Возвращаясь из очередной зарубежной командировки, я сделал остановку в Хельсинки. Походил по городу, музеям, магазинам и, конечно, не преминул заглянуть на оптовую фирму по торговле зоотоварами. Там я увидел несколько рыб, которых в России еще нет. Но хозяин объяснил, что они не продаются, так как предварительно заказаны по каталогу. Пришлось ограничиться покупкой периофтальмусов - илистых прыгунов: тоже ведь рыба необычная.
Пять маленьких (не более 4 см) рыбок были мне проданы как Periophthalmus barbarus, a семь более крупных (от 8 до 11 см) - как P.papilio. Но это совсем не значит, что в моих руках оказались именно эти виды. У периофтальмусов из разных регионов мира сильно варьирует окраска, меняется она и с возрастом рыб.
Как "чудо природы", илистые прыгуны знакомы многим. Менее известны они как обитатели домашнего аквариума. Об этом и пойдет мой рассказ.
Фото периофтальмус
От Хельсинки до Петербурга мы ехали автобусом. Путешествие прошло вполне благополучно. В дороге рыбы находились в полиэтиленовых пакетах с небольшим слоем воды; для мелких я поместил на поверхность воды небольшой пенопластовый плотик. Через 10 часов мы были уже дома.
На фирме меня уверяли, что рыбы прошли "адаптационный период в пресной воде", но, честно говоря, я этому не очень поверил. На 2-3 дня посадил рыб на карантин в небольшие отсадники с уровнем воды 2-2,5 см. Мелкие рыбы, выскакивая наружу, присасывались к стеклу, наполовину выставив свое тело. Поэтому в большой аквариум, куда я их перевел, пришлось поместить 2-3 коряги, которые торчали из воды. Одна рыбка у меня погибла, и я решил добавить в воду поваренной соли грубого помола (1 столовая ложка на 2-2,5 л).
Своих питомцев я кормил живым мотылем. Как они брали корм - не видел, но мотыля становилось все меньше. Возможно, они охотились ночью.
К сожалению, малыши прожили недолго и особых наблюдений у меня не получилось. Интересующимся содержанием мелких периофтальмусов могу порекомендовать статью Н.Тоскиной, напечатанную в третьем номере журнала за 1997 год.
Иначе сложилась судьба крупных рыб. После карантина я поместил их в аквариум с площадью дна 55x90 см. Слой воды не превышает 9 см. Подсоленная вода прочищается через постоянно работающий поролоновый фильтр. В аквариуме находится несколько коряг (я выбрал разветвленные, чтобы они напоминали мангры с их многочисленными воздушными корнями). В углу поставил наклонно керамическую трубу, наполовину вне воды, и разместил куски губки - как плоские, так и с впадинами, залитыми водой (глубина впадин - не более 3 см). Песок и гальку класть на дно не решился. Обогрев - две грелки мощностью по 10 Вт. Для прогревания рыб на воздухе, "в солнечных лучах", использовал лампу накаливания в 75 Вт. Сверху аквариум наглухо прикрыл, чтобы он "потел".
Фото периофтальмус
Мои периофтальмусы разместились в новом жилище с комфортом. Большую часть времени они проводят вне воды. Сидят на корягах, на губках по 30-40 минут, потом уходят в воду, смачивают кожу, дышат жабрами и снова выбираются наружу. В воде порой бывают конфликты: бьют хвостом, теснят боком друг друга.
На фирме мне сказали: "адаптированы, едят все". Я не поверил. Но оказалось, что крупные прыгуны едят не только движущийся корм (живой мотыль), но и неподвижный (сублимированный мотыль, замороженные креветка и гаммарус), и даже такую мелочь, как науплии артемии. На
суше и с поверхности воды бросаются на тараканов, комаров. Думаю, что можно кормить их и живой дафнией, подойдут, пожалуй, и мальки рыб.
В специальной литературе отмечается, что самки периофтальмусов крупнее самцов и ярче окрашены. Судя по этим данным, у меня три самки и два самца, а две рыбки мне неясны. Амурных наклонностей у своих рыб я пока не заметил (да и не очень на это надеюсь без специального стимулирования инъекциями).
Хочу отмстить кое-какие рефлексы, появившиеся в поведении моих питомцев. Сначала, когда я приближался к аквариуму, они дружно скатывались в воду и затаивались. Теперь в их крошечном мозгу закрепилась связь между кормлением и "рукой дающего": рыбы остаются вне воды и внимательно следят за действиями руки, а затем
жадно набрасываются на корм. Мотыля ловят повсюду, неподвижные корма берут только в воде.
Илистые прыгуны, безусловно, принадлежат к интереснейшим и, смело добавлю, труднейшим обитателям аквариума, а скорее даже палюдариума. Пока они живут у меня не такое уж длительное время. Но удовольствие от наблюдений получаю не только я, но и мои домашние. Многие наши гости не верят, что это рыбы, принимая их за земноводных. Впрочем, образ жизни периофтальмусов и в самом деле земноводный.
Кое-какие выводы для себя я уже сделал. Могу сказать, что в чисто пресной воде содержать их нельзя. Совмещать с другими рыбами тоже не рекомендую.
Вероятно, у любителей есть и другие наблюдения. Хотелось бы прочитать об этом на страницах журнала.