CRYPTOCORYNE PYGMAEA ИЗ БУСУАНГА И ПАЛАВАНА
Ян Д. БАСТМЕЙЕР, Эммен (Нидерланды ) Херсон МОРКО, Манила (Филиппины)
Введение
Криптокорина карликовая (Cryptocoryne pygmaea) долгое время была не известна науке. В 1919 году американский ботаник Е.Меррилл (Е.Merrill) описал этот вид, найденный им в Замбоанго на острове Минданао (Филиппины).
Позднейшие сборы осуществлялись в тех же местах, и только один зафиксирован на острове Палаван (Меррил 9272, май 1911, Тайтай). В 1984 году экспедицией, организованной «Hilleshog forestry company», было обнаружено еще одно место произрастания этой криптокорины в Lake Danao (Lake Manguao) на Палаване (Podzorski 736).
К счастью, в 1976 году в отправленной из Манилы посылке с водными растениями Н.Якобссн обнаружил среди большого количества кустиков широко известной криптокорины
апоногетонолистной (Сгурtocoryne aponogetifolia) один экземпляр Cryptocoryne
pygmaea. Но эта «счастливая» находка не очень охотно размножалась, и потому новинка долгое время оставалась малоизвестной среди любителей криптокорин.
Фото CRYPTOCORYNE PYGMAEA
Наша поездка на Палаван в мае 1999 г. имела цель исследовать C. pygmaea в природном биотопе.
Распространение и природный биотоп
Мы неоднократно находили Cryptocoryne pygmaea на Палаване, где она растет вдоль берегов небольших ручьев шириной не более трех метров и глубиной от 20 до 40 см. Высота Cryptocoryne pygmaea варьирует от 10 до 25 см. У берега и в очень мелкой воде это значение обычно составляет не более 10 см,
часто еще меньше. Тем не менее в засушливый период большая или меньшая часть растения оказывается выше уровня воды.
Берега этих ручьев и рек сложены почти исключительно из глины, в то время как дно реки покрыто гравием. Во многих ручьях дно покрыто галькой размером до двух сантиметров. Последнее указывает на то, что в сезон дождей в ручьи стекают бурные потоки воды. Большинство мест сборов криптокорины расположены довольно близко от моря. Эти ареалы находятся как раз перед зоной приливов и отливов (тидальной зоной), однако какие-либо признаки влияния моря на состав пресной речной воды отсутствуют, несмотря на то, что разница абсолютных высот водяного столба между приливом и отливом на Палаване достигает метра (хотя для подобного явления это и не рекордное значение — например, в Кухинге (Саравак, Калимантан) она составляет больше четырех метров).
Эта поездка кое-что изменила в нашем устоявшемся представлении о том, что «окружающая среда достаточно стабильна». Мы находили С. pygmaea по берегам ручьев, где она росла над водой между камнями диаметром около сантиметра и при этом обильно плодоносила. Выкапывать некоторые экземпляры было довольно
трудно, так как корни растений уходили на глубину до 5 см. Мы были поражены, обнаружив в зарослях крип-т о к о р и н скорлупу кокосовых орехов, бутылочки из-под детского питания и прочий мусор.
По-видимому, С.pygmaea может довольно легко приспосабливаться к изменениям окружающей
среды, так как во время сильных дождей над растениями образуются наносы из гравия.
Ареала, где пятнадцатью годами ранее экспедиция «Hilleshog forestry company» обнаружила С.pygmaea, больше не существует — сегодня там находятся рисовые поля. Зато нам удалось найти новое место произрастания вида — недалеко от Lake Danao.
Фото CRYPTOCORYNE PYGMAEA
Для большинства ареалов C.pygmaea характерно отсутствие другой водной растительности. Это наблюдение, кстати,справедливо и в отношении многих других крипто корин, которые встречаются большей частью только в монокультуре. На Бусуанге в широкой реке мы обнаружили только подводные экземпляры карликовой криптокорины. Они росли как непосредственно у берега, так и на глубине 60 см и более. В последнем случае растения достигали высоты 25 см и имели довольно узкие листовые пластинки. Это место находится недалеко от моря, и, возможно, пресная вода здесь подвержена некоторому влиянию приливно-отливной зоны (пресная вода реки подпирается приливом). Здесь по берегам мы находили и другие водные растения, такие, как Ceratopteris thalictroides (L). Brongn., Nitella sp., а в самой реке зафиксировано несколько мест с Limnophila sp. Бусуанга - место, пользующееся определенной известностью у любителей водных видов спорта, в частности сноркинга. Мы тоже не пренебрегли возможностью воспользоваться оказией и понырять здесь в маске с дыхательной трубкой, с
удовольствием плавая среди кораллов всего в 10 километрах от места, где собирали Cryptocoryne pygmaea.
Описание
Корневище Cryptocoryne pygmaea Merrill ползучее, 0,3-0,5 см в диаметре. Наряду с нормальными корнями имеются также контрактильные (удерживают корневище на оптимальной глубине). Черешок листа примерно такой же длины, как листовая пластина (примерно 4-6 см), или немного короче, влагалище листа короткое, у подводных экземпляров листовая пластинка до 13 см длины, а черешок листа более вытянутый. Листовая пластинка ланцетовидная, примерно 6,5 см длиной и 1,7 см шириной (средние значения), основание ее закругленное или слегка обрубленное, реже - сердцевидное (такое, например, отмечено в месте находки). Вершина листа остроконечная. Верхняя сторона листа от светло-зеленого до оливкового цвета или слегка коричневатая, часто с маленькими горизонтальными полосами (более или менее мраморными). Нижняя сторона от светло-зеленой до светло-пурпурной. Поверхность листовой пластины гладкая, край листа окаймленный, гладкий или слегка гофрированный. Листовая пластина у подводных растений до 13 см длиной и до 2 см шириной.
Цветущие растения развивают короткие прикорневые листья длиной около 1 см. Цветок (покрывало соцветия) почти сидячий или с черешком длиной до 3 см. Это, наверное, зависит от глубины водоема в данном конкретном месте. Цветок примерно 3 см длиной, камера около 0,5 см, трубка (между камерой и лимбом) очень короткая или отсутствует вовсе. Цветок оканчивается коротким хвостом длиной примерно 1,5 см, а лимб цветка часто скрученный, с косой щелью, внешняя сторона от темно-коричневого до коричневатого цвета, внутренняя сторона бугристая, красная до темно-красного и без отчетливого воротника. Наружная сторона нижней части цветка более или менее беловатая. Иногда лимб наклонен по отношению к камере, но
это нетипично, так как мы находили в тех же популяциях цветки и с прямыми пластинками лимба.
Початок заключен в камеру, имеет в основании 5-7 расположенных по кругу женских цветков от зеленого до бежевого цвета. Пестики относительно длинные, с круглыми белыми сосковидными рыльцами. Ароматические подушечки шаровидной формы, светло-желтые, расположены выше женских цветков. Мужских цветков от 20 до 30, они светло-желтые, располагаются спирально в верхней части початка. Расположенная между женскими и мужскими цветками стерильная ось початка белая, примерно 3 мм длиной. Аппендикс (верхушка початка) конусообразный, белый. Замыкающий клапан (на входе в камеру) белый. Соплодие синкарпное, состоит из сросшихся ягод. Стебель соплодия удлиняется по мере зрелости. Семя примерно 3 мм длиной, слегка изогнутое, кожура семени шероховатая.
Культура
Первые опыты выращивания Cryptocoryne pygmaea в обычном аквариуме дали положительные результаты. Это растение легко адаптируется к новым условиям и, несмотря на латинское название «pygmaea», не являет собой образец карликового растения. Наоборот, криптокорина образует довольно плотные заросли высотой 15 см и более. Мы собирали растения в восьми разных ареалах, и они имеют некоторые внешние различия. Но пока трудно сказать, как эта морфологическая дифференциация проявится в дальнейшем при содержании растений в аквариуме.
Фото CRYPTOCORYNE PYGMAEA
В надводной культуре растения из этих биотопов имеют слегка отличающуюся форму листьев. Есть широколистные и узколистные формы, различия между которыми сохраняются даже при одинаковых условиях культивирования. Как ни странно, не имеется четкой корреляции между дикими и культивируемыми растениями.
Обсуждение
Cryptocoryne pygmaea нельзя назвать редким для Палавана растением, однако в большинстве мест обитания мы обнаружили только очень ограниченные популяции. Лишь в единичных случаях нам удавалось найти мощную популяцию, состоящую из более чем тысячи растущих вместе растений. Обычно мы были рады, когда обнаруживали место, где росли хотя бы с полсотни
растений. Других криптокорин на Палаване мы не нашли, но, возможно, это объясняется тем, что все наши исследования проходили в небольшом районе, ограниченном примерно пятьюдесятью километрами на север от городка Тайтай и таким же расстоянием на юг от него. Это дает повод для дальнейших исследований на Палаване.
На Бусуанге мы исследовали множество водоемов, но лишь в одной реке нам удалось найти Cryptocoryne pygmaea, да и то только с помощью местных жителей. Это место в некотором отношении очень интересно, так как речь идет о территории, откуда в семидесятые годы местные сборщики отправляли растения в Манилу. А уже оттуда фирма Х. Морко экспортировала эти растения по всему миру. Мы полагаем, что первая культивируемая Н.Якобсеном в искусствейных условиях Cryptocoryne pygmaea родом именно из этих мест, тем более что внешне она очень схожа с растениями, собранными нами на Бусуанге.
Удивительным было то, что здесь мы нашли много обильно плодоносящих Cryptocoryne pygmaea, которые покрывали довольно обширные участки. А ведь в других местах нам попадались лишь единичные растения с соцветиями или зреющими плодами.
Гербарийные экземпляры из Замбоанга (Минданао) представляют собой более крупные растения с широкими сердцевидными листовыми пластинками. Покрывало соцветия у них раскрыто шире, лимб - с меньшим хвостом. Однако эти различия не являются существенными и находятся в пределах наблюдаемого диапазона допустимых вариаций.
В последнее время не было новых сборов этой криптокорины на Филиппинах, и потому живые растения отсутствуют в культуре. Гербарийные экземпляры нашей экспедиции были по возвращении сданы на хранение в гербарии Лейдена, Копенгагена, Мюнхена, Манилы и Сингапура.
Благодарность
Мы особо хотим поблагодарить нашего местного проводника из Тайтай господина Angel Espinosa, который познакомил нас с дождевыми тропическими лесами Палавана. Также благодарим господина Piet van Wijngaarden (NL), который в течение нескольких месяцев добивался цветения растений, присланных ему в Нидерланды. Кроме того, мы благодарим Ботанический институт университета Копенгагена за предоставленные рисунки и гербарийный материал.