Не только неискушенному аквариумисту, но и умудренному опытом арбитру бывает очень трудно сделать выбор в пользу того или иного варианта оформления декоративного водоема. Только представьте себе этот адский труд - выбрать лучших среди практически равных из более чем пяти сотен присланных на конкурс 2002 года работ. Но соревнования — это соревнования: в них обязательно есть победители и проигравшие. Хотя говорить о проигрыше в данном случае можно лишь условно. Присмотритесь к водоемам серебряных и бронзовых призеров. Разве они не достойны внимания?
Третье место и серебряный приз получил японский аквариумист Исао Оджи. Его водная картина с романтическим названием «Жилище голубого дракона» -это еще один классический пример природного аквариума Амано. Набор живого материала в аквариуме немудрен: по одному виду рыб (Nanaethiops unitaeniatus), растений (Eleocharis acicu-laris) и беспозвоночных (Caridina japonica). Размеры емкости 90x45x45 см.
Как свидетельствует фотография, основу этой строгой аранжировки составляет композиция из группы камней различного размера. «Ивагуми» - так называют в Японии искусство составления литоральных композиций. А вот сколько времени было потрачено, чтобы сформировать живописные заросли элеохариса среди всех этих камней, можно только догадываться. Однако важное преимущество такого аквариума очевидно - растения никогда не дорастут до поверхности, и уход за ним минимален. Подмена воды, подкормка растений, смена картриджей с углекислым газом, изредка прореживание зарослей - вот и все.
Аквариум Минору Ямагиси - серебряный приз
Датский судья Клаус Кристенсен (директор компании «Tropica Aquarium Plants AS») дал этой композиции первое место. Он пишет, что чем дольше разглядывал эту аранжировку, тем больше новых интересных деталей смог увидеть. Вам, уважаемый читатель, без особого труда можно в этом убедиться. В моих оценках (25;17;16;18;8) этот аквариум под номером 49 был признан превосходным примером природного аквариума, но именно поэтому оценка за оригинальность композиции была снижена до 25.
Такаси Амано, комментируя композицию Исао Оджи, видит его явное увлечение Ивагуми. иногда, к сожалению, переходящее рамки подводного дизайна. Чтобы так почувствовать работу камня, надо пересмотреть бесчисленное множество скал и каменных развалов в природе. С этим мнением совершенно согласны большинство судей европейских и азиатских школ - экспозиция получила высокие оценки за создание природной атмосферы в аквариуме.
Серебряного приза и четвертого места удостоен аквариум японского специалиста Минору Ямагиси. Название его очень яркой композиции, созданной в водоеме того же размера, что и предыдущая. - «Ностальгия». В отличие от аранжировок, занявших более высокие места, в водоеме Ямагаси представлено свыше 20 видов растений: Eichornia natans, Hygrophila lacustris. Rotala macrandra. Rotala
rotundifolia (green). Eusteralis sp., Microsorum pteropus и др. Рыбы и беспозвоночные представлены 4 видами: красный неон, афиохаракс Рэтбана, отоцинклюс и традиционная креветка-карндина.
Оригинальность и сложность аранжировки, та гармония, которой пронизано все многообразие видов, а также сочетание камней и коряг свидетельствуют о многолетнем опыте автора. Известный немецкий дискусовод и издатель Бернд Дегсн в своей оценке конкурса дал этому аквариуму Гран-при и первое место. «Больше всего нам понравился именно этот водоем. -пишет он в своих комментариях, причина этого - элегантность для глаза европейца». Этот аквариум получил у меня высокие оценки (27;18;18:17;8) и занял третье место. Думаю, что если куст микрозорума немножко наклонить влево или чуть-чуть опустить, удастся улучшить пространственный баланс композиции, сделать ее более естественной.
Со своей стороны, мне было очень приятно отметить, что мои оценки этого аквариума по многим пунктам совпали с результатами судейства таких признанных японских специалистов, как Хироси Ямада, Мицуо Яма-саки и Хаджиме Озаки.
Аквариум Кейко Сугаи, завоевавший шестое место
Мицуо Ямасаки оценивает эту красочную аранжировку как совершенно новое пространственное решение. Композиция создавалась на основе сразу двух основных линий - слева и справа. Их пересечение в пространстве аквариума создает так называемую, двухцентровую кульминацию.
Для М.Ямагаси, занявшего в прошлогоднем конкурсе 5 место, получение серебряного приза в состязании с многочисленными очень сильными противниками - несомненный успех. Три аквариума, занявших соответственно пятое, шестое и седьмое места, удостоены бронзовых призов. Как и все предыдущие композиции, они были завоеваны представителями Японии -школа Амано сыграла здесь важнейшую роль, но самое интересное состоит в том, что шестое место заняла представительница прекрасного пола - Кейко Су гаи со своим аквариумом «Игровая площадка». Для серьезной аквариумистики - явление не ординарное. Так, например, опыт работы Московского городского клуба аквариумистов им. Н.Ф. Золотницкого говорит о том, что подавляющее большинство аквариумистов-разводчиков — мужчины. Следует также упомянуть, что две композиции из трех представленных на конкурс и признанных бронзовыми призерами были некоторыми судьями заявлены лучшими и заслуживающими высшей награды. Краткий анализ этого также заслуживает внимания читателей. Ну, а теперь все по порядку.
Пятое место занял аквариум Macao Йокомизо -«Природный рай». На мой взгляд, это название очень подходит водоему с таким многообразием и гармонией как флоры, так и фауны. Больше 20 видов растений и 4 вида рыб и креветок не создают впечатления перенаселенности для сравнительно небольшого (90x45x45 см) аквариума.
Нестандартным было решение заполненности всего объема в сочетании со свободным пространством для плавания рыб и прогулок креветок, какой-то необычный мягкий баланс с тщательной проработкой мелких деталей как в центре, так и по краям на разных уровнях водоема.
Зная по собственному опыту, сколько труда стоит качественно «обработать» все эти мелкие детали живого интерьера, я все больше и больше проникался уважением к заявителю. Только представьте себе, например, очень быстро растущую лазурную эйхорнию. роталу. эустералис и др. - ведь надо абсолютно точно подгадать время тримминга и подрезки, чтобы все синхронизировать и получить такую замечательную картину!
В конце концов я решил дать этому аквариуму Гран-при. Впоследствии, спустя почти два месяца, было очень приятно узнать, что мое мнение разделили Карен Рендалл (редактор американского журнала «The Aquatic Gardener») и Мицуо Ямасаки (японский ботаник, упоминавшийся выше). Многие другие судьи так же высоко оценили самобытную манеру аранжировки аквариумов Йокомизо, превосходный уровень ухоженности экспозиции, что дало ей такую высокую оценку в мировом рейтинге.
Аквариум Macao Иокомизо Природный рай". Пятое место
«Это по-настоящему красивая художественная работа, - пишет М. Ямасаки, — каждый раз я с затаенным дыханием погружаюсь в глубины этого подводного ландшафта. Я чувствую пространность этой аран-жртровки, начинающейся в верхней части в виде голубого неба и продолжающейся в настоящих джунглях великолепно ухоженной водной растительности в среднем ярусе аквариума и вблизи дна». Что касается стиля оформления, можно сказать, что это удивительное слияние японских и западных традиций. «У меня такое мягкое ощущение, как будто я рассматриваю пастель... Стиль аранжировки великолепен», — отмечает Такаси Амано.
Аквариум Кейко Сугаи, завоевавший шестое место выделяется из семи первых
призовых композиций маленькими размерами -60x30x36 см. В нем находятся растения восьми видов, рыбы трех видов: модный в Японии афиоха-ракс Рэтбана, или рубиновый, (Aphyocharax rathbuni), отоцинклус (Otocinclus sp.) и кроссохейлус (Crosso-cheilus siamensis); последние два вида заселены для поддержания чистоты и здоровья растений. Кроме того, в емкости живут крсветки-каридины.
Относительная простота, лаконичность использованных оформительских средств аквариума Кейко
Сугаи как бы напоминает зрителям о своем главном предназначении — быть хорошим, близким к природе и вместе с тем эстетически совершенным инструментом для содержания гидро-бионтов. Такаси Амано пишет, что содержать рыб в таком максимально приближенном к природному водоему аквариуме - идеальная задача аквариумного хобби. Это как раз то самое важное в лучших традициях нашей отечественной аква-риумистики, о чем, к сожалению, многие опытные любители стали потихоньку забывать, а вновь появившиеся аквариумисты еще не успели узнать. Неоткуда! Регулярные клубные выставки, характерные для времен СССР, просто перестали проводиться - это оказалось слишком дорогим и хлопотным мероприятием.
Свободное пространство в средней части аквариума оказывает сильное воздействие на зрителя. Хаджиме Озаки пишет, что основная тема аранжировки водоема навевает ностальгические воспоминания и служит своеобразным проводником в детство; он дает всей экспозиции высокую оценку, хотя не видит в ней никакой оригинальности.
Седьмое место занял аквариум Уатару Готоу самого большого размера (150x60x60 см) из числа занявших призовые места. Название аквариума - «История зеленого облака и речного простора ТТ». Семнадцать видов растений, среди которых Glossostigma elatinoides, Blyxa japonica, Echinodorus tenellus, Anubias barteri var. nana, Cryptocoryne balansae и др., шесть видов рыб и непременные креветки-каридины составили живую часть композиции этого 500-литрового аквариума.
Судья из Сингапура Ю Ит Хай и упоминавшийся выше Хаджиме Озаки единодушно дали аквариуму Готоу главный приз конкурса. В своем резюме господин Озаки пишет, что его внимание сразу привлекла эта художественная работа - не столько благодаря технике аранжировки, сколько из-за того, что духовная сущность этого аквариума проникает непосредственно в человеческую душу. Японский эксперт Хироси Ямада подчеркнул, что большинство претендентов стремились использовать коряги или камни как основной материал для аранжировки аквариума, а уникальность водоема Готоу состоит в создании превосходной композиции в основном за счет использования водных растений. Достаточно внимательно посмотреть на ковер глоссостигмы на переднем плане, на буйные (но выращенные согласно замыслу автора) заросли криптокорин, вал-лиснерии и других перечисленных выше растений, чтобы понять, сколько времени и труда это стоило. Такие растения в том виде, в каком они представлены в аквариуме, просто так в песок не натыкаешь.
Конкурс-2003
30 апреля 2003 года истекает последний срок представления аквариумов на новый конкурс THE INTERNATIONAL AQUATIC PLANTS LAYOUT CONTEST.
В его организации появились некоторые существенные изменения. Прежде всего следует отметить ре-гистрационный взнос в 2000 японских иен (чуть меньше 20 долларов), который пойдет на издание будущего каталога конкурса, представляющего 300 лучших аквариумов мира (в каталоге 2002 года было представлено 500 емкостей). Причем каждый участник, независимо от занятого места, получит каталог по почте. То есть не надо дополнительно заказывать и оплачивать этот альбом.
Количество аквариумов, представляемых на рассмотрение жюри от одного участника, как и раньше, никем не ограничивается. Однако теперь для каждой аранжировки надо оплачивать регистрационный взнос отдельно, но каталог каждому участнику будет высылаться только один.
Оплату регистрационного взноса можно выполнить с помощью кредитной карточки или почтовым денежным переводом - International Postal Money Order. Детали такого перевода следует предварительно вы-
яснить в местном отделении банка или на почтамте. Как выяснилось при заказе каталогов прошлого конкурса, выполнение такого перевода из России может представлять известные трудности.
Регистрационная форма осталась прежней (см. «Аквариум» №6/2001 ).
Приятно отметить, что журнал «Аквариум» попал в число 14 ведущих периодических аквариумных изданий мира, освещающих столь популярный и представительный международный форум.