Этого человека знали все. Лауреат государственных и международных премий, народный артист СССР, создатель и руководитель Центрального театра кукол, талантливый писатель, сценарист и постановщик прекрасных фильмов — таким мы помним Сергея Владимировича Образцова. Талантливый человек всегда поражает своей многогранностью. В фойе Центрального театра кукол можно увидеть огромный декоративный водоем, и это не просто дань моде в оформлении интерьера, а свидетельство одного из увлечений создателя театра. Благодаря ему в аквариумах наших любителей появилось более полутора десятков новых рыб.
Однажды в газете я прочитал большую публикацию С. Образцова, где, вспоминая школьные годы, он рассказывает и о своих учителях. Одним из них был Н.Ф. Золотницкий. Фрагмент из этой статьи я привожу в главе о Николае Федоровиче в своей книге "Занимательный аквариум".
"Уроки его не отличались особой живостью и проходили без интереса... Но уж когда нам удавалось вопросами вызвать его к беседе на любимую тему, он словно преображался. Глаза загорались, рассказ становился живым, образным, и мы, мальчишки, замерев, отправлялись в необычайное, почти сказочное путешествие в неведомый подводный мир".
Фото С. Образцов у аквариума
Еще до выхода книги я написал Сергею Владимировичу, и вскоре, приехав в Ленинград, он зашел ко мне в гости. Не помню уж, о чем мы говорили, но интересных тем у нас было с лихвой.
Лишь в одном вопросе мы не сошлись с гостем. У меня тогда жили в террариуме ананасные змеи — питю-офисы из южных штатов США. Яйца этих змей мне прислали из Филадельфии и я их буквально "высидел". К моменту приезда Образцова змеи уже достигли полутораметровой длины, и Сергей Владимирович возымел желание собственноручно достать одну из них. На мое предупреждение, что змеи привыкают к знакомой руке и двигаться она должна предельно плавно, возразил: дескать, сами знаем, не впервой со змеями общаться. Но как только дверца террариума открылась, один из питюофисов стремительно атаковал руку Образцова. Можете представить мое состояние...
— Ничего, ничего, — посмеивался Образцов, обтирая капельки крови, — я еще отомщу за эту атаку. — И снова протянул руку к змеям.
На этот раз все прошло благополучно, а его обещание отомстить я вспомнил с некоторым беспокойством несколько лет спустя, когда он привез из-за рубежа двух крокодилов.
Не помню, по какому поводу я попал домой к Образцову — что-то я ему привез, что-то он мне обещал. Хозяин был на гастролях и меня принимала его жена Ольга Александровна. Я попал в комнату, где во всех шкафах были куклы — Сергей Владимирович привозил их из разных стран, только это были не игровые, а ритуальные куклы. Поразил меня и аквариум, стоявший на высокой книжной полке — он полностью повторял ее закругленную форму. Тогда аквариумы из оргстекла только появились, и мне в голову не приходило, что можно нарушить традиционный "прямоугольник". С восхищением воззрился я и на обитателей этого аквариума — великолепных, ярко окрашенных астронотусов.
Фото С. Образцов на птичьем рынке
Крокодилов в доме Образцова я уже не застал, так что обещанное мщение не состоялось. Увидел я их уже в Московском дворце пионеров — Сергей Владимирович подарил их юным натуралистам. Ольга Александровна рассказала, как это произошло. Образцова предупреждали: если маленьких
крокодильчиков не кормить мясом, то рост их замедлится и они дольше будут приемлемы для содержания в квартире. Между тем его брат Борис Владимирович, увлеченный террариумист, не раз просил отдать ему крокодилов, но просьбы были тщетными. Тогда Борис Владимирович приступил к "подрывной деятельности": когда хозяина не было дома, он приезжал с запретным кормом. В итоге оба крокодила — Тотоша и Кокоша — быстро превратились в матерых чудовищ и содержать их в квартире стало невозможно.
Хорошо известно, что Образцов был удивительным рассказчиком. В один из его приездов в Ленинград я собрал любителей аквариума в Доме пионеров, где заведовал живым уголком. Никогда не забуду его рассказ о зарубежных публичных аквариумах. Сейчас эти аквариумы нам то и дело показывают по телевидению, а тогда о них мало кто знал. Но главное, конечно, заключалось в рассказчике: увлекаясь сам, он увлекал и слушателей.
...Трезвонит ночной междугородний телефон, и я слышу неповторимый голос Образцова. Сергей Владимирович со всеми подробностями рассказьюает о том, как у него размножились недавно привезенные из-за границы цихлиды. Этих рыб он выделяет особо: "В них ощущается интеллект, с ними возможен контакт"...
Как жаль, что у нас нет такого общества аквариумистов, где бы фиксировалась история российского аквариумоводства: кто и что впервые ввез в Россию, кто и когда первым развел тот или иной вид. Думаю, что Образцов занял бы там достойное место.