Начать позволю себе с раскрытия одного секрета. У каждого аквариумиста они свои. Какие-то обретаются путем анализа и переработки сведений из специализированных книг и журналов, другие становятся результатом собственных наблюдений и опыта, третьи же - всего лишь последствия случайных событий. За долгую практику любителя-рыбовода мне только однажды удалось случайно открыть «секрет».
Дело было так. Однажды я никак не мог заставить мальков Aphyosemion striatum покинуть оболочку икринки. Эмбриончики активно крутились в ставших им тесными обителях, но что-то не позволяло им выйти на волю. Чего я только ни делал: поднимал температуру, резко снижал ее, добавлял свежей воды, взбалтывал банку, устраивал в ней интенсивную аэрацию - никаких результатов. Рискнул даже воспользоваться сомнительной рекомендацией щедро сыпануть в воду сухой корм, чтобы спровоцировать бурное развитие микроорганизмов, которые разъели бы оболочку икры и освободили мальков.
Фото Aphyosemion striatum
В общем, я уже морально настроился на то, что потомство от стриатумов мне не видать, когда произошел «несчастный случай»: при кормлении взрослых рыб я случайно уронил в банку с икрой комок живой трубочник.
И опустился он как раз на пучок яванского мха с икрой. Тут же достать его не было никакой возможности, поскольку комок распался и проник в гущу растений. Посчитав, что хуже уже не будет, я отодвинул банку в сторону и занялся ею лишь 2 часа спустя, собираясь или по возможности выбрать трубочника, или просто вылить все содержимое. Каково же было мое удивление (ну и, разумеется, радость), когда я увидел на поверхности воды более 100 мальков и ни одной целой икринки.
Судя по всему, выходу мальков поспособствовали колебания трубочника. И хотя механизм этого воздействия мне не ясен до сих пор, я неоднократно применял этот прием на других афиосемионах - и с тем же успехом. Правда, дружного 100%-ного выхода больше не наблюдалось, но 70-80% эмбрионов покидало икрупо «сигналу трубочников» в течение 4-5 часов. Интересно было бы проверить действенность подобного стимулятора на нотобранхиусах и других икромечущих карпозубых.
А теперь — совет. Многие аквариумисты, разводящие рыб. нуждающихся в мягкой и кислой воде, сталкиваются с тем, что выметанная производителями икра прилипает ко дну нерестовика, хотя в принципе и не является клейкой. Если вовремя не принять мер, то, скорее всего, вся она погибнет или из нее выйдет лишь незначительное количество личинок.
Подобное «несанкционированное» прилипание может быть вызвано несколькими причинами, в том числе той, что емкость (особенно ее дно) плохо промыта или икра не оплодотворена, и ее оболочка утрачивает присущие ей качества. И еще, судя по моим наблюдениям, это происходит при несоответствии качества приготовленной воды требуемым для нереста данного вида параметрам, в результате чего икра как бы не «дозревает». В хорошей же среде икринки должны свободно перекатываться по дну банки, если, конечно, не относятся к категории клейких от природы.
Чтобы спасти выводок, нужно выбрать здоровые икринки и поместить их в неиспользованию ранее воду с оптимальными параметрами. Я называю такую воду зрелой. Что скрывается за этим определением? Правильно приготовленная, а главное, выдержанная вода. Нельзя сажать рыб на нерест в только что полученный дистиллят, так как он содержит большое количество углекислого газа, а показатель рН может быть ниже 5,5. Такая вода должна постоять хотя бы две недели.
фото трубочник
Есть множество способов приготовить мягкую и кислую воду с нужными параметрами.
Для подкисления некоторые аквариумисты применяют 10%-ные растворы химически чистых ортофосфорной или соляной кислот и добиваются успехов. Но я придерживаюсь другого метода.
Вряд ли кто-нибудь захочет пить вино, составленное из воды, спирта, красителей и ароматизаторов, даже если такой напиток и не принесет явного вреда. Натуральное куда вкуснее и ароматнее. Вот и в деле подкисления воды я предпочитаю природные инструменты:
ольховые шишки, торф, кору дуба. Они отдают воде гуминовые кислоты, плавно уменьшают значение ее рН, наделяют раствор фунгицидными и бактерицидными свойствами. Таким образом, отпадает нужда в химикалиях, в том числе и метиленовом синем...
Приготавливаю воду так. Покупаю в аптеке 2 пакета дробленных ольховых соплодий, но можно и самому собрать шишки на природе, если эти деревья растут в вашем регионе.
В трехлитровую банку высыпаю содержимое пакетов или несколько горстей шишек, заливаю дистиллированной водой, закрываю крышкой и ставлю в темное место. Через 2-3 недели содержимое банки пропускаю через сито. Остатки шишек выкидываю, а настой сливаю в банку, добавляю дистиллированную воду, чтобы заполнить объем, и опять ставлю в темное место.
Фото ольховые соплодия
Как правило, готовлю настой осенью, и всю зиму он стоит без употребления. Весной за две недели до посадки рыб на нерест я заливаю нерестовики дистиллированной водой и добавляю настой. Для неонов делаю воду светло-янтарной, для неолебиасов — покоричневее. Вообще, чем темнее икра у рыб, тем насыщеннее должна быть окраска воды (но с соблюдением чувства меры, так как избыток гуминовых кислот может повредить малькам). Отмечу, правда, что описанный способ не подходит для ситуаций, когда требуется оперативная подготовка воды, так как даже за две недели она не всегда успевает «созреть». К тому свежий настой иногда дает осадок, к которому могут приклеиться икринки.
Для хранения заблаговременно подготовленного раствора я использую стеклянные бутыли на 10-20 л, а также 3-5-литровые банки, которые плотно закрываю крышкой (не металлической) и ставлю на несколько месяцев в темное место. Чем дольше будет «созревать» вода, тем лучше. В подобной среде даже неоплодотворенная икра не покрывается грибком и как бы консервируется, не заражая здоровую. И самое главное - в такую воду можно сразу сажать рыб на нерест и употреблять ее неоднократно, правда, после каждого икрометания давая ей возможность самоочиститься в течение месяца.