аквариумный сайт
Навигация

Живородящие

Лабиринтовые

Сомообразные

Харациновые

Карповые

Цихлиды

Вьюновые

Морские

Растения

Фирмы

Земноводные

Болезни рыб

Полезные статьи

Экзоты

Террариум

На других сайтах

Рыбоводство и рыболовство

На других сайтах

Последние статьи

Эхолот

Покупка аквариума

Выбор аквариума в интернет магазине

Интернет магазин террариумов

Статистика

Заметок в базе: 2625
Человек на сайте:9

Эйгенманния зеленая

Добавил статью: Сергей

Дата: 2010-08-22

Эйгенманния зеленая

Еще одно удачное разведение

Ю. УСЕНКО
г. Санкт-Петербург

Среди колоссального разнообразия новинок, поступающих к нам в последнее время, большой интерес для меня представляют рыбы из подотряда Гимнотовидные (Gymnotoidei). Я уже писал в журнале о некоторых из них. На сей раз речь пойдет об эйгенманнии зеленой (Eigenmannia virescens) из семейства Стернопиговые (Sternopygidae).


Это уже четвертая рыба данного подотряда, которую мне удалось развести. Описана она давно (в 1847 году— по А. Кочетову, в 1849 году— по Г. Штербе).
Эйгенманнии распространены в реках всего севера Южной Америки, в бассейне Амазонки и южнее — до реки Ла-Плата. В последние годы их стали довольно часто отлавливать и они появились в зоомагазинах Западной Европы. Описание вида приводится во многих зарубежных аквариумных справочниках, есть упоминание
и в книге А.М.Кочетова "Декоративное рыбоводство" (1991). А вот подробных сведений о размножении мне встречать не приходилось, хотя слышал, что где-то когда-то эта рыба была разведена.
Эйгенманнии занимали меня давно. Дважды я привозил их из Южной Америки и Голландии, но оба раза неудачно: рыбы весьма подвержены ихтиофтириозу, но абсолютно не выносят антибиотиков, малахитовой зелени и прочих лечебных красителей.

Эйгенманния зеленая (Eigenmannia virescens)

Фото Эйгенманния зеленая (Eigenmannia virescens)

В 1995 году мне снова удалось приобрести шесть рыбок, поступивших из Германии (все они были выловлены в природных водоемах). Их длина составляла от 8 до 15 сантиметров. Месяц эйгенманнии прожили в карантинном водоеме вместимостью 200 литров. Когда выяснилось, что рыбки здоровы, они переехали на постоянное место жительства в 400-литровый водоем, в компанию к стеатогенисам (Steatogenys elegans). Параметры воды: температура 24—26°С (вообще-то их жизненные пределы 22— 30°С), общая жесткость 6— 8°, рН—6,5 и чуть выше.
Стеатогенисы были гораздо крупнее новоселов, но ни те, ни другие не обращали друг на друга никакого внимания и мирно сосуществовали. Излюбленная поза сте-атогенисов — лежать на боку на крупном листе растения. Эйгенманнии же в дневное время выбирают себе стоянки за растениями и корягами. Поэтому днем они более заметны в аквариуме, чем другие гимнотовидные, которых я содержал.
Тело у эйгенманнии по сравнению с аптеронотом и стернопигом сильно вытянуто, хвостовая игла очень длинная, без какого-либо следа хвостового плавника (как, например, у аптероно-та). Любопытная особенность: когда рыбы стоят на одном месте, они постоянно вертят своей иглой, как это делает хвостом возбужденная кошка. У других гимнотовидных я такого "хвостоверчения" не наблюдал.
Окраска — светло-серая, с желтоватым оттенком, но практически тело полупрозрачно и хорошо видны внутренности рыбы. Вдоль боковой линии идет продольная темная полоса, под ней иногда проглядывает тонкая светлая. Г. Штерба пишет, что при прямом освещении рыбы однотонны, а в зарослях и в тени проступают поперечные серые полосы.
Половой диморфизм в окраске не прослеживается. У самца крупнее голова и более тупое рыло, чем у самки. Но легче всего различить рыб по полу перед нерестом, когда самка набирает икру.
Эйгенманнии совершенно неагрессивны, они не трогают рыб даже мельче себя; легкие стычки из-за укрытий обычно заканчиваются без травм.

Эйгенманния зеленая (Eigenmannia virescens)

Фото Эйгенманния зеленая (Eigenmannia virescens)

Питаются только живым кормом (мотыль, трубочник, дафния и даже циклоп).
Рыбы прожили у меня год, и наконец одна пара (из шести рыб оказались 4 самца и 2 самки) отделилась от остальных и стала держаться обособленно. К этому времени самцы имели длину 18—22 сантиметра, самки — 12—14. Пара все время крутилась возле внутреннего фильтра, у которого турбинная головка вставлена в поролоновый куб с ребристыми сторонами. В ночь на 4 июня произошел нерест. Вообще-то я его не заметил, а когда вынул поролон, чтобы промыть, на задней его стороне, в углублениях между ребрами, обнаружил икру.
Икра полупрозрачная, чуть желтоватая, шаровидная, плотная на ощупь. Она не такая клейкая, как у стерно-пигов и гипопомов — у них кладка плотная, все икринки склеены компактно. У эйгенманнии икринки были раскиданы по губке, в ее ложбинках, — возможно, их притянуло током воды в фильтре. Часть икринок я обнаружил на стеклянном дне аквариума. Всего я насчитал около 50 штук. Допускаю, что частично икра была съедена другими рыбами.
Когда я перенес икринки в нерестовик, многие из них побелели. Очевидно, переносить икру лучше перед самым выклевом. Самка осталась полная, из чего можно сделать вывод, что нерест у этих рыб порционный.
Инкубировалась икра в 20-литровом сосуде, температура 25—26°С, вода аэрировалась, но не фильтровалась. Первые личинки появились через 24 часа, последние — через 30 часов.
Личинки как у аптеронота, но мельче (не 8 миллиметров, а 4—5). Большой желточный мешок, крупная голова, два грудных плавника и большой плавник, окаймляющий все тело от затылка на спине до анального отверстия на брюхе (напомню, что у гимнотовидных это отверстие находится на уровне жаберных крышек). Личинки лежали на дне, постоянно совершая волнообразные движения.

Эйгенманния зеленая (Eigenmannia virescens)

Фото Эйгенманния зеленая (Eigenmannia virescens)

Стартовый корм — науплии артемии — был дан личинкам на восьмой день. Они сразу же начали есть, хотя желточный мешок еще не рассосался (личинки аптеронотов начинают есть, когда мешок полностью рассосется).
У подрастающих мальков сквозь окаймляющий плавник начинает пробиваться хвостовая игла, которая постепенно удлиняется. Одновременно плавник на спине все больше отходит от затылка, укорачивается и, наконец, исчезает совсем. Первый месяц мальки жили в той же банке, где появились на свет. От науплий артемии они перешли на науплии циклопа. Два раза в неделю осуществлялась замена 20—25 процентов воды. Мусора, отходов на дне почти не было. В качестве убежища мальки использовали положенную на дно скорлупу кокосового ореха, там они прятались днем. На второй месяц молодь достигла 2—2,5 сантиметра и была пересажена в более просторный водоем. Вражды и стычек я не замечал. К этому времени в рацион вошли мелкий циклоп, резаный трубочник. В четыре месяца рыбки достигли 5— 6 сантиметров и по форме и окраске стали походить на своих родителей.
Следующий нерест произошел 29 сентября 1996 года. Та же нерестующая пара была пересажена в аквариум объемом 160 литров, густо засаженный амазонским эхинодорусом и оборудованный внутренними фильтрами с поролоновыми губками. Икра, как и в первый раз, была выметана в углубления между ребрами губки. Часть ее была отложена в основания листьев эхинодоруса. Всего я насчитал около 70 икринок. Через 36—50 часов при температуре 25—26°С выклюнулись 45 личинок. На десятые сутки молоди был дан первый корм — науплии диаптомуса.
Впоследствии мальки содержались в аквариуме объемом 80 литров. Замена воды проводилась 2—3 раза в неделю (1/5 часть общего объема), температура — 24— 26°С. В течение месяца подростки (35 штук) выросли до 2—2,5 сантиметра.

Журнал Аквариум 1997 №1

Еще по этой теме:

Стернопигус

Steatogenys elegans

Просмотров: 4863

Комментарии к этой статье:

Добавить ваш комментарий:


Введите сумму чисел с картинки:

Поиск по сайту

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов.


На других сайтах

Реклама.

Московский Арована-центр

Эксклюзивные виды
рыб и креветок

Узнать цены на Московской птичьем рынке
Фирма "Боция Клоун"