Уже много лет в обиходе аквариумистов находится красный мириофиллум, выращиваемый под названием Myriophillum matogrossense. Яркая красная окраска нежных кружевных листочков, приятно контрастирующая с фоном остальной зелени, и не всегда простое содержание - вот те качества, которые привлекают к этому растению внимание любителей водной флоры. Под этим названием красный перистолистник периодически поступает в продажу и из посылок фирм-разводчиков водных растений.
Например, на выставке «Зоосфера-2001» я встретил его даже у представителя всемирно известного специалиста по гидрофитам Карла Ратая,
Все было бы хорошо, если бы не оказалось, что красного мириофиллума в Южной Америке (а именно там находится бразильский штат Мато Гроссо) нет. Тем не менее дыма без огня ведь обычно не бывает. Вот что произошло на самом деле: в 1915 году бразильский ботаник Ф. Хоене нашел вблизи города Куаба
в штате Мато Гроссо новый, ранее не описанный учеными вид перистолистника и дал ему название Myriophillum matogrossense - по расположению ареала. Это было растение с абсолютно зелеными стеблями и листьями. Попытки обнаружить другие места произрастания этого перистолистника успеха не имели, и о растении забыли почти на полвека. Только в 1969 году оно было обнаружено вновь, на сей раз в Перу.
В 60-70-е годы прошлого века происходило тотальное освоение сельвы Южной Америки. Наряду с бурным строительством индустриальных объектов из дикой Амазонии плотным потоком пошли сотни, тысячи диковинных новинок флоры и фауны, чем не преминули воспользоваться фирмы, торгующие животными и растениями. Новинкам, порой даже неизвестным науке, торговцами давались звучные названия рек, озер и стран Южной Америки, что, конечно, подогревало интерес к ним, а главное, поднимало цену на живой товар.
В то же время прекрасные условия способствовали развитию садоводства в части выращивания тропических растений не только местных, южноамериканских, но и привезенных из других областей Земли. Не слишком
заботясь о чистоте ботанических названий и фиксации стран происхождения, «специалисты» порой вносили большую сумятицу в систематику экзотической флоры и фауны. Так случилось и с красным перистолистником. Ведь настоящий красный перистолистник - Myriophillum tuberculatum — происходит из мест, весьма далеких от Бразилии. Его родина - это Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия.
Распутать эту полудетективную историю ученые смогли лишь в девяностых годах. Одним из «следователей» была известная у нас по недавно вышедшей на русском языке монографии об аквариумных растениях Кристель Кассельман. Она, будучи большим любителем и знатоком водных растений, не раз участвовала в ботанических экспедициях в тропики. В одну из таких поездок в Южную Америку ученая дама отправилась специально, чтобы отыскать истинный Myriophillum matogrossense. Кассельман писала М.Д.Махлину: «Река Рио Янаяку вблизи небольшого города Кока, что в Эквадоре, куда я поехала на поиски тысячелистника «Мато Гроссо», в этом месте не широка — всего 5-15 метров. Кристально чистая вода, сильное течение, глинисто-каменистый грунт - так можно описать внешние условия произрастания этого тысячелистника. У самого берега в тени можно было встретить отдельные экземпляры молодых растений, в то время как на глубине в середине реки, на открытом солнце, растений было значительно больше».
Стараниями российских любителей водной флоры сегодня, несмотря на продолжающуюся путаницу с названиями, настоящий зеленый Myriophillum maLogrossen.se — достаточно распространенное аквариумное растение. В отличие от многих других, в искусственных условиях он не требует содержания в среде, подобной природной. Аквариум со сложившимися стабильными условиями, мягкая, часто сменяемая вода (чем чаще, тем лучше), богатый, но не закисший грунт, много света, но не прямого солнца, и температура воды около 25°С — вот гарантии успешного культивирования этого перистолистника.
Мой опыт содержания этого растения показал, что одно из важнейших условий - именно регулярная подмена воды. При замене 1/5 части один раз в три-четыре дня его рост просто неудержим, и наоборот, если вода долгое время не подменивается, перистолистник сильно мельчает. Если же пауза затянется на несколько месяцев, то ничего не стоит и вовсе потерять растение. Вполне достаточное освещение создают три лампы GROLUX 36 при глубине аквариума 50 см.
Характерным отличительным внешним признаком Myriophillum matogrossense может служить число листьев в мутовке. Обычно их три, и только иногда бывает четыре. У перистолистников других видов в мутовке, как правило, больше четырех листочков. Никакие части растения ни при каких условиях не изменяют своей зеленой окраски. Сами дольки перистых листьев несколько крупнее и шире, чем у других зеленых видов. Стебель вольготно ветвится, образуя боковые побеги более охотно, чем это отмечено у других представителей рода.
Перистолистники относятся к семейству Сланоягодников (Haloragaсеае), включающих около 150 видов, объединенных в 6 родов. Распространены они в основном в Южном полушарии. Сланоягодниковые — водные, болотные, изредка наземные травы. Собственно водные растения семейства представлены тремя родами. Самый многочисленный род Myriophillum насчитывает около 40 видов. Его описал еще Карл Линней в 1753 году.
Мириофиллум спикатум имеет обширную область распространения и часто встречается на территории России - кто не знает уруть, обильно растущую почти в каждом пруду. Два других рода -Proserpinaca из Северной Америки и Loudonia из Австралии - малочисленны, включают от 1 до 4 видов.
Перистолистники -длинностебельные водные травы. Их более или менее разветвленный стебель несет мутовчатые перисто-рассеченные листья. Число листочков в мутовках в зависимости от вида составляет от двух-трех до восьми. Стебли и листья зеленые, бурые или красноватые. Цветки мелкие, сидячие в пазухах мутовок листьев, зачастую подводные.
Интенсивность окраски листьев зависит от условий освещения и достаточного питания.
Однако отдельные виды с истинно зелеными листьями и стеблями ни при каких условиях не становятся красноватыми. Другие, напротив, при сильном освещении приобретают отчетливую красную или коричневатую окраску.
Размножение семенами - очень редкое явление даже в природных условиях, а небольшие размеры цветков еще больше затрудняют видовую идентификацию растений. Все это вкупе во многом предопределяет большую путаницу в систематике рода.
К слову, серьезную попытку навести наконец порядок в систематике перистолистников предпринял в свое время ботаник А.Орхард. Результаты его исследований нашли отражение в капитальном труде «A revision of South American Myriophyllum (Haloragaceae) and its rercussions in some Australian and North American Species» (Orchard A.E. 1981), который, впрочем, практически недоступен российским любителям природы.
Среди других перистолистников с зеленой окраской можно назвать старый вид - Myriophyllum brasiliense, открытый и описанный в 1829 году. О его содержании писал еще Н.Ф.Золотницкий, тогда вид называли Myriophyllum proserpinacoides. Позднее вид стал упоминаться под названием M.aquaticum. Это растение при хороших условиях содержания по декоративности, пожалуй, не уступает «Мато Гроссо», но учитывая его большую капризность и крайне высокую чувствительность к обрастанию водорослями, добиться этого очень не просто. Не так охотно бразильский перистолистник дает и боковые отростки, да еще и не слишком хорошо переносит повышенную температуру воды.
Фото Myriophillum matogrossense (red)
Среди перистолистников с красной или бурой окраской в настоящее время наиболее часто встречаются уже ранее упоминавшийся герой-самозванец Myriophyllum tubercullatum, а также M.hyppuroides.
Myriophyllum tubercullatum, если не принимать во внимание красную окраску, довольно похож на Myriophillum matogrossense, но дольки его листьев существенно тоньше, а число листьев в мутовке колеблется в пределах от 5 до 8.
Вид со странностями в содержании. По крайней мере мне до сих пор не удалось раскрыть секрет устойчивости его роста. Возможно, он предпочитает более минерализованную воду, а наша невская ему «не по вкусу». Хотя иногда вдруг, казалось бы, при тех же условиях, он начинает прекрасно расти и обильно ветвиться. Но проходит какое-то время, и растение как бы вдруг впадает в спячку, а быстро воспользовавшиеся этим водоросли лишь ускоряют его гибель.
То же самое можно сказать и о Myriophyllum hyppuroides. Но с ним у меня образовалось своего рода перемирие. В моих условиях этот вид никогда не пропадал окончательно, но рост его столь неспешен, что говорить об успехах в содержании трудно.
В сравнении с другими представителями рода Myriophyllum hyppuroides — самый неохотно ветвящийся. С другой стороны, нельзя не отдать должное привлекательному внешнему виду этого перистолистника: густо опушенный стебель рубинового цвета чем-то напоминает мех лисьего хвоста. Сегменты листочков буровато-зеленого, иногда коричневатого цвета, самые тонкие из всех перистолистников.
Порой листочки начинают расти располагаясь не четко в мутовках, а как бы хаотично по стеблю. В этом случае растение выглядит особенно пушистым.
Кассельман в своей книге «Aquarienphlanzen» (Christel Kasselman, Stuttgart, 1995), описывая перистолистники, замечает, что иногда Myriphyllum tubercullatum встречается в продаже под торговым названием Myriophyllum hyppuroides.
Решусь в этой части возразить уважаемому специалисту, потому что не менее уважаемый Понтер Мюльберг в своей работе «Das grosse Buch der Wasser Pflanzen» (Helmut Muhlberg, Leipzig, 1980) дает точное научное название (Myriophyllum hyppuroides Torrey 1848) именно этого перистолистника и приводит хороший рисунок.
Во все времена перистолистники были неизменными обитателями любых аквариумов. Их заросли тонкими оттенками красок не только создавали завораживающую картину подводного мира, но и служили надежным укрытием для обитателей аквариума, а также прекрасным поставщиком кислорода и ассимилятором питательных веществ. Да и сейчас, когда больше в моде представители растений с более крупными формами, мириофиллумы сохраняют статус желанных гостей наших комнатных водоемов, поскольку наблюдателю позволяют подчеркнуть многообразие водной флоры, а экспериментатору дают возможность проявить свое умение в содержании таких простых, на первый взгляд, питомцев.