Элегантные красавцы юлидохромнсы — жители скалистой литорали африканского озера Таиганьика — всегда пользовались успехом у аквариумистов. Представители немногочисленного рода julidochromis (5—7 эндемичных видов) привлекают не только своей иарядпой внешностью, но и сложным поведением.
Юлидохромисы обитают на глубине 3—5 метров в приливно-отливной зоне озера Танганьика. Как правило, они менее прихотливы, чем их глубоководные родственники (Triglachromis, Altolamprologus), и при содержании в аквариуме важно только, чтобы параметры воды соответствовали природным: жесткость 8—20° (желательно магниевая), рН 7,2—9,2, температура 23—30° С (оптимальная—27° С).
Излюбленным кормом юлидохромисов являются дафния, циклоп, коретра, мотыль, хорошо промытый и выдержанный (около недели) трубочник.
Фото юлидохромис Регана (Julidochromis regani).
В нашей стране аквариумисты с семидесятых годов успешно содержат и разводят юлидохромисов. И пожалуй, самым популярным из них уже долгое время остается юлидохромис Регана (Julidochromis regani). Легко представить нашу радость, когда в отдел ихтиологии Московского зоопарка поступили совершенно иные Jul. regani — более яркие и изящные. От исходной формы они отличались контрастным рисунком угольно-черных широких продольных полос, проходящих от головы до хвоста и сливающихся в причудливый мраморный рисунок на хвостовом плавнике. Сам же фон тела был ярких золотистых тонов с красноватым отблеском на брюшке. Иной была и форма головы, украшенная небольшим выступом, который в сочетании с выпуклыми губами придавал рыбе выражение надменности. Оторочки плавников, губы и штрихи под глазами отливали искрящимся изумрудным светом.
Вновь прибывшие рыбы имели длину 6—8 сантиметров и уже могли считаться половозрелыми. Но, как выяснилось впоследствии, данная форма Jul. regani крупнее общеизвестной и ей требуется больше времени на развитие. При беглом осмотре было установлено, что среди новых рыб 3 самца и 6 самок.
Мы решили не форсировать события и сначала вырастить юлидохромисов. Для них был выделен отдельный 280-литровый водоем (140x50x40 сантиметров) с множеством укрытий и постоянной аэрацией и фильтрацией воды через поролоновые фильтры-губки.
После месячного карантина, в ходе которого рыбы прекрасно освоились на новом месте и даже успели подрасти на пару сантиметров (самая крупная, «доминирующая», самка достигла длины 12 сантиметров), к юлидохромисам была подсажена стайка меланотений (Melanotaenia boesemani). Соседи понадобились для снятия стрессов и внутривидовой агрессивности, так как более крупные особи уже начали притеснять своих меньших собратьев.
фото юлидохромис Регана (Julidochromis regani).
Ближе к лету, в период бурного развития зоопланктона, который поедался более охотно, чем мотыль, рыбы заметно подросли и начали готовиться к нересту. Образовались три пары. Самая крупная самка к сентябрю достигла 16 сантиметров, самец —10; самая мелкая имела длину 12 сантиметров, самец — 8.
Среди юлидохромисов, особенно «непарных», постоянно вспыхивали небольшие стычки. Рыбы явно мешали друг другу. Поэтому одну пару мы отсадили, а две оставили в прежнем аквариуме вместе со стайкой меланотений и тремя «бесправными» особями, не имевшими собственной территории.
Спустя два месяца у нас активно нерестились все три пары, но пока мы решили сосредочить внимание на отсаженной отдельно.
Юлидохромисам была предоставлена 120-литровая емкость с укрытиями в виде щелевого кирпича, керамических
труб, ракушечника, кораллов. Дно местами было покрыто слоем крупного гравия. По углам находились точки слабой аэрации. Небольшая наружная помпа-фильтр создавала слабый ток воды, температура поддерживалась на уровне 27° С. Вода (2/3 объема) была взята из выростного аквариума. В дальнейшем, в течение двух недель, при постепенном добавлении воды в аквариум были внесены сернокислый магний (20 граммов), пищевая сода и поваренная соль (обе — в соотношении 1 грамм на литр). В рацион рыб был включен крупный мотыль и мелкая рыбешка.
Фото юлидохромис Регана (Julidochromis regani).
Спустя неделю произошел нерест. Первого икрометания мы не видели. При последующих нерестах мы убедились, что брачные игры (постоянное «юление» самца вокруг самки) протекают у них очень быстро.
После выбора места рыбы порционно выметывают икру (по 6—8 штук), как правило, в щель между камнями, полость кирпича или крупную раковину. Наша пара юлидохромисов выбрала кирпич. На «потолке» аккуратно были выложены ряды икринок, и самец, а временами и самка, елозили внутри, создавая, видимо, ток воды.
По стандартной схеме кладка была перенесена в 20-литровый отсадник с двумя точками аэрации по углам. В воду был добавлен метиленовый синий (до голубого окрашивания), температура поддерживалась на уровне 28° С. Через три дня молодь поплыла, а по прошествии недели стала активно гоняться за циклопом, временами зависая у поверхности. Мальки длиной меньше 1 сантиметра предпочитали сбиваться в кучи и прятались среди кусочков кораллов. К полутора месяцам потомство приобрело окраску своих родителей.
При заболеваниях, вялости юлидохромисов полезно добавить в воду 3—5 граммов на литр поваренной, а лучше морской соли. При неблагоприятных условиях, скармливании недоброкачественной пищи у рыб может развиться водянка, сопровождающаяся ерошением чешуи.
Юлидохромисы легко образуют межвидовые гибриды, например с Neolamprologus brichardi, N.sp. «walteri». Последний около полугода назад ошибочно продавался на Птичьем рынке как N. buescheri.