаимные знаки внимания и «прессовать» соперников. Кончилось тем, что они разогнали оппонентов по углам, а потом периодически навещали, чтобы напомнить о себе тумаками. К счастью, все обошлось без членовредительства. Однако примерно через пару дней ситуация вдруг изменилась и инициатива уверенно перешла ко второй паре.

Я уже имею некоторый опыт разведения радужниц и здесь пошел, как говорится, проторенным путем: продержать рыб в нерестовике 7-10 дней, затем или заменить у них субстрат, или высадить самих рыб, или забрать субстрат, а рыб пересадить в общий аквариум. Сначала я использовал последний вариант.

Через десять дней перевел рыб в родной водоем, а субстрат - яванский мох и «швабры» - поместил в отдельную емкость со свежей водой (в 5-литровуго бутыль из-под питьевой воды со срезанной горловиной). Насколько удалось, я просмотрел субстрат на просвет над лампой и обнаружил, что икры практически нет. Через неделю ожидания выклюнулись всего 5 мальков. Явная неудача.

Выводы напрашивались такие: или рыбы в целом не готовы к нересту, или у Этого глоссолеписа очень низкая продуктивность, или, что казалось более вероятным, икра была съедена роди гелями.
Позже я воочию убедился: самки действительно старательно выбирают из субстрата отложенную икру. Вот как это произошло.

В общем аквариуме, куда я пересадил только что отнерестившихся глоссолеписов, живут взрослые большие радужницы разных видов, где они время от времени нерестятся на пучок мха и в ветках роталы (кажется, Rotala rotimdifolia), выходящих на поверхность. Одна из самок с утра стала копошиться в этих угодьях. Она то тут, то там засовывала свой длинный нос в мох и что-то доставала.

Огромный самец хилатерины Блехера вдруг заинтересовался ее манипуляциями в нерестовых кустах, но воспринял это на свой лад. Он, что называется, «принарядился» - окрасился поярче, включил спинной нерестовый «лампас» - и стал предлагать самке свои услуги. Та всячески уворачивалась, по продолжала свое дело, а самец не прекращал ухаживания. Я же набрался терпения и с интересом ждал, чем все закончится?

Как выяснилось - ничем. Кавалеру надоело бесцельное занятие, он потерял интерес к пассии, «погас» и ушел.
Как мог такой опытный самец перепутать своих самок с чужими? Оправданием может служить только то, что самки этих видов по облику схожи: обе желтовато-голубовато-зеленоватого невыразительного оттенка.

Тем временем любительница деликатесов вытащила из мха очередную икринку, но крепежная нить зацепилась за ее максиллярные зубы, и яйцо повисло снаружи сбоку. Самка всячески старалась его ухватить, трясла головой, резко открывала рот, но тяж оказался прочен, и икринка так и болталась вблизи рта. Я успел даже сфотографировать этот забавный эпизод. Fara присмотреться, икринка видна у рыбы на носу - слева сбоку. Жулик был пойман с поличным.

Пришлось организовывать ВТОруЮ «сессию» икрометания, для которой я использовал обеих самок и второго самца (первого отправил в отставку). Опыт борьбы с пожирателями икры у меня тоже имеется, поэтому второй нерест я организовал по иному: каждый вечер вынимал нерестовый пучок мха, заменяя ею новым.

Glossolepis ramuensis

Фото рамунский голоссолепис Glossolepis ramuensis

И так всю неделю. Швабры я не трогал, так как заметил, что рыбки этот субстрат не особенно жалуют. Ежевечерний беглый осмотр вынутого мха показывал, что сохранялось примерно по десятку-другому икринок. Второй семестр оказался очень удачным: итог превысил 200 штук. И опять встал вопрос: почему? Что поспособствовало, кроме моих собственных ухищрений? Тут выяснилось, что владелец рамуензисов получил самцов и самок из разных аквариумных хозяйств Бельгии и Германии: у одного любителя не было на продажу представительниц слабого иола, а у другого - сильного. А это уже проверенный факт - дальние родственники размножаются превосходно!

Теперь о том, как происходит нерест в аквариумной тесноте. В моем 35-литровом сосуде получалось так, что самец косвенно оберегает отложенную икру. Он стоит в центре емкости и зорко следит за партнершами, реагируя на их малейшее движение. Чуть что, сразу срывается с места, кидается к поплывшей самке (фото 5). Если она готова к икрометанию, происходит нерестовый акт, если нет - самец, сообразив, что тревога ложная, резко, грубо гонит неудачницу прочь, и та прячется в свой угол.

Сам же акт выглядит довольно просто: самец и самка бок о бок прижимаются к субстрату, трепещут несколько секунд, отталкиваются друг от друга, и в воду летит несколько икринок, которые, коснувшись субстрата, тут же повисают на нем, надежно запенившись нитямитяжами.

Дамочки рамуензисов очень пронырливые, сообразительные и прибегают к изощренным способам добраться до лакомств. Чтобы поживиться икрой, они идут на обман партнеpa: пользуясь желанием самца продолжать икрометание, имитируют свою готовность, а потому их появление у нерестового куста охранник не воспринимает в качестве акта агрессии. Наивный страж «включает» сигнал на затылке на полную мощность и, дергая первым спинным плавником, приближается к обольстительнице, а та в поисках икры засовывает нос в пучок мха и оказывается в непонятной и неподходящей для нереста позе. Самец ждет, потом кидается к ней, а та уворачивается и отплывает - нереститься-то она не собирается! Затем все повторяется.

Хилатерина блехера

Фото смаец хилатерины блехера

К слову, у самки G.ramuensis тоже есть нерестовый сигнал на спине -очень бледный, но есть! И она, воруя икру под носом у самца, «зажигает» его для отвода глаз. В конце концов, он разгадывает ее коварство и, награждая тумаками, гоняет но аквариуму, после чего возвращается на пост.

Этот «сценарий» может повторяться удивительно долго, до поздней ночи, иногда аж до выключения освещения. Даже в этих трудных условиях самка наверняка успевает ухватить несколько икринок, пока до ее партнера-тугодума доходит, что и как. Бедный парень! У него было две самки, и он весь день должен был терпеть их выходки!


Теперь опишу, как рыбка выглядит. Форма тела симметричная, относительно вытянутая, невысокая: соотношение высоты корпуса к длине примерно 1:3. Спинной горб и «киль» выражены незначительно. Природные размеры рамуепзиса - около 8 см (самки несколько меньше), однако встречаются и десятисантиметровые экземпляры.

Чтобы никого не обижать, назовем окраску G.ramuensis неброской. В ней отсутствуют эффектные, сразу бросающиеся в глаза элементы: яркие полосы, контрастные пятна, насыщенного колера плавники и пр. А чтобы увидеть оригинальность экстерьера этой рыбы, надо ее рассматривать повнимательнее.

О самке мало что можно сказать: серенькая, с прозрачными плавниками и небольшими редкими темными пятнами рядком вдоль тела. Правда, в Интернете встречаются фото особей с желтоватой окраской или с продольными слабо окрашенными полосками.

Возможно, такие живут в других ручьях или наши уже потеряли природный цвет в результате длительного инбридинга в аквариумах. Можно списать эти колористические нюансы и на специфику цифровой фотографии и электронной вспышки, «выбивающих» из рыбьей окраски порой незаметные человеческому глазу цвета.

Самца разглядывать интересней. У него достаточно цветных полосок, разделяющих, как водится у радужниц, ряды чешуи. В хвостовой части окраска ярче, гуще. «Не повезло» только с цветом: в основном он светло-желтый, светло-оранжевый есть и красноватый, но тоже достаточно светлый.

В хвостовой части ниже средней линии две желтые полоски сливаются, и при беглом взгляде создается впечатление, что там включена желтая подсветка. Это особенно заметно, когда вы наблюдаете стайку самцов.

Нарядны спинной и анальный плавники. Они довольно узкие, но длинные, оформленные в четыре цвета: в основании желтая полоса, далее - голубая, следом - красноватая, а по краю - дымчатая. Окрашены и лучи, и межлучевые ткани. Первый спинной плавник голубовато-серый, брюшные - красноватые, грудные - бесцветные, прозрачные.

Рамунский голоссолепис самец и самка

Фото рамунский голоссолепис самец и самка

Необычно для радужниц колерован хвост. В его узкой части лежит вертикальная размытая изумрудно-синеватая полоса; лучи красноватые, а на тканях - мелкие изумрудные пятнышки и штрихи.

В хвостовой части тела по пятой линии чешуи просматривается неяркая черная полоса, составленная из отдельных пятен.
Бока ниже средней линии тоже имеют своеобразную окраску. Ее можно представить так: серебристые крупные чешуйки на черном фоне, а если сказать иначе - светлые чешуйки контрастно окантованы черным. Хвостовая насыщенность этого участка во многом зависит от настроения рыбки. Жаберное пятно и глаз - золотистые. Зрачок большой, черный.

Есть и еще одна особенность окраски, которая проявляется в основном при фотографировании. На боках выше средней линии при некоторых углах обзора на общем зеленовато-коричневатом фоне появляются размытые продольные полосы тусклого серо-голубого оттенка. Когда я впервые увидел это у своих рыб, то сперва даже обеспокоился: уж не кожное ли заболевание? Но «полистав» фото в Интернете, обнаружил там точно такой же эффект и успокоился - это что-то природное.
К брачному наряду самец добавляет нерестовый «сигнал»: белесую полосу от копчика носа по затылку вплоть до начала второго спинного плавника, а все его полоски-пятнышки становятся ярче.

Стиль его ухаживаний, скажем так, далек от галантности. «Включив» спинную полосу, он совершает стригущие движения первым спинным плавником, резко поднимая и опуская его, чем привлекает внимание самки к «зажженному» сигналу - знаку полной готовности к нересту. Для большей наглядности он еще и наклоняется перед избранницей, чтобы нагляднее продемонстрировать свои намерения, а потом «бодает» ее, словно хочет поддеть носом. Если партнерша не готова, тут же следуют тумаки, и самец резко гонит ее прочь.

Про поведение в обстановке общего аквариума можно сказать, что эта радужница не бойкая, но вместе с тем - в меру подвижная. Держится в основном в нижних горизонтах. Со дна корм подбирает, но лишь во вторую очередь, после того, как съедено все, что плавает или медленно опускается на грунт. К счастью, репутация глоссолеписов как завзятых драчунов на данный случай не распространяется: рамуензис - рыба мирная.

В заключение следует рассказать о воспитании потомства C.ramuensis. При температуре 26-28°С
выклев начинается через неделю. Мальки сразу поднимаются на поверхность и готовы к приему нищи. С учетом их малых размеров (длина около 3 мм) первым кормом могут служить прудовая «пыль» (лучше, если это тихоходы-коловратки), домашняя инфузория-туфелька (часто в смеси с коловраткой филодиной) или, за неимением лучшего, пылевидные или жидкие фирменные корма.

Вообще-то, молодь, как и взрослые рыбы, практически всеядна, так что не исключается применение «древнерусских» блюд для мальков - вареного желтка, растертого до состояния суспензии творога, гороховой муки и прочих кухонных припасов, надо только твердо помнить, что эти заменители быстро портят воду, насыщая ее продуктами распада.

В целом манера и первичный цикл воспроизводства у всех радужниц удивительно одинаков, и C.ramuensis из общего ряда не выпадает. Отличия наблюдаются в скорости роста (в первое время крохи рамуензисы растут утомительно медленно) и формировании взрослой окраски, столь нетерпеливо ожидаемой любителем. И здесь уже мы встречаем самые разные варианты: есть окрашенные с рождения, а у кого-то проявления наряда придется ждать 2, 3, 4 месяца, а то и полгода!

Рамунский голоссолепис самка

Фото рамунский голоссолепис самка

Оказалось, что рамуензисы относятся как раз к последней категории. Я начал уже отчаиваться, когда рожденные в сентябре 2013 года рыбки не выказывали заметных признаков цвета вплоть до февраля нынешнего года, исключая разве что малые и редкие пятнышки вдоль средней линии. И только на шестом месяце проявились цвет и, соответственно, возможность разделить подростков по полу. К этому же моменту у молодых самцов пробудилось чувство соперничества.

Впрочем, вторичным половым признаком служит не только окраска: в основной массе более крупные подростки оказались самцами, а те, что поменьше, - самками (к полугоду первые достигли 5 см длины, вторые - 3,5).

Ну что с этим поделаешь: биологи считают, что позднее развитие вида -признак его будущего долголетия. В хорошей обстановке радужницы живут по 7-10 лет. Так что, уважаемый любитель, прояви выдержку - твои труд и терпение вознаградятся редкостной красотой тропических рыб из Новой Гвинеи.

И.ВАНЮШИН г.Мытищи Московской обл.

Журнал Аквариум 2014 №2

Еще по этой теме:

Красный глоссолепис

ГЛОССОЛЕПИС

ВАНАМСКИЙ ГЛОССОЛЕПИС Glossolepis wanamensis

Глоссолепис красный Glossolepis incisus

Просмотров: 293

Комментарии к этой статье:

Добавить ваш комментарий:


Введите сумму чисел с картинки:

Поиск по сайту

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов.


На других сайтах

Реклама.

Московский Арована-центр

Эксклюзивные виды
рыб и креветок

Узнать цены на Московской птичьем рынке
Фирма "Боция Клоун"