Хочу предупредить, что речь пойдет не о могучих лососях, преодолевающих на пути к нерестилищам любые препядствия, а о хрупких маленьких розовых данио (brachydanio albolineatus). Поводом же к названию статьи послужило любопытное поведение этих рыб в моем аквариуме.
На нерест через пороги...
О. Лобзов г. Ростов на Дону
А началось все с того, что я установил новый внешний фильтр, в который вода нагнетается с помощью насоса, а сливается благодаря тому, что фильтр размещен несколько выше уровня воды. Из фильтра она поступает в узкий (3 сантиметра) и длинный (около 80 сантиметров) желобок, по которому следует к противоположному углу аквариума, где возникает эффективная циркуляция.
Обитатели моего аквариума, преимущественно стайные и подвижные рыбки, очень любят резвиться у конца желобка, удерживаясь с помощью своих энергичных плавников на мощном течении (насос качает около 300 литров в час). Насос собирал я сам и очень гордился, что при достаточно высокой производительности он работает совершенно бесшумно.
Вначале все шло хорошо. Однако недели через две из аквариума стал периодически доноситься громкий плеск. Я не мог понять, какое из звеньев моей новой конструкции дает сбой. Но, как оказалось, дело было совсем в другом. Резвые розовые данио (у меня их дюжина) уже не довольствовались играми у конца желобка, а заплывали чуть ли не в его середину, где, лишь наполовину покрытые водой, весело плескались, подставляя «голую» спину теплым лучам люминесцентных ламп.
На этом дело не закончилось. Вся стайка данио время от времени стала куда-то пропадать: днем рыбки активно снуют по аквариуму, а вечером — ни одной.
После длительных поисков я обнаружил беглецов в самом фильтре. Им, видите ли, мало 200-литрового аквариума и понадобился еще и 30-литровый фильтр.
Признаюсь, меня поразила сила этих рыбок: ведь чтобы попасть в фильтр, им пришлось преодолеть против течения не только желобок, но и еще одну значительную преграду — крутой 8-сантиметровый слив.
Я начал экспериментировать: положил у края желобка камень — не помогло, установил в середине желобка вертикальную решетку высотой 3 сантиметра — то же. Правда, теперь в фильтр попадали лишь 5—7 самых сильных рыб. Остальным, видимо, это не удавалось.
Добравшиеся до заветной цели «силачи» устроили из фильтра нерестовик. Естественно, икра вымывалась током воды и пожиралась другими обитателями аквариума.
Пришлось положить конец этим «миграциям». Желобок был перекрыт решеткой, поднимающейся практически до покровного стекла.
Интересно, что соседи и близкие родственники розовых данио — данио рерио и крупные сильные малабарские данио — никогда не предпринимали попыток совершить столь сложный рейд. Может быть, розовые данио у себя на родине (в Индии, на полуострове Малакка, острове Суматра) тоже вынуждены преодолевать пороги? Не знаю.
Розовый данио.
Несомненно только одно: содержать розовых данио в аквариуме — истинное удовольствие.
Правда окраска рыб не отличается особой контрастностью , а при боковом освещении или верхней подсветке электрическими лампами они выглядят совсем невзрачно. Но если в светильнике, установленном сверху вблизи переднего стекла, использовать люминесцентные лампы, картина резко меняется. Розовый отлив становится более отчетливым, на боках появляется яркий светящийся розово-красный узкий клин, острие которого находится в середине корпуса, а основание — у хвоста. Чешуйки в отраженном свете начинают переливаться цветами радуги — золотисто-желтым, сине-зеленым, фиолетовым. Даже обычно бесцветные плавники приобретают красноватый оттенок, особенно отчетливо это видно на анальном. То же самое можно наблюдать в освещенном солнцем аквариуме. Самки розовых данио по окраске практически не отличаются от самцов (разве что чуть бледнее), но их легко отличить по более округлому брюшку и чуть большей величине.
Так что считать эту рыбку малопривлекательной, по меньшей мере, несправедливо. Когда очень подвижные розовые данио начинают стремительно носиться по аквариуму, создается впечатление, что в нем летают в разные стороны красные дротики. Не случайно эти рыбы удерживаются в аквариумах с начала века (первый завоз в Европу был осуществлен в 1911 году) и до наших дней.
Содержать и разводить розовых данио могут даже начинающие аквариумисты. Для этого нужен не очень большой (литров 60—80), желательно вытянутый в длину аквариум, в который
поселяют стайку из 8—10 экземпляров. Если у вас теплая квартира, аквариум даже не надо обогревать — для рыб вполне достаточна температура в пределах 18— 22°С (допустима от 16 до 24°С). Химический состав воды большой роли не играет. Оптимальна умеренно жесткая вода с рН 6,5—7,0. Но у меня они себя прекрасно чувствуют в воде жесткостью до 20° и рН 7,0— 7,2. Нет необходимости и в интенсивной аэрации, важно лишь, чтобы вода была чистой.
Неприхотливы рыбки и в отношении пищи. В принципе их можно кормить даже одними искусственными кормами Но все же лучше использовать живой корм (дрозофил, мелкого мотыля, ракообразных и т. п.). Весной, когда в квартирах появляется надоедливая тополиная моль, рыбки с охотой поедают и ее. Едва корм коснется поверхности воды, как они сразу же хватают его. Если часть корма упала на дно, рыбки тут же опустятся за ним, хотя и считается, что данио — типично верховые рыбы.
Розовый данио.
Добиться нереста розового данио тоже нетрудно, он может происходить даже в общем аквариуме. Но шансы получить при этом потомство невелики, поскольку и сами производители, и их соседи моментально уничтожают выметанную икру. Не спасают даже густые заросли растений. Поэтому разводить рыб лучше в отдельной емкости.
Для этой цели хорошо использовать невысокий (10—15 сантиметров) вытянутый аквариум объемом 5—20 литров. Он может быть цельностеклянным или каркасным, с грунтом или без него, но обязательно с защитной сеткой по всей площади дна. Слой воды над сеткой не должен превышать 5—8 сантиметров. Воду специально для нере-стовика не готовят, ее берут из общего аквариума и подогревают до 25—28°С.
Производителей перед нерестом желательно рассадить на 5—10 дней, но можно обойтись и без этого. В нерестовик сначала помещают самца, а спустя день и самку. Если начинаются брачные игры, а нереста не происходит, через день можно подсадить еще одного самца. Но при здоровых и нормально подготовленных производителях обычно
достаточно и одного.
Если же вы заметили, что данио стали нереститься в общем аквариуме, не медлите — сразу пересаживайте рыб в нерестовик. После небольшой (10—15 минут) паузы нерест возобновится. По окончании нереста
производителей надо быстро высадить, поскольку они ухитряются достать икру даже из-под предохранительной сетки, всасывая вместе с водой (поэтому лучше, чтобы сетка была установлена не менее чем в двух сантиметрах от дна).
Одна самка за нерест откладывает до полутора-двух сотен прозрачных, со слабым молочным оттенком, икринок диаметром 1—1,5 миллиметра. Неоплодотво-ренная икра часа через два после нереста белеет и ее нужно своевременно удалять.
Выклев личинок розовых данио (длина их 3—4 миллиметра) начинается через 36 часов. Несколько дней они почти неподвижно лежат на одном месте, а примерно через неделю расплываются по аквариуму и переходят на питание «живой пылью».
Растут очень быстро, отличаются крепким здоровьем, поэтому при правильном уходе выживает большая часть потомства.
В моей практике бывали случаи, когда в пометах оказывалось много «дергунов». Но установить четкую зависимость между их появлением и параметрами воды я пока не смог.
После трех-четырехне-дельного отдыха производителей снова сажают на нерест. К сожалению, самки сбрасывают не всю икру, а сцедить ее у таких малявок (взрослые рыбки редко бывают больше 5—6 сантиметров) очень трудно. Поэтому для разведения обычно используют молодых (до 1 года) самок, у которых еще не развилась киста. Самцы «дееспособны» и в более старшем возрасте.