Внутри колбы моего неравно купленного обогреватели появились капельки воды. Вынул его из аквариума, рассмотрел: вроде бы никаких видимых повреждений, да и температуру держит исправно. Можно ли его эксплуатировать дальше или придется покупать новый?
П.Сторожев. г. Воронеж
Появление конденсата на внутренней поверхности колбы обогревателя - явление неприятное, но спешить в магазин за новой «грелкой» пока преждевременно. Все зависит от динамики.
Если объем конденсата стабилен, то скорее всего речь идет о некоторых нарушениях технологии заводской сборки (избыточная влажность воздуха в цехе, непросушенные комплектующие и т.д.). Последующая герметизация изделия «законсервировала» эту остаточную влажность внутри колбы, и она периодически проявляется в виде капелек конденсата в строгом соответствии с законами физики (изнутри стенки обогревателя прожариваются спиралью, снаружи быстро охлаждаются аквариумной водой, вот вам и «точка росы»).
Фото аквариумный обогреватель
Устройства с подобным дефектом могут верой и правдой прослужить не один год. Правда, использовать их следует с некоторыми ограничениями. Во-первых, такой обогреватель должен быть размещен в месте, доступном для наблюдения (поскольку нуждается в регулярном контроле), во-вторых, на всякий случай не стоит погружать его на большую глубину (чтобы минимизировать внешнее давление), а в-третьих. крепить его лучше в вертикальном положении (между спиралью и дном обычно достаточно пространства для сбора небольшого количества конденсата).
Иное дело, если количество конденсата увеличивается. Это значит, что вода нашла-таки путь проникновения внутрь колбы. Глазу эти «пути-дорожки» могут быть и не заметны.
В этом случае обогреватель следует немедленно отключить от сети и либо попытаться отремонтировать, либо заменить его на новый.
Эксплуатация подобного устройства чревата очень большими неприятностями. Тут уж не до экономии...
Во многих изданиях по аквариумистике приходилось читать, что маленькие аквариумы ни на что не годятся. Но у меня отсутствует возможность приобрести вместительный — нет ни подходящего места, ни соответствующих средств. Как быть?
А.Дорофеев г.Санкт-Петербург
Вы слишком категоричны. Вряд ли в книгах или периодике (по крайней мерс если их авторами являются компетентные люди) содержится тезис о полной непригодности небольших аквариумов. Строго говоря, не существует даже каких-то общепринятых стандартов, по которым емкости делились бы на мелкие, средние и крупные. Такая сепарация носит весьма условный характер.
Речь скорее идет о том. что организовать жизнеспособную биосистему в сосуде небольшой вместимости сложнее, особенно на первых порах, когда в голове еще разброд и шатание -хочется и того, и этого, а как все это совместить и уместить - неизвестно.
Отсутствие опыта приводит к типичным ошибкам: крошечный кустик растеньица заполоняет всю емкость, малек вырастает в гиганта, лишняя крупица корма приводит к порче воды и т.д. В просторном аквариуме эти проблемы решаются проще.
Тем не менее если вы уверены в своем выборе и в своих силах - дерзайте. При достаточных навыках благополучный аквариум можно создать и в 5-литровой емкости. Советы же начинать с объемов от 100 л и более следует воспринимать как рекомендательные, продиктованные стремлением помочь начинающему аквариумисту определить максимально комфортные условия для воплощения своих задумок.
Есть ли в Москве официальные представительства крупнейших зарубежных компаний, производящих аквариумное оборудование, имеются ли в Интернете их сайты на русском языке?
Д. Ильин, г. Москва
Дистрибыоторских компаний, представляющих интересы и товары тех или иных лидеров западной зоо-индустрии, в России довольно много. Они есть и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других крупных
городах нашей страны. А вот региональных представительств, по имеющимся у нас данным, пока нет. Судя по всему, объемы продаж и темпы развития рынка аквариумного оборудования пока не диктуют необходимости существования подобных организаций.
Отрицательным будет ответ и на вторую часть вопроса. Конечно, собственные странички в Интернете (сайты) есть практически у всех западных гигантов зоо-бизиеса (www.eheim.com. www.sera.de. www.tetra.de. www.hagen.com и т.д.). большинство из них представлены в двух-, трех- и даже пятиязычных версиях (у «Tetra» их аж девять), но русского языка на данный момент в этом перечне нет.
Надо, правда, заметить, что создатели сайтов, видимо, учитывают проблемы языкового барьера и стараются подать информацию, используя достаточно тривиальную лексику. Таким образом, даже базового школьного курса иностранных языков часто оказывается достаточно, чтобы понять большую часть представленных на том или ином сайте сведений.
Прогулки по подобным страничкам позволяют узнать историю фирм, познакомиться с ассортиментом их продукции. Правда, надо четко понимать, что сайт производителя - это инструмент продвижения его товара, так что воспринимать выложенную там информацию следует исключительно в рамках рекламного поля, тщательно взвешивая фразы типа «оптимальное решение», «идеальный выбор» и пр.