Однажды весьма многоопытный московский аквариумист-разводчик, придя на выставку-продажу "Мир аквариума", чуть было не купил прекрасно окрашенных взрослых колумбийских красных неонов. Остановило его мое сообщение, что эти рыбы "дикие", то есть пойманные в природных водоемах. По моим представлениям, подобное заявление должно было вызвать повышенный интерес, а получилось наоборот: он вежливо отказался от покупки, сославшись на неакклиматизированность неонов. Я пытался убедить его в полезности приобретения именно природных, с хорошей наследственностью рыб, но слишком сильна была предубежденность, взращенная на рассуждениях многих отечественных и зарубежных авторов.
И такое отношение к "дикарям" - отнюдь не редкость. Широко укоренилось мнение, что выловленная в естественном водоеме рыба должна какое-то неопределенно долгое время адаптироваться в аквариуме: привыкать к другой воде, к незнакомым кормам, к ограниченному пространству и т.д.
Когда же можно считать акклиматизацию состоявшейся? Видимо, в том случае, если на новом месте рыба ус-
пешно размножается и ее рождаемость превышает смертность. По сути дела "дикарей" приходится не столько приучать к новьни условиям, сколько создавать для них обстановку, близкую к природной. Если это удается, успех обеспечен.
Фото черный фантом
В марте 1996 года на выставку поступила партия "диких" черных фантомов (Megalamphodus megalopterus). Сомневаться в том, что они пойманы в природных водах, не приходилось, так как к черным фантомам случайно примешались и другие рыбы: неизвестная фиолетовая моенкаузия с красными плавниками, самец Hemigrammus pulcher, самка Н. bentosi bentosi "королевских" размеров, два самца Inpaichthys kerri, несколько не поддающихся определению сереньких рыбок и, наконец, три самки и один самец красного фантома (Megalamphodus sweglesi).
Вообще-то на выставку дважды поступали большие партии М. sweglesi, но оба раза это были мальки размером около сантиметра, а здесь передо мной плавали взрослые, ярко окрашенные рыбы с большими круглыми черными пятнами на боках.
Случилось так, что на карантине самец находился отдельно от самок. Через десять дней, убедившись, что рыбки здоровы, я привез приглянувшуюся пару домой и посадил на нерест в подготовленный 25-литровый нерестовик.
Самец был строен и хорош собой, его большой ланцетовидный плавник задорно торчал вверх. Самка уже по прибытии в Москву выделялась среди остальных округлостью брюшка, яркой окраской и размерами. Был у нее, правда, небольшой дефект плавательного пузыря, из-за которого при спокойном состоянии рыбы хвост перевешивал вниз и она его постоянно слегка поддергивала в такт дыханию. Я понадеялся, что этот недостаток ей не помешает, и не ошибся. Икрометание состоялось на третий день. С утра рыбки оживленно плавали по аквариуму, затем начался нерест. Спаривания происходили около кустиков травы и вы-глядели обычно. Рыбки, прижавшись, замирали, затем следовало плавное взаимное отталкивание, и буроватые икринки опускались на дно. Нелипкая икра на предохранительной сепараторной сетке почти не задерживалась. Весь нерест вместе с преднерестовым гоном продолжался около пяти часов.
Через десять дней рыбки еще раз отнерестились. Таким образом, акклиматизация "диких" красных фантомов в Москве длилась недели две, да еще какое-то время они жили в карантине фирмы-поставщика в Германии, но там были свои условия жизни (вода, корм и пр.). Вот и все дела...
Когда рыбки из природы попадают в тепличные условия ухоженного аквариума с обильным разнообразным кормом, ежедневной частичной заменой воды, отсутствием хищников и болезней, они на таком "курорте" торопятся воспроизвести потомство. Я в этом неоднократно убеждался на примере разных "диких" рыб, поступающих на выставку.
Фото орнатус (фантом) черный (самки)
Дж. Даррелл как-то сказал: "...отсутствие приплода и гибель животных объясняются вовсе не упрямством питомцев, а недостатком знаний и опыта у людей, ухаживающих за ними". И еще: "Я убежден, что на свете очень мало животных, от которых нельзя получить потомства в неволе, надо только правильно их содержать."
Нередко аквариумисту не удается обеспечить достаточный объем воды. Это касается чаще всего крупных рыб. Иногда необходимо сильное течение, какой-нибудь особый корм (мальки, мухи и пр.), благодаря которому самка набирает икру, определенный субстрат (широкие листья, торф на дне, раковины и др.). Во многих случаях гормональные инъекции, освоенные и мастерски выполняемые нашими рыборазвод-чиками, помогают преодолеть многие рыбьи "капризы".
Есть, конечно, и такие виды, загадка которых до сих пор не разрешена. Так, в случае с Н. erythrostigma (синоним - Н. rubrostigraa), эффектной крупной рыбой из группы "bentosi", не помогают и инъекции. Аквариумисты пока никак не нащупают ее "пусковую кнопку". Ходят слухи об отдельных удачных случаях разведения, но я таких счастливчиков пока не встречал.
Возвращаясь к красным фантомам, остановлюсь немного на икре и подращивании мальков. У меня был период, когда я упорно занимался разведением близкого вида - черного фантома. Вследствие длительного инбридинга (рыбок завезли более 20 лет назад) возникла проблема из-за недостаточной иммуно-стойкости икры. Поэтому сразу после нереста приходилось добавлять в воду эрици-клин или эритромицин.
У красного фантома икринки на вид такие же, как у черного, схоже и их развитие. Тот же бурый желток и в икринке, и в животе личинки, из-за чего она имеет странный вид: тельце совершенно прозрачное, а каплевидное брюшко - темно-бурое, при
слабом освещении только его и видно. А вот антибиотиков на этот раз не потребовалось - икра оказалась вполне жизнестойкой.
После расплыва на первые три-четыре дня личинке по ее размерам нужна "живая пыль" (смесь науплиев рачков, инфузорий и коловраток). Подходит и солоновод-ная коловратка Brachionus plicatilis. Затем - рачок арте-мия. Подросшие мальки с удовольствием едят резаный трубочник.
Признаки окраски появляются через три недели. Растут мальки довольно медленно. Ускорить рост можно только настойчивой ежедневной частичной заменой воды. Поначалу следует корректировать жесткость и рН доливаемой воды: исходная нерестовая dGH 2-A\ рН 6,8, температура 24—26°С. В дальнейшем жесткость может быть увеличена, но до разумных пределов - где-то не более 8-10°. У меня есть основание подозревать, что если жесткая вода и не убивает подрастающих мальков, то уж окраску их, особенно красный цвет, портит.
Мой коллега по работе — опытный аквариумист-разводчик И. В. Хоботилов как-то высказал парадоксальную мысль о том, что рыба вообще растет не от корма, а от смены воды. Это, конечно, шутка. Но опыт показывает, что частой сменой воды можно добиться выдающихся результатов. Так, при втором поступлении на выставку красных фантомов прибывшие мальки были катастрофически малы: более половины из них - меньше сантимет-
ра. И только благодаря тому, что эти рыбки очень крепкие, крошки-мальки не погибли по дороге из Колумбии. Им начали менять воду по 1/10 части объема два раза в день, и ситуация быстро улучшилась. Через месяц рыбки удвоили свой размер.
Фото орнатус красный, красный фантом
Есть и другой, более яркий пример. На выставку поступили красивейшие харациновые рыбы — Semaprochilodus taeni-urus размером 8-10 сантиметров. Полдюжины оставили на выставке, а остальных распродали. Выставочным рыбкам воду заменяли сначала ежедневно, затем, когда их перевели в 300-литровый аквариум, 2-3 раза в неделю (по 100-150 литров, а иногда и больше).Через полгода мы получили возможность сравнить своих рыб с некоторыми из проданных. Результат был
потрясающий: выставочные рыбы по размерам более чем здвое превосходили своих собратьев, которым воду меняли в обычном традиционном режиме (2-3 раза в месяц по 1/10 части объема).
Нередко начинающие любители, приобретя большой, по их мнению, аквариум, удивляются: зачем часто менять воду, ведь ее так много?
Так ли уж много? Самый большой из аквариумов, поставляемых немецкой фирмой "Juwel", имеет объем 270 литров. Казалось бы, действительно немало. А если эту воду вылить на землю, образуется лужа диаметром около двух метров с глубиной в центре 20 сантиметров. Представьте себе эту лужу и прикиньте, может ли в подобном природном водоеме жить какая-нибудь рыба?
Вывод напрашивается такой: наши аквариумы, в сущности, очень малы, и все, что в них накапливается (разложившийся несъеденный корм, экскременты, погибшие организмы, отмирающие части растений и т.д.) остается в воде. Небольшую часть этих отходов утилизируют растения и водоросли, а все остальное загнивает и отравляет жизнь обитателям водоема. Даже хорошие биологические фильтры способны переработать отходы только до нитратов, не более. И хотя нитраты не вызывают явного резкого отравления, повышение их концентрации угнетающе действует именно на рост рыб. Вывести нитраты из аквариума можно только путем замены воды.
Нередко можно прочитать, что та или иная рыба плохо переносит свежую воду. То же можно услышать и о растениях. На самом деле чаще всего это реакция на внезапное изменение состава воды. Нежелательных, порой неожиданных последствий можно избежать, установив за правило регулярно заменять часть воды. В природе подавляющее большинство наших аквариумных рыб живет в реках, где вода, благодаря про-точности (да и дождям тоже) постоянно освежается. К тому же в аквариумах практически не живут бактерии-денит-рификаторы, разлагающие на составные элементы нитраты. Самый оптимальный вариант - контролировать с помощью простых химических тестов (наборы их сегодня свободно продаются) присутствие в воде нитритов (N02~) и нитратов (N03~) и в зависимости от этого устанавливать режим ее замены.
Что касается красного фантома, то остается сказать, что несмотря на крепкое здоровье и несложное разведение (была бы мягкая вода и мелкий стартовый корм), эта рыбка мало распространена в аквариумах. Она не является "коммерческим" видом, и, на мой взгляд, навсегда останется на уровне любительского спроса. На неискушенного аквариумиста она не производит особого впечатления, проигрывая в яркости и контрастности окраски почти всем близким к ней хифессобрико-нам групп "callistus" и "Ьеп-tosi".
Вместе с тем, почему бы у себя дома не иметь коллекцию разнообразных рыб? Если заводить только самых красивых, отвергая всех остальных, то вы лишите себя удовольствия наблюдать жизнь многих интересных представителей аквариумной ихтиофауны.