Просматривая прайс-лист известной немецкой фирмы по экспорту тропических рыб «Aquarium Glaser», я обратил внимание на новую харацинку -тетру Вильмы (Hyphessobrycon vilmae, Gery 1966). В отечественной литературе эта рыбка детально не описана, да и ее появление у нас в стране и в бывшем СССР вряд ли
было зафиксировано. По крайней мере, по моим данным, известные харацинщики дел с ней прежде не имели.
О.Рыбаков в энциклопедии «Экзотические рыбы» и А.Кочетов в книге «Экзотические рыбы» лишь упоминают о наличии такой харацинки в числе прочих: «Кроме этого, в аквариумах содержатся следующие тетры...
H.vilmae — лиловая тетра». В имеющихся у меня атласах фотографии этой харацинки встречаются, но в основном черно-белые, и только в атласе доктора Аксельрода (7500 видов) приведено цветное фото, но даже здесь рыбка выглядит довольно невзрачно. В действительности же их окраска весьма и весьма приятна. Но обо всем по порядку.
Получив из Германии 20 экземпляров этих тетр, я поместил их в отдельный карантинный аквариум вместимостью 200 л с хорошо отстоянной водопроводной водой (dGH -11°, рН-6,8, Т=23°С). Емкость, естественно, была без грунта. Из растений имелся лишь большой пучок яванского мха, около которого с удовольствием крутились рыбки.
Фото лиловая вильма
Освещение - две 40-ваттные лампы дневного света.
Размер этих харацинок невелик, всего 3,5 сантиметра. Формой тела они отличаются от большинства хифесобриконов: оно не такое плоское, скорее даже округлое с боков, сохраняя, тем не менее, про-гонистые очертания. В общем, абрисом вильмы напоминают вишневых барбусов (B.tittea).
По окончании срока карантина (спустя 1,5 месяца) стая вильм в полном составе была пересажена в общий аквариум с мелкими харацинками, где новички очень быстро освоились и вскоре продемонстрировали всю прелесть свойственной виду окраски.
Главным украшением этих рыб является тандем идущих по центру корпуса вдоль боковой линии блестящей золотисто-оранжевой и черной полос. Первая начинается практически у рыла и, проходя через глаз, тянется до корня хвостового плавника. Она неширокая (1-1,5 мм), но очень яркая (как у эритрозонусов). Под ней лежит широкая, захваты вающая верхнюю часть брюшка темная лента, в которой, в зависимости от угла падения и спектра света, доминируют фиолетовые, сиреневые или лиловые цвета. Чаще всего проявляется именно лиловый оттенок, что и обусловило обиходное название этой рыбки.
Рот у лиловых тетр небольшой, концевой. Глаза с черным зрачком и красного цвета верхней частью радужки. Плавники (как парные, так и непарные) бесцветные, с чуть заметными молочными кончиками.
Hyphessobrycon vilmae - абсолютно мирные, очень подвижные рыбы, держатся плотной стайкой, постоянно заигрывая друг с другом. Смотрятся на фоне других харацинок они очень эффектно и в декоративности не только не проигрывают другим видам, но и, благодаря мягкой цветовой гамме, очень гармонично дополняют их. Особенно хорошо выглядят вильмы в компании с различными нанностомусами, неонами и мелкими расборами. Общий аквариум в этом случае декорируется крупнолистной (эхинодорусы, криптокорины, нимфеи, анубиасы и т.д.) и мелколистной (кабомбы, пери-столистники) водной флорой с сохранением достаточно свободного пространства в передней части, где рыбки оживленно плавают и принимают корм.
В отношении питания они неприхотливы и с удовольствием едят низших ракообразных, трубочника, мелкого мотыля и коретру. Учитывая небольшой рот, корм желательно калибровать, в противном случае существует риск того, что ваши питомцы подавятся. Аппетит у рыб умеренный, перекорма можно не опасаться.
Вода для содержания вильм должна быть хорошо отстоянной, без механической взвеси, средней жесткости (dGH 8-12°), с близкой к нейтральной активной реакцией (рН 6,8-7), температурой 22-24°С. При плотной посадке (менее 2 л на особь) желательно установить в аквариуме фильтр, а при необходимости осуществлять и аэрацию. В общем, параметры среды обитания должны быть типичными для большинства видов из семейства харациновидных.
Фото ареал обитания вильмы
Рыбы положительно реагируют на периодическое освежение воды в аквариуме. Эта банальная процедура ведет к тому, что вильмы становятся активнее, самцы более явно проявляют интерес к самкам. Производить подмену воды на свежую необходимо один раз в две
недели небольшими порциями (по 15-20% объема). Перед заменой водопроводной воде нужно дать отстояться в течение двух суток.
По прошествии трех месяцев жизни в моем аквариуме рыбки полностью адаптировались, обрели яркую окраску, все чаще демонстрировали нерестовую активность. Самцы подолгу суетливо крутились около самок, пытаясь загнать их в густые заросли мелколистных- растений. Все говорило о половом созревании питомцев.
Приобретенные мною рыбки были «дикими» - их отловили в природных биотопах Южной Америки. По каталогам удалось установить, что родиной тетры Вильмы являются река Тапажос и верховье реки Аринос в Бразилии, где рыбы вырастают до 4 сантиметров (длина моих вильм к моменту посадки их на нерест чуть превышала 3 см).
Так как самки имели припухшее брюшко, я, во избежание кистования, начал готовить нерестовую воду. В литературе о разведении этой рыбы нет ни слова, из знакомых мне харацинщиков ее никто не держал и не разводил. Пришлось экспериментировать.
Общеизвестно, что реки и ручьи бразильской части Амазонии имеют мягкую воду, богатую гу-миновыми кислотами. Поэтому схема подготовки нерестовой воды была принята следующая: в 50-литровый аквариум со свежеполученной дистиллированной водой был положен сухой кусок верхового болотного торфа (ни в коем случае не торфяной промышленный брикет) и десять соплодий ольхи. Вода с внесенной «приправой» выстаивалась в темноте в течение двух недель. В результате она приобрела янтарный цвет и стала кристально чистой. Жесткость ее 0,8°dGH, pH - 6,3.
Четыре литра подготовленной таким образом воды было залито в круглую стеклянную банку. Высота водяного столба оказалась равной 10 см. В течение следующих трех суток емкость активно аэрировалась. Затем я поместил на дно предохранительную сетку и пучок чисто промытого яванского мха.
Банку я поставил на верхнюю полку аквариумного стеллажа и изолировал ее от света темным картоном, так как рыбки в таких стесненных условиях зачастую излишне беспокоятся и могут не отнереститься.
Вечером я высадил в нерестовик пару рыбок, причем отловил тех, которые «симпатизировали» друг другу в общем аквариуме.
По окраске самцы и самки идентичны, и единственным визуальным признаком самки служит увеличенное брюшко. Правда, если внимательно присмотреться, можно заметить, что анальный плавник самца несколько больше, с выпуклым нижним краем. Но это проявление полового диморфизма зафиксировать достаточно трудно, поскольку в просторной емкости рыбки очень подвижны, а в маленькой легко впадают в шоковое состояние и ложатся на бок, лишая аквариумиста возможности детального анализа различий в форме анального плавника. Поэтому производителей лучше отбирать из стайки в общем аквариуме, ориентируясь все-таки на припухлость брюшка самок.
Фото лиловая вильма
Свет в нерестовик попадал только сверху и был очень слабым. Температура поддерживалась на уровне 27°С. Каждый вечер я осторожно, стараясь не беспокоить рыбок, приподнимал картон и фонариком освещал дно банки под сеткой.
Результат проявился лишь на четвертые сутки. По дну равномерно была разбросана прозрачная, чуть желтоватая икра диаметром около одного миллиметра. Видимо, нерест произошел утром или днем, так как часть икринок уже побелела.
Равномерный разброс икры по дну указывал на то. что рыбки не очень интересуются субстратом, а мечут «с ходу», постоянно перемещаясь по перестовику. Неоплодотворенной икры было на удивление мало — я насчитал лишь 8 штук из 56 полученных при первом нересте.
Икра не липкая, свободно перекатывается по дну при наклоне банки. Выбрав неоплодотворен-ную икру пипеткой (предварительно убрав сетку и мох), я закрыл банку сверху, чтобы снизить до
минимума вероятность покрытия икры сапролег-нией, хотя в чистоте нерестовой воды был уверен. Крошечные личинки с хорошо развитым желточным мешком появились через 30 часов. Они соразмерны личинкам нео-нов (P.innessi) и абсолютно прозрачны.
Новорожденные расположились на дне и в течение всего периода своего дальнейшего развития, вплоть до расплыва, не поднимались к поверхности воды (если я, конечно, не пропустил этот момент) и не прилипали к стенкам банки. При освещении они начинали беспокойно возиться и «стрелять» по дну.
Метаморфоз в мальковую стадию произошел на пятые сутки. Поплывшие мальки столь же прозрачны, как и личинки. Единственным цветовым пятном являются черные глаза.
В первые часы мальки ведут себя очень пассивно: они практически неподвижны, стоят около дна и заглатывают микроорганизмы, подносимые к их рту течением воды.
Стартовым кормом в первые сутки послужила инфузория туфелька домашнего культивирования, выращенная на кипяченой воде. Чтобы не нарушить биологическое равновесие в таком маленьком нерсстовике, корм задавался с минимальным количеством воды (20-30 мл) капельно — из груши.
Достоверно установить, берет ли молодь корм в первые сутки, так и не удалось. Со вторых
суток малькам была предложена смесь инфузории с естественной мельчайшей пылью (коловраткой), и по округлившимся животикам стало ясно, что такое питание им по душе.
За первую неделю мальки выросли почти вдвое и достигли примерно 7 мм, они стали хорошо различимы и более активно перемещались по аквариуму в поисках пропитания. Нужно отметить, что в течение первой недели небольшая искусственная подсветка работала круглосуточно, то есть мальки могли при желании кормиться и в ночное время.
По прошествии 10 дней я начал скармливать малькам свежевылупившихся пауплиусов арте-мии. Молодь охотно поедала этот корм и стала заметно прибавлять в размерах.
На момент написания материала малькам исполнилось три недели, и они прекрасно развиваются на артемийном рационе (корм задается 2 раза в день). Судя по всему, с дальнейшим выкармливанием трудностей не будет.
В заключение хотелось бы сказать, что эта великолепная приятно окрашенная рыба должна занять свою нишу среди многообразия видов хара-циновых рыб, содержащихся в коллекциях любителей.