Конкурс аранжировки растительных аквариумов IAPLC 2013
Добавил статью: Роман
Дата: 2021-07-18
Конкурс аквариумов IAPLC 2013
Хочу начать с того, что для меня как аквариумиста и арбитра каждый IAPLC несет в себе интригу, и я рассчитываю на что-то новое и невиданное. Не стал исключением и 1 Международный конкурс аранжировки растительных аквариумов 2013 года: я с нетерпением и надеждой ожидал поступления отобранных для судейства работ и в целом не был разочарован. Общий уровень композиций и на сей раз традиционно повысился.

Страны участницы конкурса IAPLC
Возросли общая художественная культура претендентов, уровень их креативности, качество и ассортимент используемых для аранжировки водных растений, их тримминг и пр. Собственно, именно демонстрация неуклонно возрастающего мастерства участников, надо полагать, и привлекает внимание опытных дизайнеров, желающих попробовать свои силы, являясь одновременно и залогом расширения численности конкурсантов. Вот и в прошедшем году их было больше, чем в предшествующем.
В то же время нельзя не отметить, что несколько сузилась география турнира, то есть уменьшилось количество стран, граждане которых посчитали себя достойными выставить свои творения на суд общественности. Итак, арифметика IAPLC-2013 -это 2164 претендента из 57 стран и регионов.
Инфографика свидетельствует о стабильности национальных трендов: первые строки традиционно сохраняют за собой Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия во главе с Японией (662 работы) и
Китаем (370 работ). Как обычно, Россия (28 участников) и Украина (25 участников) но представительству на конкурсе ближе к середине «национального» списка, зато являются несомненными лидерами среди прочих республик, составляющих бывший Советский Союз.
Несмотря на солидный для мировой аквариумистики возраст и суммарное количество представленных за все время существования IAlLC работ, совершенно очевидно, что с точки зрения новизны, оригинальности дизайна конкурс еще себя далеко не исчерпал.
Отмечу также, что качество и утонченность изобразительных средств в водных полотнах, воспроизводящих типично наземные ландшафты, явно повысились. Теперь их вполне возможно выделить в отдельную группу направлений подводного дизайна пусть хотя бы условно. Доминирует над всем разнообразием возможностей, как обычно, ивагуми.
В числе 100 работ, представленных оргкомитетом для судейства, их больше половины. Далее следует райюбоку - еще около 30% претендентов, а все остальные ниши занимают прочие известные темы, их вариации и гибриды.
В плане перспектив дальнейшего развития конкурсов природных аквариумов меня очень порадовали отзывы коллег по судейской бригаде.
Так, Мицуо Ямасаки (Япония) написал: «Слава Богу, я не почувствовал ни малейшего намека на беду или несчастье ни в одной из полученных для судейства работ и уверился в том, что люди, создавшие такие замечательные подводные картины, должны быть счастливы. Уровень претендентов вырос и подровнялся. И несмотря на то что по этой причине работа арбитра представляла значительны трудности, я чувствовал радость и волнение, а многие композиции вызывали спокойные, безмятежные и глубокие раздумья».

Фото судьи конкурса IAPLC
Хаджиме Озаки (Япония) отметил, что он также буквально наслаждался яркой демонстрацией каждого жанра, представленного на конкурсе акваскейпипга, несмотря на объективные трудности их оценки и ряд спорных моментов, которые в дальнейшем, несомненно, потребуют внимательного отношения и обсуждения в кругу арбитров и организаторов. Давид Боруховиц (США) засвидетельствовал: «Многие работы захватывающие, потрясающие, очевидно восхитительны, и их уровень улучшается год от года, а все действие в целом становится все более и более интернациональным».
Ему буквально вторит Лжонсон Уай из Гонконга, утверждающий, что такое событие способно привлечь любителей аквариума со всего мира и дает им возможность поделиться талантами, счастьем и информацией в части современного аквадизайна.
Подводит итог высказывание одного из самых уважаемых японских специалистов Хироси Ямады, убежденного, что благодаря многолетним усилиям Такаси Амано природный аквариум как явление легко преодолевает государственные границы, и отрадно, что это «исцеляющее людей искусство, зародившееся в Японии, да и по своей сути типично японское, стало таким популярным на нашей планете».
Безусловно, столь бравурные нотки вполне оправданы и в общем и целом отражают реалии происходящего. Тем не менее не могу не высказать некоторые замечания.
К сожалению, разнообразия рыб, появления которого я, откровенно говоря, ожидал, ориентируясь на рост числа участников из стран Латинской Америки, как не было, так и нет. А жаль, ведь кроме расбор и неонов существует так много удивительно красивых видов, пригодных для содержания в аквариумах с живыми растениями.
Удивили композиции, где рыб вообще нет или их не видно, за что я всегда снижаю оценку. В этом плане со мной полностью солидарна судья из США Карен Рсндалл. В своем комментарии она написала: «Один из судейских критериев, которым мы должны следовать в оценках, - баланс между рыбами и общим дизайном.
Это как раз тот раздел, где почти каждый может получить все 20 баллов, и меня очень огорчает необходимость выставлять ноль баллов очень хорошим аквариумам из-за отсутствия в них рыб! Стыд участникам, которые потеряли шанс только потому, что проигнорировали рыб».
Полностью солидарен с американкой и немецкий судья Фридрих Биттер - он также значительно снижал оценки по аналогичной причине.
Разошлись во мнениях арбитры и но поводу попыток воспроизведения наземных ландшафтов в аквариуме, будь то многоплановые холмы, горные и лесные пейзажи. Как удачно отметил судья из Франции Филипп Шевалье, «для людей, давно знакомых с аквариумными конкурсами, такие композиции выглядят старомодными».
Действительно, подобные аранжировки были и остаются традиционными для островных регионов Китая. Однако с возрастанием чисто технического уровня исполнения эти попытки вполне могут оказаться удачными. Сложившаяся ситуация, конечно, вызывает разногласия среди членов жюри. Думается, что в том числе и поэтому разброс мнений, определяющих судьбу Гран-при на этом конкурсе, оказался значительным. Некоторые работы, удостоенные тем или иным судьей звания претендента на высший приз, заняли в итоге места во второй полусотне.
Что касается интернет-голосования (как я уже отмечал в прошлом году, его итоги подверглись суровой критике), то оно было признано не оправдавшим ожиданий организаторов и, как результат, - отменено.
Таким образом, единственным органом, уполномоченным выносить оценки, осталось только жюри.
Сам Такаси Амано в комментарии к IAPI.C-2013 отметил возросшую моду на копирование наземных пейзажей, включающих в качестве фона и основной идеи своего рода диораму, и рекомендовал будущим конкурсантам придерживаться нейтральных мотивов, имея все же в виду два направления аранжировок, включая традиционное как главное.
Прежде чем перейти к описанию призовых композиций, хочу отметить, что в рамках церемонии награждения - Nature Aquarium Party - маэстро провел семинар, вылившийся в полномасштабное красочное представление в японском стиле.
Кроме того, был проведен саммит по водным растениям, в котором приняли участие представители 15 стран. Для тех, кто не знает, скажу, что это второй такой саммит в истории аквариумистики.
Первый же состоялся 19 лет назад, в 1995 году. Тогда география участников ограничилась 8 государствами. Так что, как видите, прогресс очевиден.
Ну а теперь вкратце расскажу о сути и итогах 1APLC-2013, то есть о работах, удостоенных почета и соответствующих мест на подиуме.
Гран-при опять во Вьетнаме
Лучшим, по мнению жюри, стал аквариум известного нам аквариумиста из Вьетнама Truong Thinh Ngo. Его композиция под названием Evergreen («Вечнозеленый») разместилась в водоеме размерами 120x45x40 см. Среди растений отмечены только 2 вида мхов: Fissidens fontanus sp.mini и Taxiphyllum sp.
Большого разнообразия животных тоже не наблюдается. Рыбы представлены Hyphessobrycon amandae, Boraras urophthalmoides и Xiphophorus variatus var.

Аквариум с конкурса IAPLC
Что касается креветок, автор посчитал целесообразным украсить пейзаж за счет Neocaridina heteropoda var.Red и Caridina multidentata.
Тем не менее талантливо исполненный вьетнамским мастером горный ландшафт - это удачная попытка воспроизвести недавно открытый уголок горного Вьетнама со своеобразными пещерами, знакомый автору композиции только по фотографиям в прессе.
Пространство построено таким образом, чтобы подчеркнуть естественность подводной картины -водный поток, прорезающий этот явно наземный ландшафт, как раз и является источником многолетней эрозии холма.
С моей точки зрения, ничего новаторского в композиции нет, а разглядеть виртуозные тонкости в создании миниатюрных деревьев, растущих на склонах и очень украшающих пейзаж, на картинках планшета было сложно даже с 10-кратной лупой. Мне все это удалось детально рассмотреть и прочувствовать только по получении высококачественных изображений для журнала от организаторов конкурса уже после церемонии награждения.
Напомню, что нынешний обладатель Гран-при принимает участие в конкурсе Амано уже 5 лет, начиная с 2008 года. В интервью он с восточным пафосом и манерностью отмечает: «В моем сознании природный аквариум был и навсегда останется мерцающей яркой картиной красивой мечты».
Золото осталось на родине
Вторым местом и золотым призом награждена композиция японского мастера Такайюки Фукады под названием «Слабый ветер». Интересно, что дословный перевод названия с английского Pale Wind будет звучать, скорее, как «Бледный ветер», что вполне типично для японского самовыражения, и за долгие годы плотного общения с аквариумистами из Страны восходящего солнца я к таким замысловатым оборотам уже давно привык. Однако это необычно и труднопонимаемо по-русски, поэтому приходится применять прием генерализации.

Фото Аквариум конкурсанта IAPLC
Аквариум внушительный - 150x60x55 см, - равно как и набор водных растений, использованных при аранжировке: Micranthemum sp., Hemianthus callitrichoides, Echinodorus tenellus. Lilaeopsis novaezelandiae, Fontinalis antipyretica, Vesicularia sp., Riccardia graeffei и Monosolenium tenerum. А вот комплект рыб и беспозвоночных прямо-таки типовой для конкурсных аквариумов последних лет: Paracheirodon axelrodi, Otocinclus sp., Crossocheilus siamensis, Ancistrus sp.var., Caridina multidentata.
Антураж представляет собой великолепно выполненный подводный ландшафт в стиле райюбоку с прекрасно построенной перспективой и огромным количеством мелких деталей, которые можно долго рассматривать и анализировать.
С первого взгляда меня буквально поразил контраст масштабов виртуальной растительности на переднем плане и по бокам сзади. Пo моим начальным представлениям, эта композиция явно претендовала на Гран-при. Однако впоследствии я изменил мнение, отдав предпочтение другой работе, в которой меня впечатлило общее настроение пейзажа.
Впрочем, об этом пойдет речь позже, в другом номере журнала. Пока же лишь отмечу, что, осознавая, сколько труда и внимания каждый участник вкладывает в подготовку аквариума и создание композиции, я, чтобы не обижать претендентов, разницу между первым и последующим местом оставляю всего в один балл.
Как и победитель IAPI.C-2013, Такайюка Фукада принимает участие в конкурсе аранжировки растительных аквариумов уже в пятый раз. В комментарии по случаю получения золотого приза он утверждает, что источником вдохновения для него всегда были лучшие работы других претендентов, и он надеется, что подобные турниры и в будущем останутся форумами, собирающими аквадизайнеров со всего мира для того, чтобы поделиться любовью к аквариумам и получаемым от этого вдохновением.
Первый серебряный -в Бразилии
Третье место IAPIC-2013 и первый серебряный приз получил бразильский аквариумист Марссло Тонон Шиоватто с работой «Восход солнца в долине» в сравнительно небольшом (90x45x30 см)сосуде.

Фото один из конкурсантов IAPIC-2013
Это как раз тот случай, когда можно было бы ожидать появления в аранжировочных построениях использования богатейшей национальной фауны и флоры. Однако ничего подобного не случилось: ни бразильским, ни вообще каким-либо редким растениям в этой работе места не нашлось. Все ограничилось довольно шаблонным ассортиментом: Rotala rotundifolia Green, R.rolundifolia, Eleocharis minima, Marsilca hirsute, Glossostigma elatinoides, Callitriche sp., Staurogyne sp., I.imnophila sp.«Vietnam», Hemianthus callitrichoides Cuba да Taxiphyllum sp. Рыба, правда, местная - почти забытая у нас тетра-фон-Рио (Hyphessobrycon flammeus).
Вообще же, «Долина» -впечатляющая картина огромного водопада со стремительным потоком по центру. Именно он составил основу яркой композиции, полностью отражающей название живого полотна и прекрасно передающей природную атмосферу. Как уже упоминалось, г-н Амано назвал этот стиль аквариумных ландшафтов диорамой.
Стоит отметить отлично проработанные объемность и перспективу, что для такого сравнительно небольшого водоема задача достаточно сложная. Выстраивание камней и водной растительности выполнено очень аккуратно и точно.
В комментарии к работе автор упомянул, что идея пришла к нему после посещения водопада Игуасу и прилегающих каньонов. Создавая аранжировку, аквадизайнер стремился лишь оживить в памяти ощущения, которые охватывали его при виде фантастических масс низвергающейся воды.
С.КОЧЕТОВ
Журнал Аквариум 2014 №1
Еще по этой теме:
Конкурс дизайна аквариумов IAPLC-2012
КОНКУРС ОФОРМЛЕНИЯ АКВАРИУМОВ IAPLC-2010
Итоги конкурса IAPLC-2013
Конкурс IAPLC-2013
ЗАВЕРШЕНИЕ КОНКУРСА IAPLC-2013
Просмотров: 290
|