По всем критериям в золотой фонд южноамериканских цихлид входят представители рода Crenicichla. В зарубежной литературе их окрестили «водяными волками», но это не совсем справедливо: креницихлы хищничают только по отношению к мелким видам. С неонами, например, их держать нельзя, а с рыбами, близкими по размеру, они сосуществуют прекрасно, никогда не являясь инициаторами потасовок. Внутривидовая агрессивность отмечается лишь в брачную пору. Многие виды Creniciehia имеют роскошную окраску, а повадки их способны удивить любого аквариумиста. Поэтому, когда в 1975 г. в Москву были доставлены из Чехословакии десять экземпляров "павлиньего глаза" Crenicichla lepidota Heckel, 1840 (первый раз рыба была завезена из Европы в Россию еще в 1907 г.), мы, признаться, возлагали большие надежды на то, что рыбы приживутся в аквариумах советских любителей цихлид.
Но по ряду роковых случайностей нашим надеждам не суждено было сбыться. Так как отрицательный опыт — тоже опыт, расскажу все по порядку. Привезенные четырехсантиметровые креницихлы хорошо перенесли дорогу и сразу же пошли в рост. Через восемь месяцев это были уже солидные рыбы размером около 12−15 см. Спустя еще полгода самцы достигли 25 см, а самки 14−20 см. Видимо, к этому времени рыбки уже созрели, так как у некоторых самцов и самок стали проявляться взаимные симпатии. Тогда-то мы и начали эксперименты по их размножению. Несколько недель упорных трудов не увенчались успехом. Подбор воды, температуры, объемов никак не приводил к желаемому результату. Не хватало какой-то малости, что-то служило камнем преткновения. И вот здесь был допущена главная ошибка: мы пустили рыбу «по рукам» в надежде, что кому-то из аквариумистов удастся ее развести.
Фото КРЕНИЦИХЛА ПАВЛИНИЙ ГЛАЗ
В нашем распоряжении остались только две пары. С одной из них мы и провели эксперимент, закончившийся нерестом. Правда, к нашему величайшему огорчению, мальков получить не удалось. Тогда мы применили методику гормональной стимуляции рыб. Производителям в мышцы спины ввели гонадотропный гормон — хориогонин (самцу — 400 и. е., самке — 200). Спустя 4 ч (температура воды — 28°С, рН — около 7,0, жесткость — 8°, объем — 100Х50Х55 см) производители повели себя беспокойно. Самка стала ухаживать за самцом. Плавая вокруг него, она, приближаясь, резко увеличивала скорость. Все «па» заканчивались у куска гранита, положенного на бок. Подобные церемонии продолжались не менее часа, пока у самца не проснулся интерес к безжизненному камню.
Он начал чистить его, -"вылизывая" ртом и вибрируя всем телом. А еще через полчаса были отложены первые икринки. Нерест длился около 40 мин. Затем самка «заступила на вахту», охраняя и вентилируя икру. Самец почти не принимал участия в уходе за потомством и лишь изредка подплывал к самке. В общей сложности было отложено около 200 веретенообразных бело-розовых икринок. Как ни печально, но через считанные часы икра начала портиться, и производители потихоньку стали уничтожать ее. Остатки (около 80 штук) нам удалось отобрать и перенести в специальный инкубатор. Но и там, несмотря на все ухищрения, икру сохранить не удалось.
Фото КРЕНИЦИХЛА ПАВЛИНИЙ ГЛАЗ
Самец и самка, оставшись без икры, сильно «перессорились», и их пришлось разъединить, перегородив аквариум стеклом. Мы хотели месяца через два провести новые эксперименты, но случилось еще одно несчастье: по недосмотру самка выпрыгнула из аквариума. В резервной группе другая самка тоже погибла, вероятно, из-за пищевого отравления. Рыбы, попавшие в чужие руки, заболели трудноизлечимым недугом, вызывающим вертеж форели. Тканевые паразиты — миксоспоридии (Myxosoma cerebralis) разрушают основное вещество хряща, начисто выедая хрящи внутреннего уха и черепа. На последних стадиях заболевания рыбы производят тягостное впечатление. Это буквально «живые трупы».
На первых порах креницихл почти удалось «поставить на ноги» (осарсол с кормом — 0,01−0,02 г/кг, длительное лечение). Рыбы уже готовились к нересту, когда новая вспышка заболевания перечеркнула все наши усилия. Как позже выяснилось, у креницихл размножение несложно. Все происходит как бы само собой, в возрасте двух с половиной лет. Мы же пытались форсировать события и, видимо, не дали производителям как следует созреть и окрепнуть. В результате икра от единственного нереста оказалась неоплодотворенной. К сожелению, и в Чехословакии Сг. lepidota стала большой редкостью. Теперь остается ждать новой присылки этих замечательных и очень красивых рыб.